Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, реферат
Данная работа посвящена изучению философских взглядов Чокана Валиханова, его мировоззрению. Прогрессивные, гуманистические взгляды его на многие вопросы современности, которые в свое время поднимал именно он, выработанные им на основе достижений науки того времени и под влиянием просветительства – революционного демократизма, находят сейчас понимание в современном обществе.
Первая глава данной работы посвящается нами истории жизни и творчества Чокана Валиханова, как и под чьим влиянием формировались его взгляды, какие исторические события этому способствовали.
Ч.Валиханова можно назвать, без укора совести, отечественным просветителем. Термин «просветитель» чрезвычайно емок. Но, во всяком случае, он относится к людям, стремящимся культивировать разум; просвещать, к людям страстно ненавидящим ложную «мудрость», прикрывающую на самом деле своекорыстие, разоблачающим демагогию и уловки, в которые маскируются предрассудки и суеверие. Если к разряду просветителей относят Вольтера, Руссо, Дидро и Гольбаха, Джефферсона и Франклина, Радищева и Чернышевского, то внесение в этот список Чокана Валиханова является само по себе красноречивым. Но именно по этому, отталкиваясь от общих черт просветительства, направляем внимание конкретных черт мышления, на воссоздание биографии духовного роста личности, на те реальные жизненные контексты, в которых складывались точки идейного притяжения и идейного отталкивания. Именно этому и посвящена вторая глава «Особенности философского материализма Чокана Валиханова», которая является ядром этого реферата и рассказывает о материалистическом подходе философского мировоззрения Ч.Валиханова.
Введение 3
1. Формирование мировоззрения Чокана Валиханова 4-9
2. Особенности философского материализма
Чокана Валиханова 10-15
3. Истоки Евразийства в духовном наследии
Чокана Валиханова 16-21
4. Критика религии и атеизм Чокана Валиханова 22-29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
ПЛАН
Введение 3
1.
Формирование мировоззрения
Чокана Валиханова 4-9
2. Особенности философского материализма
Чокана Валиханова 10-15
3. Истоки Евразийства в духовном наследии
Чокана Валиханова 16-21
4.
Критика религии
и атеизм Чокана
Валиханова 22-29
Заключение 30
Список
использованной литературы 31
Данная работа посвящена изучению философских взглядов Чокана Валиханова, его мировоззрению. Прогрессивные, гуманистические взгляды его на многие вопросы современности, которые в свое время поднимал именно он, выработанные им на основе достижений науки того времени и под влиянием просветительства – революционного демократизма, находят сейчас понимание в современном обществе.
Первая глава данной работы посвящается нами истории жизни и творчества Чокана Валиханова, как и под чьим влиянием формировались его взгляды, какие исторические события этому способствовали.
Ч.Валиханова можно назвать, без укора совести, отечественным просветителем. Термин «просветитель» чрезвычайно емок. Но, во всяком случае, он относится к людям, стремящимся культивировать разум; просвещать, к людям страстно ненавидящим ложную «мудрость», прикрывающую на самом деле своекорыстие, разоблачающим демагогию и уловки, в которые маскируются предрассудки и суеверие. Если к разряду просветителей относят Вольтера, Руссо, Дидро и Гольбаха, Джефферсона и Франклина, Радищева и Чернышевского, то внесение в этот список Чокана Валиханова является само по себе красноречивым. Но именно по этому, отталкиваясь от общих черт просветительства, направляем внимание конкретных черт мышления, на воссоздание биографии духовного роста личности, на те реальные жизненные контексты, в которых складывались точки идейного притяжения и идейного отталкивания. Именно этому и посвящена вторая глава «Особенности философского материализма Чокана Валиханова», которая является ядром этого реферата и рассказывает о материалистическом подходе философского мировоззрения Ч.Валиханова.
Глава «Истоки Евразийства в духовном наследии Ч.Валиханова» является подробным подтверждением выражения П.П.Семенова-Тян-Шанского, который сказал, что «Валиханов сохранил глубокую преданность своей стране, он любил киргизскую (т.е. казахскую) жизнь, но тем не менее умел высоко ценить западную цивилизацию»1. Сегодня во всем мире стоит актуальным вопрос об единстве Азии и Европы, который еще в 19 веке задал казахский просветитель.
Последняя
глава описывает
отношение Ч.Валиханова
к религии. Сейчас отношение к религии,
каким бы оно не было, никем не будет осуждаться
(мы живем в демократическом государстве),
во времена же «Союза» атеизм поощрялся,
во времена царизма наоборот – наказывался.
Валиханов был атеистом, и для его времени
это можно считать шагом вперед и рассматривать
не как отпор духовности, а как открытие
дверей научному прогрессу. Для него существовала
своя вера – вера в идеалы разума и гуманизма.
Глава 1. Формирование мировоззрения
Чокана
Валиханова
Ч.Ч.Валиханов родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных районов Казахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкам знаменитого хана Аблая и составляли знатный род немногочисленной аристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботам своих влиятельных покровителей и прежде всего отца, —Чингиса Валиханова, — Чокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в мусульманской религиозной школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями в этот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и из уст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.
В 1847 году в судьбе Чокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус, который, по общему признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведением Сибири той поры.
Годы учебы Ч. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе. Процесс этот стал постепенно охватывать и окраины России. Многие видные представители русской демократической интеллигенции, волей царизма высланные в Сибирь и другие отдаленные районы страны, не прекращали своей деятельности. Прибыв на места своих ссылок, они активно вовлекали в борьбу против реакции все новые силы, оказывали содействие формированию передового образа мыслей у образованных представителей угнетенных царизмом народов. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что значительная часть прогрессивно мыслящей русской интеллигенции, спасаясь от преследований царизма, старалось устроиться для продолжения своей работы в отдаленных от центров России очагах культуры. Одним из таких очагов оказался тогда Омск — крупный административный и культурный центр Сибири и северного Казахстана. Хотя царский надзор не дремал и здесь, но он не был здесь таким суровым, как в Петербурге и других центральных городах Российского государства. Полнейшее политическое и идеологическое невежество царских надзирателей в этом крае позволяло прогрессивно настроенным людям более или менее свободно вести пропаганду своих взглядов среди различных слоев омского общества и, прежде всего, среди учащейся молодежи. Наибольший же интерес к политическим вопросам проявляли тогда питомцы Омского кадетского корпуса, который стал не только лучшим учебным заведением Сибири, но и средоточием самых передовых идей своего времени. В корпусе занятия с кадетами вели, наряду с заурядными специалистами, такие мыслящие педагоги как Н. Ф. Костылецкий — литератор и ориенталист, поклонник идей В. Г. Белинского, В. П. Лободовский—литератор, друг Н.Г.Чернышевского, Гонсевский — историк, последователь прогрессивных политических теорий Европы2 и др. Согласно неоднократным свидетельствам Г. Н. Потанина, Ч. Валиханов очень тесно общался именно с этими преподавателями корпуса, что, по мнению его близких друзей и современников, послужило главной причиной достаточно быстрого становления его политической и гражданской зрелости, довольно раннего появления у него глубокого интереса к общественным делам.3 Семена идей, заброшенных в душу молодого Чокана его русскими учителями, вскоре дали обильные всходы.
В 1853 году Ч. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма интенсивный, и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно-политической деятельности. Находясь по долгу службы в -чуждой для него среде высокопоставленных чиновников царский колониальной администрации, он усиленно ищет себе единомышленников в среде прогрессивных деятелей России. Он постоянно вращается в кругу той части омской интеллигенции, костяк которой составляла семья либерально настроенного К. К. Гутковского и связанная с видными русскими учеными семья С. Я. Капустина. В 1854 году через своих омских друзей Ч. Валиханов устанавливает близкие дружественные отношения с ссыльными петрашевцами Ф. М. Достоевским, С. Ф. Дуровым и др. Спустя немногим более года он вступает в тесный деловой и дружеский контакт с известным русским географом и путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским.
Систематическое общение с непосредственными участниками русского освободительного движения и передовой научной мысли многое изменило во взглядах казахского просветителя.
Как вспоминает Г. Н. Потанин в своей статье «Встреча с С. Ф. Дуровым», выпускники выходили из стен кадетского корпуса «политическими двоеверами», т. е., с одной стороны, они полагали, что прогресс должен быть результатом совместной деятельности образованных людей, а, с другой, сильна была у них еще вера в царя, способного, якобы, дать России реформы, полезные и нужные для общества и народа.
В результате частных бесед с Ф. М. Достоевским и С. Ф. Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855—1856 годам полностью освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательно становится демократом. При настойчивом содействии С. Ф. Дурова он помогает освободиться от ошибочных взглядов своему другу Г. Н. Потанину.
Что же касается научных интересов молодого Чокана, то они в значительной мере тоже были предопределены как влиянием Ф. М. Достоевского и С. Ф. Дурова, так и, в особенности, П. П. Семенова-Тян-Шанского, которые нацеливали казахского ученого на изучение богатой и древней культуры его родного народа, географии доселе плохо известного мировой науке края.
Воодушевленный горячей поддержкой своих помыслов русскими друзьями, Ч. Валиханов немедленно приступает к энергичному сбору материала по истории и современному состоянию казахской народной культуры. Работа эта была начата им еще в ученические годы. Но тогда она носила эпизодический характер. Теперь же просветитель не только собирает, но и проводит систематизацию и анализ собранного материала. В результате, в течение сравнительно короткого времени, из под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок. Среди них «Предания и легенды большой киргйз-кайсацкой орды», представляющая собой одну из первых записей исторических преданий казахского народа, «Тенкри (Бог)» — о древних верованиях казахов, «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века» и др. Все эти работы были выполнены Ч. Валихановым с конца 40-х до середины 50-х годов прошлого века. В свое время они не были опубликованы, но их рукописные списки были хорошо известны достаточно широкому кругу ученых востоковедов той эпохи.
