Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:11, контрольная работа
Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности
Философия эпохи Возрождения………………………………….2
Философия средних веков………………………………………..3
Средневековая философия арабов. Общая характеристика...6
Характерные черты………………………………………………..8
Место арабской философии в ряду мировых философских традиций…………………………………………………………….9
Соотношение с религией………………………………………….12
Философия и теоретические науки……………………………..12
Источники классической арабской философии………………22
Спорные вопросы в классической арабской философии……27
Список литературы……………………………………………….32
Содержание.
Философия эпохи Возрождения
Термин
"возрождение" дал название целой
эпохе, прежде всего в связи с
тем, что ставилась задача возродить
на новой, итальянской почве античное
культурное наследие, особенно философию,
в первую очередь творения Платона,
Аристотеля и Эпикура. А для этого
необходимо было детально изучить греческий
язык. В эпоху Возрождения греческий
язык изучали с не меньшим рвением,
чем сейчас английский. В термине
"возрождение" (по-французски – "ренессанс")
отчетливо слышатся мотивы преемственности.
Презрительное
Это была переходная эпоха в истории философской мысли. Она проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур) его познания. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.
В натурфилософии
эпохи Возрождения доминировал
пантеизм как мировоззрение
В рамках этого мировоззрения Н. Кузанский (один из философов эпохи возрождения) развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как "микрокосм", наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог - это как бы всеобщий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Итальянский ученый Д. Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлена. Этот мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. Он также выдвинул идею множественности миров и бесконечности вселенной.
В то время имела место тесная связь философии и искусства. То была "эпоха гигантов" в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Микеланджело). Яркими именами была представлена естественнонаучная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер и др.
В эпоху
Возрождения философия начинает
выходить из-под жесткого диктата
религии и католической церкви, обретая
светский характер. В социальных учениях
того времени также присутствовал
дух эпохи. Зарождение раннего капитализма
вызвало к жизни утопический
социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) с его
идеей коммунистического
Философия средних веков.
В период
Средневековья философия
Космоцентризм
древнегреческой философии
Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.
Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, – причина зла, которое необходимо для гармонии мира.
Большинству
философов этого периода было
присуще догматическое
В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: "Верую, ибо абсурдно". Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:
В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) говорил, что воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.
Философии Августина суждено было предопределить проблемы и отчасти даже выводы философов на тысячу лет вперед. В его работах впервые из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. То, что Августин часто цитировался в работах своих средневековых преемников говорит о той роли, которую он играл в установлении доктрин.
Будучи
воспитанным своей матерью
Фома Аквинский (1221-1274 гг.) – наиболее известный идеолог средних веков – полагал, что божественная истина есть мера всякой истины ...
Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в едином подчинении философии и религии. "Разложив по полочкам" как учение Аристотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим "полномочным представителем" считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные теоретические работы "сплошной соломой", "трухой".
Общественно-политические идеи средних веков
Исключительное влияние на политическую мысль Европы в средние века оказывали христианская религия и римско-католическая церковь.
Главные особенности средневекового общества:
Фома
Аквинский считал целью государственности
общее благо и выделял три
момента государственной
Сущность власти | Форма власти | Использование власти |
Сущность власти – отношения господства и подчинения, то есть порядок, установленный Богом. По своей сути власть – всегда благо, добро. | Форма власти – способ завладения властью или определённая форма государственного устройства. Может быть хорошей и плохой. | Использовать государственную власть можно во благо или во вред народу (дворянству и духовенству). |
Следовательно, | ||
|
Средневековая философия арабов. Общая характеристика.
Арабская философия
– это традиция философской рефлексии,
возникшая и получившая развитие
в эпоху господства исламского мировоззрения
в условиях преимущественно арабоязычной
цивилизации. В наши дни она претерпела
значительную трансформацию в силу
новых исторических условий и
под влиянием западной цивилизации
и философии. Термин «арабская философия»
– не единственный, который употребляется
в этом значении. Философы и историки
философии говорят также об «исламской
философии», «арабо-мусульманской