Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:53, реферат
Эволюция – это процесс развития, совершенствования какого либо объекта или системы, состоящий из постепенных количественных и (или) качественных изменений. Следует отметить, что эволюция научного познания шла бок о бок с эволюцией самого человека, а эволюция человека тесно связана с процессом накопления, хранения и передачи информации по наследству. Именно информация формирует у человека определенный тип психики. В конечном итоге это отражается и на научном познании. Поэтому, чтобы определить самые истоки научного познания, необходимо рассмотреть какие существовали и существуют формы знания. Исторически первой известной науке формой знания является миф.
Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
1.1 Мифология 4
1.2 Религия как специфическая форма познания 6
1.3 Обыденное познание 9
1.4 Донаучное познание 10
1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список литературы 32
Оглавление
Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
1.1 Мифология 4
1.2 Религия как специфическая форма познания 6
1.3 Обыденное познание 9
1.4 Донаучное познание 10
1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список
литературы 32
В этой работе будет предпринята попытка проанализировать с философской точки зрения развитие научного познания на протяжении большого периода времени – от древних времен, до современного времени. Данная тема является довольно интересной, поскольку мы представляем научное познание именно таким, каким оно является в наши дни, но имеем ограниченное представление о том, каким оно было до, и как пришло к тому, что мы имеем сейчас. Так как само понятие научного познания неотделимо от понятия науки, будет так же рассмотрено и поэтапное развитие науки в более поздние периоды. Это даст возможность увидеть взаимосвязь процесса познания мира человеком и формы, которую это познание обрело.
Для начала стоит определить, что такое научное познание. Стремление человека познать этот мир осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. И хотя научное познание выросло из обыденного познания, теперь эти формы существенно отличаются. Вот их основные отличия. Во-первых, у научного познания свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Научное познание ориентировано, в конечном счете, на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. Во-вторых, научное познание требует выработки особых языков науки. В-третьих, в отличие от обыденного познания, научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. В-четвертых, для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. Наконец, отличны в научном и обыденном познании способы обоснования истинности знаний.
Современное определение научного познания имеет следующий вид – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. При этом научному познанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. В научном познании используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Результаты научного познания достигаются путем исследования субъектом объекта. Различают два уровня исследования – теоретический и эмпирический. Каждый из них предполагает использование свойственных ему методов получения новых знаний. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое исследование – это познание, осуществляемое на уровне абстракции. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
Таким научное познание стало в наши дни. В древние времена такого термина не существовало, человек просто стремился познать этот мир, никак еще не систематизируя этот процесс. В то время не было никаких методологий, по которым человек следовал в процессе получения новых знаний, не было никаких критериев оценки достоверности знаний. В основном, это было простое описание видимых природных явлений, примечание систематически повторяющихся явлений, и так далее. Попыток объяснить эти явления не было, если, конечно, не брать в расчет связывание этих явлений с божественными силами. Новые знания передавались в то время от родителей к детям, и здесь очень многое зависело от специфики профессии.
Поскольку
мы будем рассматривать эволюцию
научного познания, также стоит определиться
и с этим термином. Эволюция – это процесс
развития, совершенствования какого либо
объекта или системы, состоящий из постепенных
количественных и (или) качественных изменений.
Следует отметить, что эволюция научного
познания шла бок о бок с эволюцией самого
человека, а эволюция человека тесно связана
с процессом накопления, хранения и передачи
информации по наследству. Именно информация
формирует у человека определенный тип
психики. В конечном итоге это отражается
и на научном познании. Поэтому, чтобы
определить самые истоки научного познания,
необходимо рассмотреть какие существовали
и существуют формы знания. Исторически
первой известной науке формой знания
является миф.
Миф в греческом языке означат: слово, имя, наименование, в котором получают обозначение и осмысление явления природы и общества. Свойственная человеческому разуму потребность выхода за пределы опыта реализуется первоначально в форме мифа. Его цель – объяснение тех природных явлений и человеческого бытия, которые человек не может понять, опираясь только на обыденное познание. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бессмертии человека, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня Прометеем) и т.п. Ведь человека издревле волновали такие явления, как рождение и смерть, происхождение мира, в котором он живет, что такое огонь и как человек им овладел, откуда появились озера, что такое гроза и т.д. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и жизни человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. А это мышление антропоморфное, человек объясняет мир из самого себя, видит мир таким же одухотворенным и разумным, как и он сам. Миф – это древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни. Отождествляя свои человеческие особенности с миром природы, человек создает метафоры, перенося характерные свойства, признаки одного предмета на другой. Мифологические образы приобретают значение символов, воплощающих некоторую идею, что делает мифологические обобщения широкими и многозначными. Сохраняясь в течение тысячелетий в культуре последующих поколений, миф обогащается новыми интерпретациями, его образы имеют практически бесконечную смысловую перспективу. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность (т.е. перенесение на объекты природы человеческих качеств), отождествление образа и объекта – таковы характерные черты мифологического сознания. Как способ постижения реальности миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.