Летом 1856 года в составе экспедиции полковника М. М. Хоментовского Ч. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Эта поездка оказалась для него весьма полезной. Он обогатился новыми знаниями, собрал бесценный материал о жизни киргизского народа, записал и впервые перевел на русский язык цикл сказаний из киргизской энциклопедической поэмы «Манас». Эти переводы в свое время получили восторженные отзывы известных востоковедов и не утратили своего значения по сей день.
Во время путешествия Ч. Валиханов вел тщательные записи своих наблюдений, которые были сведены им в «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Дневник...» оказался поистине глубокой исследовательской работой. Вместе с тем в ней нашли отражение не только научные позиции ученого, но и его демократические убеждения, а также его прогрессивные философские взгляды. Казахский просветитель выражал постоянное сожаление по поводу того невежества и суеверий, которые господствовали в массе киргизского народа и с искренним сочувствием описал бедственное положение низших сословий киргизского общества.
По возвращении из поездки Ч. Валиханов подготовил обширную историко-этнографическую и социально-политическую работу под названием «Записка о киргизах», которая, к сожалению, не была опубликована при его жизни и увидела свет лишь в 1968 году, т. е. спустя более ста лет после ее составления. Помимо «Записок о киргизах», примерно в этот же период, им были подготовлены «Заметки по истории южно-сибирских племен». Кроме того, по итогам осенней поездки в 1856 году в город Кульджу он составил хронологический сборник «Западный край китайской империи и город Кульджа. (Дневник поездки в Кульджу 1856 года)» и др. В этих материалах автор не ограничился констатацией тех событий, явлений, фактов, с которыми ему приходилось сталкиваться, а снабдил их своими размышлениями, подверг их своеобразному логико-теоретическому анализу. В них получили яркое выражение остро критическое отношение просветителя к порокам общественной жизни феодального Китая, глубокий критический анализ различных религиозных течений, в частности, ислама, буддизма и др. Достаточно четко выявились симпатии к демократическим принципам, понимаемым им как необходимое условие облегчения тяжелой участи бедноты различных стран.
Значительные события в жизни Ч. Валиханова, принесшие ему мировую известность, произошли в 1858— 1859 годах. Именно в это время он при активном содействии П. П. Семенова-Тян-Шанского, всего русского географического общества подготовил и совершил свое знаменитое путешествие в Кашгар, загадочную и таинственную в те годы страну, куда со времени известного Марко Поло (1254—1323) не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца А. Шлагинвейта (1829— 1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз накануне прибытия сюда Ч. Валиханова окончилась трагически. Немецкий ученый был жестоко казнен кашгарским ходжой. Отсеченная голова его венчала собой огромную пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные провинности. И в это суровое и смутное время казахский путешественник не только сумел под видом азиатского купца проникнуть на территорию Кашгарии, но и собрал богатейший материал по истории, географии, народонаселению, экономическому положению и политическому состоянию этого края. Пребывание в Кашгарии длилось без малого полгода (с 1 октября 1858 года до середины марта 1859 года) и потребовало от путешественника колоссального напряжения моральных и физических сил, проявления недюжинной энергии, находчивости и смекалки.
Весной 1859 года Ч. Валиханов возвратился на родину. Здесь его ожидала новая нелегкая работа. Нужно было обобщить собранные материалы и предоставить правительству подробный отчет о поездке. Ученые круги России тоже с нетерпением ждали новых научных сведений от казахского просветителя.
После короткого отдыха в Омске и в родной степи Ч. Валиханов был вызван в Петербург. В столицу он прибыл к концу 1859 года, а уже через год с небольшим, весной 1861 года, вынужден был вернуться в Степь из-за своей тяжелой болезни.
Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становления научных и общественно-политических взглядов Ч. Валиханова, формирования его передового образа мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то коренной перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель уже был зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимися демократическими и просветительскими убеждениями. Однако, пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 года, когда политические страсти различных социальных сил русского общества достигли крайней степени остроты и идейно-политическая борьба была неимоверно накалена, естественным образом сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и мироощущения в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.
Официально Ч. Валиханов был прикомандирован к департаменту Генерального штаба, а с середины 1860 года был зачислен также на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Под надзором высокопоставленных чиновников этих ведомств он подготовил обширный отчет о своей поездке в Кашгар. В последствие этот отчет получил мировую известность под названием «О состоянии Алтышара, или Шести восточных городов китайской Нан-Лу (Малой Бухарин) в 1858—1859 годах». Работа эта замечательна не только тем, что содержит богатые научные данные, не утратившие своего значения до сих пор, но главным образом тем, что в ряде ее разделов и глав отразились прогрессивные политические взгляды и мировоззренческие принципы ее автора, в значительной мере навеянные той идейно-политической обстановкой, которая царила в Петербурге кануна буржуазной реформы 1861 года. Хотя в ней Ч. Валиханов анализировал идейно-политические события далекого от Петербурга Восточного Туркестана, тем не менее его теоретические выводы были злободневными и для самой России, а так же и для народов, от нее зависимых.4