Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, реферат
Данная работа посвящена изучению философских взглядов Чокана Валиханова, его мировоззрению. Прогрессивные, гуманистические взгляды его на многие вопросы современности, которые в свое время поднимал именно он, выработанные им на основе достижений науки того времени и под влиянием просветительства – революционного демократизма, находят сейчас понимание в современном обществе.
Первая глава данной работы посвящается нами истории жизни и творчества Чокана Валиханова, как и под чьим влиянием формировались его взгляды, какие исторические события этому способствовали.
Ч.Валиханова можно назвать, без укора совести, отечественным просветителем. Термин «просветитель» чрезвычайно емок. Но, во всяком случае, он относится к людям, стремящимся культивировать разум; просвещать, к людям страстно ненавидящим ложную «мудрость», прикрывающую на самом деле своекорыстие, разоблачающим демагогию и уловки, в которые маскируются предрассудки и суеверие. Если к разряду просветителей относят Вольтера, Руссо, Дидро и Гольбаха, Джефферсона и Франклина, Радищева и Чернышевского, то внесение в этот список Чокана Валиханова является само по себе красноречивым. Но именно по этому, отталкиваясь от общих черт просветительства, направляем внимание конкретных черт мышления, на воссоздание биографии духовного роста личности, на те реальные жизненные контексты, в которых складывались точки идейного притяжения и идейного отталкивания. Именно этому и посвящена вторая глава «Особенности философского материализма Чокана Валиханова», которая является ядром этого реферата и рассказывает о материалистическом подходе философского мировоззрения Ч.Валиханова.
Введение 3
1. Формирование мировоззрения Чокана Валиханова 4-9
2. Особенности философского материализма
Чокана Валиханова 10-15
3. Истоки Евразийства в духовном наследии
Чокана Валиханова 16-21
4. Критика религии и атеизм Чокана Валиханова 22-29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Сняв «покровительство над муллами и над идеями. ислама», полагал он далее, следует для достижения-успеха в борьбе против религии «учредить в округах вместо татарских (т. е. мусульманских) школ русские (т. е. светские). Затем реакция обнаружится сама собой». В том, что эта реакция обязательно окажется положительной Ч. Валиханов не сомневался. И эта его уверенность, конечно имела под собой довольно веские основания, так как при наличии подлинной свободы вероисповедания, к чему, в сущности, и сводилось требование Ч. Валиханова, значительные массы казахов действительно могли отойти от ислама. Все дело заключалось только в том, что даже безобидных мер борьбы против ислама, которые предлагал казахский просветитель, невозможно было осуществить при царизме. Но если бы они и были осуществлены тогда, то все равно без коренного изменения социального положения трудящихся казахов они не смогли бы полностью подорвать корни мусульманства. Это в какой-то мере понимал и сам Ч. Валиханов. Он, в сущности, правильно подчеркивал в одной из своих работ, что «против такого зла, как ислам, недостаточно одних паллиативных мер». А какие меры могли бы выйти за пределы паллиативных и стать действительно достаточными и коренными средствами борьбы против ислама, он указать не смог.
Ч. Валиханов не только вскрыл несостоятельность и реакционную роль религии, не только боролся против нее, но и пытался дать естественно-научное объяснение ее сущности, раскрыть подлинные причины ее происхождения.
В небольшой по объему, но весьма богатой по своему идейно-теоретическому содержанию статье под названием «Следы шаманства у киргизов» он, наряду с постановкой целого ряда серьезных проблем религии, отводит одно из важных мест проблеме происхождения шаманства. Его законченные и очень точно сформулированные мысли по этому вопросу отличаются поистине глубоким теоретическим смыслом, который до сих пор, как нам кажется, не раскрыт еще во всей своей полноте в нашей чокановедческой литературе.
Следует прежде всего отметить, что Ч. Валиханов рассматривает шаманство, как и прочие религии, в качестве фантастического, извращенного отражения действительности в голос человека, отражения, сводящегося, в конечном счете, к обоготворению сил природы, с одной стороны, и духа умерших предков, с другой. «Шаманство, с одной стороны, есть почитание природы вообще и в частности. Человек действует и живет под влияние природы. В этом смысле шаманство представляет крайний материализм. С другой стороны, умирая, человек сам становится божеством — это крайний спиритуализм»31.
Более того, религиозные представления шаманистов он рассматривает как представления, связанные с образом жизни народа, с его бытом, как отражение в сознании народа его собственного быта. Так, описывая представления казахов о жителях неба, Ч. Валиханов весьма метко замечает: «...образ жизни небесных жителей — киргизский, иначе и быть не могло, так как эти элементы суть плод киргизской фантазии». Иными словами, не реальная жизнь сотворена по образу и подобию жизни небесных жителей, а в фантастических образах жизни небесных жителей получил, свое отражение образ жизни реальных земных людей.
В
другом месте он с такой же определенностью
заявляет: «Все шаманские обряды, понятия,
легенды столь тесно
Понимание
того, что религия, в какой бы форме
она не выступала, всегда есть отражение,
пусть даже извращенное, фантастическое,
но все же отражение жизни, в действительности
было доступно не многим мыслителям эпохи,
в которую жил Ч. Валиханов.
Соотнося творческое наследие Чокана Валиханова с нашим временем, необходимо заметить, что это наследие является настоящим достоянием национальной культуры и философии казахского народа. Но до сих пор до конца не изучены его труды, которые, на наш взгляд, достойны большего внимания, чем уделяется им сегодня.
Но несмотря ни на что, прогрессивные идеи Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, спустя столетия остаются актуальны.
Научные
труды Чокана Валиханова открыли нам
важнейшие страницы истории казахского
народа, при этом факты и события даются
не обособленно, а в тесных связях с историческим
развитием народов Средней Азии и России.
И здесь исключительно важно то, что отношения
Казахстана и России Чокан Валиханов так
же, как и выдающиеся деятели русской науки
и культуры, осмысливал с передовых позиций
своей эпохи. Чокан Валиханов в том будущем,
от которого его отделяло тогда целое
столетие, сумел увидеть подлинное содружество
народов, вопрос которого сейчас остро
стоит во внешнеполитических отношениях
нашего государства; а также социальный
прогресс и культурное развитие казахского
народа, он полагал, что все это станет
реализовано благодаря прогрессивному
воздействию слияния культур русского
и казахского народов.
Периодика: