Филосовский взгляд на эволюцию научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:53, реферат

Описание

Эволюция – это процесс развития, совершенствования какого либо объекта или системы, состоящий из постепенных количественных и (или) качественных изменений. Следует отметить, что эволюция научного познания шла бок о бок с эволюцией самого человека, а эволюция человека тесно связана с процессом накопления, хранения и передачи информации по наследству. Именно информация формирует у человека определенный тип психики. В конечном итоге это отражается и на научном познании. Поэтому, чтобы определить самые истоки научного познания, необходимо рассмотреть какие существовали и существуют формы знания. Исторически первой известной науке формой знания является миф.

Содержание

Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
1.1 Мифология 4
1.2 Религия как специфическая форма познания 6
1.3 Обыденное познание 9
1.4 Донаучное познание 10
1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Филосовский взгляд на эволюцию научного познания.docx

— 99.50 Кб (Скачать документ)

    Обращаясь к проблеме связи и соотношения  философии богословия, ученые и богословы  не ограничивались определением места  философии как служанки богословия. Широкое хождение приобретает выдвинутая учеными и богословами Парижского университета идея «двух истин», т.е. истины философии, нуждающиеся в доказательстве, и истины веры, основывающиеся на откровении. Это положило начало постепенному обособлению философии от богословия. Как относительно самостоятельные дисциплины оформляются логика, теология, этика.

    Задача  постижения Бога предполагала определение  возможностей и путей его познания. Попутно отметим различие между  восточным и западным христианством, в частности, в решении проблемы познаваемости Бога. Восточное христианство считает, что Бог познаваем, поскольку Он является верующим (подобно фаворскому нетварному свету) в момент истовой молитвы. Западное христианство утверждает, что Бог не является человеку, божественная сущность постижима только через постижение его творений. Отсюда – установка на исследование природы.

    Хотя  идея экспериментального исследования неявно предполагалась уже в условиях античной науки, такой практики, как эксперимент, в античной науке не было. Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным веществом, она представлялась живым организмом, в котором отдельные части – вещи – имеют свое назначение и функции. Античному мыслителю была чужда идея постижения мира через препарирование его частей и их изучения в несвободных, не свойственных их естественному бытию обстоятельствах. Иное дело – Новое время, в которой идея экспериментального исследования родной материи, изменяющего вещи и подчиняющего их себе. Однако идея экспериментальной науки возникает значительно раньше, она вызревает в средневековых университетах, где ученые-монахи создавали экспериментальную науку. Правда, понятие опыта (эксперимента) ассоциировалось с «пыткой» (опыт) природы, посредством  которой исследователь должен был выведать у природы ее сокровенные тайны.

    Среди виднейших представителей средневековой  философской и научной мысли  можно выделить Дунса Скотта, Роджера  Бэкона, Уильяма Оккама. Духовная атмосфера  этого периода была сложной: с  одной стороны, царили религиозный  догматизм и идеологическая нетерпимость, но, с другой, это были оживленные дискуссии по проблемам не только богословия, но и философии. Одна из таких дискуссий – дискуссия о природе общих понятий, которая имела прямое отношение к определению методов научного познания, обращаясь к определению понятий бытия, сущности и существования, свойств формы и материи, философы, так или иначе, прокладывали путь к экспериментальной науке. Особая заслуга в обосновании экспериментального метода в науке принадлежит Р. Бекону (1214-1294), который высказывал весьма смелые для своего времени мысли. Так, он считал, что Аристотеля надо читать в подлиннике, а не по комментариям Авиценны; что современная европейская культура далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабской культуры в изучении природы, погрязла в бесполезном многословии проповедников. База познания, утверждал Р. Бекон, математика. Большинство его научных работ посвящено оптике. Он утверждал, что все человеческое познание направляет и применяет экспериментальная наука, под которой он понимает овладение силами природы. Он противопоставляет магии науку, которая призвана превзойти магию в чудотворстве, полагаясь не на волшебство, а на искусство и исследование бесчисленного множества вещей, свойства которых остаются нам неведомыми единственно из-за нашей лени и небрежности в изысканиях.

4. Становление опытной  науки в новоевропейской  культуре.

4.1 Предпосылки и  основания становления опытной науки

    Философские системы и научные идеи античной Греции, культура и университетская  ученость Средневековья, научные достижения эпохи Возрождения создали предпосылки  опытной науки Нового времени, собственно, Новое время ознаменовало возникновение науки в собственном смысле этого слова: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого – все названные процессы обеспечили необходимые условия быстрого наращивания научного потенциала.

