Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:35, реферат
Не связь типа "бог - личность", прямая либо опосредованная фигурой жреца, богослова, как это было характерно для иных религий, а связь принципиально иного типа: "Небо, как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели", опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя, была императивом древнего Китая. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с ее эмоциями и страстями.
Введение 3
Глава 1. Биография Конфуция
1.1 . Детство и юность. 4
1.2 Зрелость 6
1.3. На службе у правителя царства Лу 8
1.4. Годы странствий 9
1.5. Учение Конфуция о государстве 11
Глава 2. Философия Конфуцианства 14
2.1. Этико – политические идеи в принципе «Руководитель народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения» 15
2.2. Управление на основе правил поведения 16
2.3. Управление на основе добродетели 18
2.4. Концепция о воле неба в понятиях «бояться воли неба» и «Почитать духов и души умерших, но держаться от них подальше» 21
2.5. «Обладающие знаниями от рождения» и « Обладающие знаниями благодаря учению» в теории познания 22
2.6. «Путь золотой середины» 24
Заключение 27
2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный лингвистический университет
Имени Н.А. Добролюбова
Кафедра философии и теории социальной коммуникации
ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА
РЕФЕРАТ
Студентки 212 «б» группы
ФАЯ
(Реклама)
НАУЧНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Васина Н.Н.
Нижний Новгород
2007 год
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Биография Конфуция
1.1 . Детство и юность. 4
1.2 Зрелость 6
1.3. На службе у правителя царства Лу 8
1.4. Годы странствий 9
1.5. Учение Конфуция о государстве 11
Глава 2. Философия Конфуцианства 14
2.1. Этико – политические идеи в принципе «Руководитель народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения» 15
2.2. Управление на основе правил поведения 16
2.3. Управление на основе добродетели 18
2.4. Концепция о воле неба в понятиях «бояться воли неба» и «Почитать духов и души умерших, но держаться от них подальше» 21
2.5. «Обладающие знаниями от рождения» и « Обладающие знаниями благодаря учению» в теории познания 22
2.6. «Путь золотой середины» 24
Заключение 27
Введение
Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности складывавшейся в иньско-чжоуском Китае системы ценностей за тысячелетие, предшествовавшее эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Сущность их уже тогда, задолго до Конфуция, сводилась к ослаблению иррационального начала религии и возвеличению рационального начала этики, к подчинению религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации.
Не связь типа "бог - личность", прямая либо опосредованная фигурой жреца, богослова, как это было характерно для иных религий, а связь принципиально иного типа: "Небо, как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели", опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя, была императивом древнего Китая. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с ее эмоциями и страстями.
Детство и юность.
Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не "Кто ты?", а "Чей ты?". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати). Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.
Вей-цзы можно считать основателем рода и самым знатным его представителем. Он служил у основателя династии Чжоу Чень-вана(1024- 1004 гг. до н.э.) и за военные заслуги был сделан первым государем царства Сун.
Фу Фухэ - предок Конфуция в 10-м поколение -был старшим сыном сунского царя Минь-гуна. После смерти отца он уступил трон решительному младшему брату Фу Цзи и получил титул сунского дафу. После него род конфуция не имел престола, но занимал высокое положение при нем.
Наиболее известный из потомков был Чжеy Каофу, который был не только осторожным и умным политиком и царедворцем, но и знатоком письменных памятников. Совместно с придворным историком чжоуского дома он трудился над редактурой раздела "Гимны дома Шан" из "Ши цзына"- важной составной части китайского канона.
Начиная с Кун Фуцзя, сына Чжен Каофу, фамильным иероглифом стал знак "Кун". Кун Фуцзя, занимавший в царстве Сун пост да сыма, принимал активное участие в дворцовой борьбе. Сначала ему сопутствовал успех, но затем вместе с правителем, которого он поддерживал, Кун Фуцзя был убит. Его сын Му Цзинфу вынужден был бежать в соседнее царство Лу. Это закончило 300-летнюю историю Кунов в царстве Сун.
Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и, служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюженную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом(дафу), но низшего ранга и с весьма скромным достатком- упавляющий небольшой административной единицой без права передачи ее по наследству.
В достаточно почтенном возрасте(66 лет) Шу Лянхе взял себе третью - юную - жену Янь Чжи. Эта разница в возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Ленхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций -в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.
Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю- холм, Ниглина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.
Священный холм навеки стал присутствовать в имени и прозвище просветителя китайской нации. Впоследствие слава Конфуция коснулась и его - пещере дали два имени -Кун лин тун("пещера,в которой обитает дух холма") и Фу цзы тун ("пещера наставника"). Она сохранилась до наших дней.
Сам мальчик унаследовал родоваю фамилию - Кун. В Китае и сопредельных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, "прославившегося храбростью и силой", был достаточно высок.
Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил:"В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.
Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.
Нелегкий физический труд закалил Цю приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой." Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (1.91 м), все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.
В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью исскуствами" (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.
В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков-Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.
Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Он расчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.
Не довольствуясь случайными Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами( сказалось, видимо , его умение считать и вести деловые книги), затем стадами, принадлежавшими Цзи.
В каком возрасте (20 или 26-27 лет ) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.
В древних трактатах значительно большее внимание уделено одной из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывыющего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли(правил поведения).
Зрелость.
Размышляя на склоне лет о пройденом пути и как бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколбко периодов:"Учитель сказал:" В пятнадцать лет я обратил свои помослы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятдесят я познал Волю Неба. В шестдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала." Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.
К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми". Конфуций освоил достяжения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина), "Книги стихов" (Ши цзина), "Книги перемен" (И цзина), "Весны и осени" (Чунь-цу), "Книги о ритуалах" (Ли цзи), "Книги и музыке" (Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
К тридцати годам созрели оснавные этико - философские концепции будущего учения Конфуция.
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.
4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.
6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространненой тогда вере в духов.