Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:35, реферат
Не связь типа "бог - личность", прямая либо опосредованная фигурой жреца, богослова, как это было характерно для иных религий, а связь принципиально иного типа: "Небо, как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели", опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя, была императивом древнего Китая. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с ее эмоциями и страстями.
Введение 3
Глава 1. Биография Конфуция
1.1 . Детство и юность. 4
1.2 Зрелость 6
1.3. На службе у правителя царства Лу 8
1.4. Годы странствий 9
1.5. Учение Конфуция о государстве 11
Глава 2. Философия Конфуцианства 14
2.1. Этико – политические идеи в принципе «Руководитель народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения» 15
2.2. Управление на основе правил поведения 16
2.3. Управление на основе добродетели 18
2.4. Концепция о воле неба в понятиях «бояться воли неба» и «Почитать духов и души умерших, но держаться от них подальше» 21
2.5. «Обладающие знаниями от рождения» и « Обладающие знаниями благодаря учению» в теории познания 22
2.6. «Путь золотой середины» 24
Заключение 27
Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации Учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане(самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая):"Он обладает четырьмя дао(сферы деятельности,направления в деятельности, качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестящих, он прявляет чувство ответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используя народ проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящиму, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным прииером, а если он начнет опираться на закон(как легист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет сыновья чувства к такому правителю(чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых,воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и(справедливости). Только сочетание четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также для получение права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников(если они были цзын-цзы). Бюрократия являясь носителем ли в государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя и дало ей право на законное(легитимное) свержение неустаивающего их правителя(этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.
"Благородный муж(правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых".Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершеннмудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень(человеколюбием). И по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязаностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны прежде всего заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "чсправление(упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути вторая есть прямое следствие первой.
"Исправление имен"-одно из важнейших положений Конфуция о принципах управления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когда вейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, то будет ясно в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вей изгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобы восстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то время находился в том царстве на высокий пост, но Конфуций(хоть и очень желая получить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правитель для Учителя - человек, дважды нарушевший его основной принцип: он не только не "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучно и названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре может развалится из-за нравственного опустошения и государственной разложения. Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагае пересмотреть название и привести их в соответствие с нормой его Учения.
"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.
В общем конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжение многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы будучи не столь безобидными в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искуствоведов всего мира.
ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА
Учитель Кун (551 — 479 гг. до н.э.) по имени Цю и прозвищу Чжунни уроженец г. Цзоуи в царстве Лу. Родился в конце периода Чуньцю, был потомком аристократического рода в царстве Сун и являлся основоположником «школы служилых людей». В детстве Конфуций лишился отца, жил в бедности, занимал низкое положение, изыскивая средства к пропитанию, изучил много прикладных искусств, а потому говорил о себе: «В молодости я занимал низкое положение, поэтому научился многим занятиям простых людей» (Лунь юй, гл.9); «Меня не использовали на службе, поэтому (я владею многими) искусствами» (Лунь юй, гл.9).
Достигнув зрелого возраста, Конфуций занимал в течение какого-то времени должность хранителя складов, смотрителя пастбищ, затем был назначен с повышением на должность «сморителя общественных работ», т. е. ведал строительными работами, а в возрасте более 50 лет в течение трех месяцев занимал в царстве Лу должность начальника судебного приказа.
Конфуций выступал за проведение реформ и «не имея даже времени согреть циновку, на которой он сидел» (Хуайнань-цзы, гл.19), разъезжал с поучениями по правителям отдельных царств, но, поскольку высказываемые им идеи не соответствовали требованиям времени, потерпел в своих усилиях неудачу и отказался от службы.
В течение всей жизни Конфуций главным образом содержал частную школу, работая на поприще образования и науки. Среди его учеников «было 72 человека, глубоко постигших шесть видов искусств» (т. е. правила поведения, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо, математику).
«Лунь юй» — запись высказываний и поступков Конфуция — главный источник для изучения идеологии Конфуция.
ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПРИНЦИПЕ «РУКОВОДИТЬ НАРОДОМ С ПОМОЩЬЮ ДОБРОДЕТЕЛИ И ВНОСИТЬ В НАРОД ПОРЯДОК С ПОМОЩЬЮ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ»
Этико-политические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию управления с помощью добродетели (правил поведения), поскольку они выражают основные политические взгляды, присущие только «школе служилых» людей, созданной Конфуцием.