    Дискуссия о природе общих понятий получила свое продолжение в формировании особых представлений о природе как единстве индивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Открытия в астрономии подрывали средневековые представления о «потустороннем» и «посюстороннем» пространстве и времени. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физическом смысле. Логическим следствием такого представления является вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы. Известно, что физический эксперимент предполагает его принципиальную воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Средневековые представления о пространстве и времени исключали такую возможность.

    В новоевропейской культуре начинает преобладать представление о  природе и человеке как совокупности многообразных явлений, обладающих свойствами однородности и существующих на основе общих закономерностей. Вместо античного понятия живого, гармоничного и совершенного космоса наука и философия вводят понятие «натура». Наука формируется на эмпирическом базисе, получаемом путем наблюдения и эксперимента, что дает возможность ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

    Социальные  концепции Нового Времени основывались на представлении о человеке как  о творце, деятельность которого аналогична творчеству Бога. Труд человека рассматривается  не как наказание за первородный  грех, а как источник всякого богатства. Начало подобных представлений восходит к эпохе Возрождения. В философии  Возрождения утверждалась концепция бесконечности пространства Вселенной. Николай Кузанский отождествляет природу и Бога, показывает диалектику противоположностей абсолютного минимума и абсолютного максимума: человек подобен Богу, он есть ограничение божественного принципа. Благодаря открытию Коперника утверждается представление о Земле как планете, которая вращается вокруг Солнца. Галилей сформулировал исследовательскую программу – изучить закономерности движения природных объектов и небесных тел по аналогии с поведением механических устройств (в частности, орудий Венецианского арсенала). Традиция, заложенная Галилеем, была продолжена в экспериментах Гюйгенса и далее Гука и Ньютона. Классическая механика И. Ньютона стала парадигмой для науки последующих столетий. Возникновение теоретического естествознания, а также становление технических и социально-гуманитарных наук кардинально изменили социальный статус ученого и науки.

    Наука утверждается как бесспорная ценность цивилизации: она не только объясняет  мир, но и способствует его практическому  переустройству путем создания  и систематического внедрения в  производство своих результатов  в виде новой техники, осознание  экономической выгодности изобретений  способствовало возникновению машинной индустрии. Возникает особый тип  социального развития – научно-технический  прогресс. Изменяется и структура  научного знания: между естественнонаучными дисциплинами и производством возникает своеобразный посредник – научно-теоретические исследования технических наук. Возникновение технических наук продиктовано как внутренними потребностями науки, нуждающейся в своей опытно-экспериментальной базе (лаборатории, технические устройства и т.п.), так и практической необходимостью создания новой техники. Благодаря научному прогрессу проектируются и создаются объекты, которые не могут возникнуть естественным путем. В то же время созданные человеком предметы и процессы возможны лишь тогда, когда порождающая их деятельность соответствует законам природы. Классический пример – конструирование Х. Гюйгенсом механических часов. Опираясь на открытые Галилеем законы падения тел, он создает теорию колебания маятника и затем воплощает эту идею в устройстве часов.

    Технический прогресс обусловливает возникновение  инженерной деятельности с присущей ей специализацией: проектированием, конструированием, обслуживанием технических устройств. Вместе с появлением инженерной деятельности формируются технические науки со своим экспериментальным эмпирическим базисом и своими теоретическими разработками (например, формирование теории машин и механизмов). Таким образом, технические науки заняли прочное место в системе развивающегося знания, обрели свое предметное поле, сформировали собственные средства и методы научного исследования, свою особую картину исследуемой реальности.

4.2 Становление дисциплинарно  организованной науки

    В XVIII веке наука оформляется как система дисциплин, охватывающая все основные сферы мироздания: природу и общество, человека и его сознание. Началось углубление специализации, продолжающееся до сих пор. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ним и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. В связи с этим возникла потребность в классификации и систематизации знания. Уже Ф. Бекон пытается осуществить классификацию наук в соответствии с тремя способностями, которые присущи человеческому разуму: память лежит в основе истории, воображение формирует поэзию, рассудок – источник философии. В XVIII веке наличное знание представляется в форме энциклопедии, т.е. не как система, а как набор разнообразных знаний. И это не случайно: наука все еще находится на стадии накопления и описания научных фактов, доминирует установка на разложение сложных вещей на простые и сводить все многообразие вещей и процессов к элементарным формам. Первой попыткой систематизации знаний была «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», инициатором которой был Д. Дидро, привлекший к участию в создании данной энциклопедии выдающихся ученых различных стран. Правда, в Европе такое издание оказалось под запретом, «Энциклопедия» была опубликована в России.