Специфика
мифа – в неразличении вещи и
образа, тела и свойства, «начала» и
принципа. Сходство и последовательность
событий миф интерпретирует как
причинно-следственную связь. В мифах
(античных, библейских) содержатся предания
о сотворении мира и человека, о
деяниях древних богов и
Вся мифология делится на «первичную» (архаические мифы, возникшие в глубокой древности) и «вторичную» (мифы, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с догматическими и доктринальными положениями). Сюда включаются также мифы, возникающие в других сферах человеческой жизнедеятельности. Вторичная мифология в своей религиозной части связана с богословием, в других частях – с иными формами духовной деятельности, но в любом случае она допускает широкое проникновение логико-дискурсивного мышления.
По
содержанию миф охватывает самые
разные аспекты существования
Миф
есть синтез знания и воображения, чувственно
и пластически оформляющий
В логике мифа, в мифологическом сознании существует система бинарных отношений, набор которых является универсальным средством описания модели мира. Эти наборы двоичных признаков являются основой для конструирования универсальных знаковых и символических комплексов, которые кодируют поведение людей, ритуалы, системы родства. А это означает, что мифологическое мышление вполне соответствует критериям понятийного аппарата мышления, рациональность которого, тем не менее, отлична от научной рациональности.
Язык мифа – это язык символов. А символ – это единство и нераздельность феномена (того, что воспринимается) и ноумена (мысли), явления и смысла (П.А. Флоренский), однако образ мифа обретает смысл для человека, если человек живет в мифе, в мифической реальности. В противном случае он воспринимается как сказочный. Позднейшие научные и философские представления о мифе как о «сказке», «вымысле», «фантазии» не соответствуют подлинной сущности и функции мифа в жизни первобытных народов, поскольку первобытный человек воспринимал его как реальное событие. Но человек живет и в объективной реальности, определенным образом соотносясь с ней. Мифическое совмещается с объективно-реальным, замещает его. И благодаря этому человек воспринимает ту реальность, в которой живет, как подлинную и единственно возможную. Поэтому реальность мифа не менее реальна, чем реальность современного человека, которая основана на знаниях науки, философии или обыденного сознания.
Естественно поставить вопрос, является ли миф способом познания или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ постижения мира. Почему? Во-первых, потому, что он многозначен, легко вписывается в современную культуру, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф – точка отсчета, задающая некоторые правила познавательных операций и, следовательно, дальнейшего мифотворчества. Миф – неустранимый элемент культуры.
Религия от греческого religio – благочестие, набожность, святыня. Это совокупность идей, представлений, мировоззренческих установок, обосновывающих существование сверхъестественного начала, существующего независимо от природы и порождающего ее. Вера в сверхъестественное – важнейший признак религиозного сознания. В религии понятие сверхъестественного ассоциировалось со сверхъестественными отношениями между материальными объектами или между вещами и человеком (магия), со сверхъестественными живыми существами (анимизм, тотемизм) со сверхъестественными личными существами (теизм). Религия тесно связана с искусством, поскольку религиозные идеи получают наглядное, зримое воплощение в живописи, скульптуре, музыке, художественной литературе, архитектуре. Все предметы религиозного культа художественно оформлены. Свое видение жизни религия воплощает в текстах Священного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого по существу повторяет магические действия и имеет символическое значение. Храм, икона, предметы культа, не говоря уж о текстах Священного Писания, имеют глубоко символическое содержание. Религиозная символика создается по принципу равновесия идеи и образа. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, несводим к ним, но с помощью изображения он предстает в богатой, разносторонней и многозначной интерпретации. В своей массе произведения религиозного искусства создавались глубоко верующими, талантливыми людьми. Поэтому художественная сокровищница человечества включает в себя бессмертные творения гениальных живописцев, музыкантов, поэтов, скульпторов, архитекторов, выразивших в произведениях религиозного искусства чувства, чаяния, идеалы, имеющие общечеловеческое значение. Религиозная символика многосмысленна и многомерна, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинство сверхъестественного мира. Используя искусство, религия ставит себя выше искусства, создает собственные жесткие каноны художественного творчества, призванные возбуждать и поддерживать религиозные чувства, внушать, эмоционально заражать верующих. Если художественная фантазия не требует признания своих творений за действительность, то религия – требует. Она предполагает не просто веру, но слепую веру в религиозные предания как в некую реальность. Она представляет собой идеологию, формирующую и одновременно опирающуюся на религиозную психологию и поддерживаемую и воспроизводимую религиозным культом.
Информация о работе Филосовский взгляд на эволюцию научного познания