В конце периода Чуньцю вслед за изменением производственных отношений началась феодализация надстройки, что нашло выражение в сохранившихся свидетельствах, например в царстве Цзинь были «отлиты треножники с текстом законов» (Цзо-чжуань, гл.53), «чжэнцы отлили тексты законов» (Цзо-чжуань, гл.43). Публикация зафиксированных законов — это своего рода мера, принятая для ограничения привилегий рабовладельцев-аристократов. В ответ на эту реформу Конфуций выдвинул теорию управления на основе добродетели (правил поведения). Он говорил: «Если руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний, народ будет стремиться избежать наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, народ будет знать стыд и исправится» (Лунь юй, гл.2). Здесь под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, а под правилами поведения — система правил, главным образом система родовых отношений.
С точки зрения Конфуция, «отливка треножников с текстом закона», установление и доведение до всеобщего сведения писаных законов могли привести только к управлению с помощью административных распоряжений и наказаний, а это вызовет у народа стремление избежать наказаний, но не вызовет стыда за совершенное преступление. Основная же особенность так называемого «учения служилых» (Жи-цзи, гл.23) состоит в преувеличении значения перевоспитания на основе правил поведения и долга, и главным для нее является «атака на сердца».
УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
Управление на основе правил поведения — центральный пункт и точка опоры этико-политических идей Конфуция. Конфуций говорил: «(Установления династии Чжоу) основываются (на установлениях) двух династий. О, как они богаты и совершенны! Я следую за Чжоу» (Лунь юй, гл.3). Он считал, что правила поведения при династии Чжоу возникли на основе правил поведения династий Ся и Шан, они богаты и многогранны, поэтому он придерживается правил поведения династии Чжоу. В связи с этим Конфуций всеми силами выступал против таких явлений, как наблюдавшийся упадок правил поведения и музыки, коренные изменения в гражданском состоянии, посягательства на права высших и т. д.
Для того чтобы поддержать и защитить управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование об «исправлении имен», пытаясь с помощью выражающих понятия слов исправить действительность и изменить положение в обществе, когда «правитель не правитель, слуга не слуга, отец не отец, сын не сын», и вместо этого восстановить авторитет родо-иерархической системы, когда «правитель был правителем, слуга — слугой, отец — отцом и сын — сыном» (Лунь юй, гл.15), как это предусматривалось правилами поведения династии Чжоу. Конфуций считал, что, если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки» (Лунь юй, гл.16).
Слова Конфуция показывают, что запутанность в гражданском состоянии оказывала чрезвычайно серьезное и глубокое влияние на разрушение существовавших при династии Чжоу правил поведения и кризис рабовладельческого строя. Они также доказывают, что требования Конфуция об «исправлении имен» было возвращением к прошлому. Согласно чжоуским правилам поведения, решение вопросов, связанных с «правилами поведения, музыкой и военными походами, исходит от Сына Неба», но в создавшейся реальной обстановке эти решения стали «исходить от владетельных князей», «от высших сановников», и даже «второстепенные сановники стали держать в своих руках жизнь государства» (Лунь юй, гл.19). Конфуций говорил, что «в Поднебесной исчезло дао» (Лунь юй, гл.19).
Согласно чжоуским правилам поведения, танцевально-музыкальная труппа Сына Неба ба и насчитывала 64 человека, которые выстраивались в восемь рядов по восемь человек в каждом ряду, труппа у владетельных князей носила название лю и (шесть рядов по шесть человек в ряду) и труппа у сановников — сы и (четыре ряда по четыре человека в ряду). Однако в царстве Лу Цзи-ши, представитель вновь возникших феодальных сил, занимавший должность сановника, устраивал «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов» (Лунь юй, гл.3), т. е. он присваивал себе достоинства правителя государства. В связи с этим Конфуций говорил: «Если это можно вынести, то что тогда нельзя выносить?» (Лунь юй, гл.3), выразив таким образом свое крайнее возмущение.
Что касается самого Конфуция, то он изо всех сил стремился выполнять различные предписания, предусмотренные чжоускими правилами поведения. Хотя уже в то время это воспринемалось проявлением косности, отсталости и Конфуций недовольно говорил: «Когда государю служат, выполняя все правила поведения, люди считают это угодничеством» (Лунь юй, гл.4).
Однако будучи реформистом Конфуций хотя и был упрямым, но не твердым. Чтобы защитить основное содержание чжоуских правил поведения, он вносит в них поправки. Согласно чжоуским правилам поведения, «они не снисходили до простого народа», в то время как разработанная Конфуцием система управления на основе правил поведения предусматривала «внесение в народ порядка с помощью правил поведения». С одной стороны, это доводило правила поведения до народа, а с другой — расширяло сферу применения ограничений, накладываемых управлением на основе правил поведения. Кроме того, Конфуций связал правила поведения с «уступчивостью», считая, что «с помощью правил поведения и уступчивости можно управлять государством» (Лунь юй, гл.5). Его ученик Ю-жо заявлял: «При использовании правил поведения ценится достижение согласия» (Лунь юй, гл.1).