    По  мере накопления научной информации шел процесс специализации ученых. На место громоздких фолиантов, объединявших разрозненные научные и философские  знания, дающие представление о существующей в то время картине мира, пришли специализированные научные исследования. В свою очередь, специализация порождает потребность в объединении специалистов и создании нового типа коммуникации между ними. Переписка на латыни, которая была одной из основных форм общения между учеными Возрождения, создала особый тип сообщества – «республику ученых». И хотя переписка между учеными и непосредственное общение между ними сохраняют свое значение и сегодня, они не могли уже удовлетворять потребности в поиске новых форм коммуникации.

    Под влиянием специализации возникают  объединения ученых с общими научными интересами. Такие объединения поддерживаются обществом и государством. Одним их первых было общество немецких химиков, окончательно оформившееся к концу XVIII века в единое сообщество ученых данной специализации. Коммуникация между учеными осуществляется уже на национальном языке, а обмен результатами исследований – посредством специализированных научных журналов. Публикации обеспечивали обмен научной информацией и являлись подтверждением приоритета ученого в его открытии. Постепенно возникает собственный язык различных наук, что облегчает межнациональную коммуникацию ученых. Главным назначением журнальных публикаций становится информация о новых открытиях. Журналы превращаются в периодические издания.

    Дисциплинарно организованные научные сообщества функционируют в соответствии со своими уставами и регламентом работы. Сложившиеся в XVII-XVIII веках академические учреждения и общества ученых (в частности, Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Берлинская академия наук, Петербургская академия и др.) освобождаются от диктатуры религии и церкви и концентрируют свою деятельность преимущественно на решении текущих проблем, возникавших в науке. С целью подготовки научных кадров создаются новые научные и учебные заведения, что способствовало окончательному оформлению дисциплинарно организованной науки. Систематизация знаний и специальная подготовка ученых выступали как один их факторов формирования конкретных научных дисциплин.

    Преобразования, происшедшие в XVII-XVIII веках в познавательной деятельности, создали условия для чрезвычайно быстрого роста объема научной информации. Количество научной информации, произведенной в течение условно принятой за единицу некоторого времени, удваивается в дальнейшем за вдвое меньший промежуток времени. Данная закономерность математически выражается в виде экспоненциальной кривой. Экспоненциальный рост научных знаний в новоевропейской культуре и сегодня выступает как один из важнейших факторов динамизма современной цивилизации. А историческая динамика теоретического знания является ядром формирования нового типа рациональности, определяющей облик современной культуры.

4.3 Размежевание философии  и теологии. Самоопределение  науки как особой  области духовной  деятельности.

    В новое время происходит окончательное  размежевание философии и науки, с одной стороны, и богословия – с другой. Наука и философия рассматриваются как нечто единое, поскольку в то время господствовало представление, что опора на фундаментальные основания, на натурфилософию является необходимым условием исследования частных явлений. Тенденция отождествления философии и науки сохранялась вплоть до конца XIX – начала XX веков. Уже в средневековой схоластике утвердилось представление о двух видах истины, соответствующих двум ориентациям познания: истина разума и истина откровения. Авторитет Священного Писания непререкаем в делах веры. Что же качается науки (и, значит, философии), то она должна быть автономной, освобожденной от всякого рода предрассудков и доверять только голосу Природы, которая открывается человеку в экспериментах. Бэкон писал: «Только ту философию назову истинной, которая вернее всего передает голос самого мира и написана как бы под диктовку мира». Поэтому философия должна зависеть только от разума. Он отвергал любую примесь теологических объяснений фактов. Но главная заслуга Бэкона состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по схоластике, опорой которой была, в частности, аристотелевская логика. Это не значит, что Бэкон отрицательно относится к религии, но считает возможным подвергнуть веру испытанию разумом. Он излагает положения, которые разум мог бы выдвинуть против веры, и заключает: «Триумф веры тем больше, что несмотря на все это, мы верим в нее». Он утверждал, что торжество веры особенно велико тогда, когда беспомощному разуму догма кажется наиболее нелепой: «… наук, опирающихся скорее на фантазию и веру, чем на разум и доказательства, насчитывается три: это – астрология, естественная магия и алхимия».

    Так же, как и Бэкон, Декарт различает  научные знания и религиозные  представления. Есть вещи, которые могут  быть предметом одной только веры (например, таинство воплощения Христа, Троица и т.п.); есть вещи, которые хотя и подлежат вере, тем не менее, могут быть исследованы естественным разумом (например, бытие божие, различие между человеческой душой и телом), и есть такие вещи, которые никоим образом не могут быть предметов веры, а всецело подлежат исследованию с помощью человеческого разумения. Обособление науки от теологии было освобождением науки от религиозной догматики, которая запрещала обнародование открытий, явно противоречащих религии, авторитет религии уступает место авторитету опыта, аргумента, практики.

Информация о работе Филосовский взгляд на эволюцию научного познания