Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:35, реферат
Не связь типа "бог - личность", прямая либо опосредованная фигурой жреца, богослова, как это было характерно для иных религий, а связь принципиально иного типа: "Небо, как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели", опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя, была императивом древнего Китая. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с ее эмоциями и страстями.
Введение 3
Глава 1. Биография Конфуция
1.1 . Детство и юность. 4
1.2 Зрелость 6
1.3. На службе у правителя царства Лу 8
1.4. Годы странствий 9
1.5. Учение Конфуция о государстве 11
Глава 2. Философия Конфуцианства 14
2.1. Этико – политические идеи в принципе «Руководитель народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения» 15
2.2. Управление на основе правил поведения 16
2.3. Управление на основе добродетели 18
2.4. Концепция о воле неба в понятиях «бояться воли неба» и «Почитать духов и души умерших, но держаться от них подальше» 21
2.5. «Обладающие знаниями от рождения» и « Обладающие знаниями благодаря учению» в теории познания 22
2.6. «Путь золотой середины» 24
Заключение 27
Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.
Конфуций ощущал веление времени и , когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни,сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений была им в оснавном уже создана.
Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоен его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого - открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.
Среди учеников тридцатилетнего Конфуция уже на начальном этапе выделилелись своими знаниями Янь Лу, Цзэн Дянь, Цзы Лу и др. Наиболее преданным оказался Цзы Лу, прошагавший с ним весь жизненный путь и торжественно похоронивший Учителя с соблюдением всех этических норм.
В 517 г. до н.э., в жизни Конфуция произошел крутой поворот. Потерпев поражение в борьбе с мощными аристократическими родами, правитель Лу Чжао-гун был вынужден был вынужден бежать в соседнее царство Ци. Конфуций не пожелал оставаться в охваченном беспорядками Лу и последовал за Чжао-гуном.
Его давно влекло процветающие царство Ци. Правда, возможность сделать там карьеру во многом зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци- Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.
На политическом небосклоне эпохи Чуньцю Янь Ин являл собой фигуру яркую и необычную. Став первым советником при циском царе Мин-гуне (581-554), он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне(553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490). В делах управления Янь Ин был наиболее последовательным и страстным приверженцем принципа "хе". Беглецы из Лу, наделенного обостренным чувством справедливости и уже немало повидавшего в жизни, не могло не поразить наличие у первого советника таких особо ценимых им качеств, как самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое главное- подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека. Формируя впоследствие образ цзынь-цзы ("совершенномудрого"), Конфуций многое заимствовал у первого советника Ци, особенно его приверженность принципу "хе". В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо неаутентичны. Например, в одном эпизоде дело обстояло следующим образом. Ближайшие слуги семьи(вассалы) Цзи после бегства Чжао-гуна выступили против своего хозяина. Оба привлекали на свои стороны учеников Конфуция и оба пытались добиться расположения самого Учителя. Одному из них он вежливо отказал, а о желании сотрудничать с другим рассказал своему ученику Цзы Лу. Но тот упрекнул его в нарушение своих собственных принципов например "правитель должен быть правителем". Которым он пытался ограничить власть политиков достигших власть не праведным путем. Конфуций в конце концов отказал тому, кому сначала хотел довериться. И еще раз подткрепил свою философию еще одним. Он предложил концепцию, смысл которой заключался в том, что истинное (стабильное) правление может вестись только Сыном Неба, а вслучае же если оно исходит не от него, то власть утрачивается в течение нескольких поколений. Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время: "Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши цзина", "Шу цзина", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям". Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитурент.
Вскоре в конце того же 501 года до н.э. луский правитель Дин-гун(509-490 гг. до н.э.) назначил Конфуция начальником уезда Чжунду.
На службе у правителя царства Лу.
В общей сложности Конфуций прослужил всего 4 года(501-497 гг. до н.э., последовательно поднимаясь по служебной лестнице. То был реальный шанс для Конфуция претворить в жизнь свое Учение, такой возможности у него уже не будет.
Деятельность Конфуция-чиновника в Китае, досконально известная в Китае, рассматривается как неотъемлимая часть самого Учения, т.к. личный пример в нем играет рещаюшее значение, тем более если речь заходит о самом Конфуцие.
Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уезда Чжунду весьма лаконичны: "Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду и с четырех сторон все стали подражать ему". Во время своего правления Учитель использовал свое
Учение. Он назначал людей на повинность, учитывая их физические способности, тем самым он внедрял принцип "и" (справедливости) в ведение государственных дел. Тем самым он улучшил моральный климат в народе: "изчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам". Конфуций в веренной ему административной единице все земли поделил на равнинные, горные, заболоченные и холмистые. Это было сделано не по его прихоти, а по необходимости изменить налоговую систему на более справедливую. Неизвестно то количество территории, которая была в ведении Конфуция, но тем не менее деяния Кун-цзы вошли в народную память.
В возрасте 52 года Конфуций был назначен на должность да сыкоу. Это был один из высших постов в чиновничьей иерархии, он заведовал уголовными делами и политическими преступлениями. У него были, по сути, функции верховного прокурора. Это делало его ближайшим советником царя. Это также был высший и последний взлет его стремительной карьеры и на ней он пробыл около 3 лет. Он был очень активен на этом посту. За это время он проявил себя как умелый и опытный политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья. Не всегда он полностью следовал букве своего Учения, хотя те случаи, когда он был чрезмерно жесток, исследователям кажутся неаутентичными. Во всяком случая он старался придерживаться Учению, но как это было сказано не всегда это было возможным, но тем не менее его называли "мужем без пороков" и враги и друзья.
В общем его правление было довольно успешным и поэтому странен тот факт, что ему пришлось покинуть свой пост в самый расцвет своей карьеры. Из разных источников можно выделить разные итерпретации тех событий, но основным мотивом является то, что Конфуций был вынужден покинуть свой пост из-за того, что его хозяин, правитель царства Лу, поступил вразрез с основными этическими и ритуальными нормами, что и стало причиной отставки Конфуция.
Годы странствий.
У Конфуция не было вначале четко разработанного плана скитаний по царствам. Им владела одна лишь мысль - очень хотелось реализовать хотя бы оснавные разработки, связанные с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные встречи, неприятности и теплые приемы.
Конфуцию ко времени исходу из Лу (497 г. до н.э.) исполнилось 55 лет. Это был уже умудреный опытом мыслитель, увереный, что его знания, частично реализованные в Лу, пригодятся правителю какого-нибудь государства.
Сначала Учитель направился в Вей и пробыл там 10 месяцев. Но после анонимного доноса был вынужден покинуть Вей и направится в Чэнь. Но по дороге он был схвачен крестьянами, которые приняли его за притеснявшего их аристократа. Он держался с достоинством и вскоре был вызволен вейскими аристократами. Потом, не рискнув ехать в Цзинь, где недавно были казнены два мыслителя, он вернулся в Вей. Там к нему обращался за советами местный правитель. Но из-за дальнейших разногласий с ним был вынужден покинуть Вей. Он направился в Сун, а потом в Чэнь, где получил ничего не значащий пост и скромное жалование. Но вскоре из-за опастности, надвигающейся войны покинул Чэнь и направился на юг в Чу.
По дороге произошел, эпизод раскрывающий видение Конфуция своего Учения. Он спросил у учеников по поводу того, что Учение пока не может реализоваться на практике "Почему мы оказались в столь бесвыходном положение?" и также сказал "А не на неправильном ли пути?". На это Цзы Гун ответил, что по его мнению "Учение чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути". И он предложил снизить требования, чтобы люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций возразил, что Дао-Путь это больше чем набор требований для совершенного государственного мужа, а идти по ниму значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений. Это высказывание подтверждает то, что Учитель придерживался идеализма, говоря о духовной субстанции Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой.
В Чу он провел несколько встреч с первым советником Чу Шэ-гуном. Беседы эти касались быстрейшего достяжения стабильности в государстве и обеспечения процветания страны. Признаком такого состояния государства Кун-цзы считает такое состояние, когда "ближние радуются, а дальние жаждали прийти".
После визита к Ше-гуну Конфуций со спутниками возвратился в Вей. Последнее пребытие в Вей было ознаменовано выдвижением концепции чжен мин(исправление(упорядочение) имен). Этим он хотел подчеркнуть необходимость периодических преобразований, как залог оздоровления общественных нравов. Краткий смысл концепции заключалась в том, чтобы человек в государстве соответствовал своему месту в нем.
Особое внимание к этой концепции объяснялось внутриполитической ситуацией в Вей, где власть была получена незаконно и Чу-гун, незаконный правитель Вей, чтобы укрепить власть попытался привлечь на должность главного советника Конфуция. Жажда претворения в жизнь своего Учения и принцип чжен мин составили дилемму для Учителя и он предпочел Единство в своем Учение и демонстративно отказался от должности, сохранив верность Учению. После этого он занялся преподавательской деятельностью.
Через пять лет ему предложили вернуться в родное Лу (видимо, за него хлопотали его ученики, занявшие высокие посты в Лу). За год до этого скончалась его жена.
В соответствие с тем, что Конфуций говорил о своей жизни("лишь в 60 я научился отличать правду от неправды") он вернулся в Лу более опытным человеком, чем когда он покинул его. Он объяснил нежелание пользоваться Дао-Путем, нерадивостью чиновников. Он предложил государю Лу "возвеличить прямых над кривыми чиновниками",и,когда государь и его приближенные являют собой пример следования традиций, то и народ становится вернопреданным и становится на путь самосовершенствования. Советы Учителя были выслушены, но, как и ожидалось никаких практических шагов не последовало. Но Конфуций и не ожидал иного.
Конфуций занялся преподаванием. Преподавание он проводил в школах, набор в которые проводился по принципу ю цзяо у лей(не различая происхождение)."Кун-цзы учил четырем вещам: вень-письменным памятникам, син- действиям в жизни, чжун- преданность учению и синь-правдивость".
В последние годы жизни он также написал летопись "Чунь-цю" и отредактировал Шесть Канонов, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлияли на национальный характер китайцев.
В 482 г. до н.э. скончался его сын, а в 481 г. до н.э.-самый любимый ученик Цзы Лу. Эти беды ускорили смерть Учителя и у себя в доме, в постеле, не вставая, 7 дней, он скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни.
Учителя похоронили у реки Сышуй. В его могилу положили и вещи Учителя. Это место стало местом поломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет...
Учение Конфуция о государстве.
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязанно. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он предавал большое значение.
Правила по сути устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и госусударства в целом. Значение ли весьма обьемно. Сюда входят и жень("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал:"Можно ли управлять с помощью вежливости не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!".Вежливость по-сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степене относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, оснанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным."
Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достяжение единство через разногласия".