Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:53, реферат
Эволюция – это процесс развития, совершенствования какого либо объекта или системы, состоящий из постепенных количественных и (или) качественных изменений. Следует отметить, что эволюция научного познания шла бок о бок с эволюцией самого человека, а эволюция человека тесно связана с процессом накопления, хранения и передачи информации по наследству. Именно информация формирует у человека определенный тип психики. В конечном итоге это отражается и на научном познании. Поэтому, чтобы определить самые истоки научного познания, необходимо рассмотреть какие существовали и существуют формы знания. Исторически первой известной науке формой знания является миф.
Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
1.1 Мифология 4
1.2 Религия как специфическая форма познания 6
1.3 Обыденное познание 9
1.4 Донаучное познание 10
1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список литературы 32
Религия – одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания. Основное назначение религии – определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, отношение к труду, природе, обществу, государству. Религия способствует пониманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных изменить человека и человеческую жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны не только для каждого верующего человека, но и для неверующих.
Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос, есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Как специфическая форма сознания религия опирается на механизмы веры, убеждений, знаний (житейского опыта). Религиозная вера поддерживается рефлексией, возникает и укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), который побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свидетельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте религиозного откровения. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.
Понятие
откровения сформировалось в процессе
эволюции религиозных представлений.
Первоначально оно
Медитация – размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности на одном предмете и устранении всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью действий, складывающихся в естественный процесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехнических приемов. При этом верующий использует медитацию, молитву не для саморазвития или познания, а для слияния с божественным началом, для общения с Богом. Эффективность медитации признается и наукой не только как познавательный прием, но и как система психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанных на терапевтический эффект и не связанных с религиозно-мистическими идеями.
Древнейшие
религиозные представления
Возможно ли выживание человечества, духовный мир которого полностью исчерпывается мифологическими и религиозными представлениями? Ответ может быть только отрицательный. Организация труда и быта первобытного человека по форме регламентировалось мифологией и религией, а по существу определялась обыденным сознанием. Предпосылки обыденного сознания (и индивидуального, и общественного) коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами праздниками и ритуалами, коллективными действами (игра, танец и т.п.), нравственными и иными предписаниями и запретами. Они служат средствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на основе которого получают новое знание. Различают индивидуальное и общественное обыденное сознание. Общественное (групповое, семейное, этническое и т.п.) обыденное сознание предшествует индивидуальному, делает вообще возможным сознание индивида. Это то, что определяется И. Кантом как a priori, т.е. познание, возникающее из предшествующего опыта, полученного многими поколениями людей, и откристаллизовавшегося в культуре данного этноса, однако индивидуальное сознание несводимо к общественному, поскольку оно связано с эмоциональным переживанием и осмыслением неповторимого жизненного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процессе его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении. Универсальность такого освоения, его значимость для индивида и, в конечном счете, для общества трудно переоценить.
Обыденное познание – это стихийно складывающийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражающий их потребности и нужды. Это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т.д. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Обыденное знание формируется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности. Оно не обладает признаком системности и в качестве средства познавательной деятельности использует естественный язык и применяемые в производстве орудия труда. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации – естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что в сознании людей мир предстает как нечто тождественное их чувственному опыту, что внешний мир таков, каким мы его воспринимаем. Это стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденном опыте представление определяется в философии как «наивный реализм». Поэтому в отличие от научного познания обыденное познание не в состоянии объяснить причины расхождения иллюзии и реальности.
Обыденное познание неоднородно: оно включает в себя опыт и рекомендации к трудовой деятельности, организации быта, медицинские познания, фольклор и т.д. Объектом обыденного познания является повседневность. Это целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность рассматривается как онтология, как граничное условие человеческой деятельности, а исследование повседневности подразумевает подход к миру человека и самой его жизни как ценности. Это значимая тема в культуре XX века.
Обыденное сознание неоднородно не только по содержанию, но и по значимости. Исследователи отмечают консервативность, присущую всем аспектам обыденного сознания, отторгающего новое и необычное (в особенности рекомендации в быту). Присущая повседневной жизни рутинизация деятельности особенно наглядно проявляется в обыденном сознании, сохраняющем свои знания, а также особые приемы и методы деятельности тысячелетиями. Но это – лишь одна сторона обыденного сознания. Другая ее сторона – ценность накопленных знаний, которые поддерживало и сохраняло человечество веками и тысячелетиями. Достаточно только сослаться на опыт индийских врачевателей, которые за тысячу лет до европейской медицины делали прививки против оспы. Будучи связано со многими видами профессиональной деятельности, обыденное сознание концентрировало знания, значимость которых невозможно переоценить. Можно с полным основанием утверждать: без обыденного знания наука была бы невозможна.
Донаучное познание определяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и других знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения, хотя данные знания не аргументируются, а просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются попытки научного объяснения феноменов донаучного знания (например, институт иглорефлексотерапии исследует влияние китайской медицинской практики лечения иглоукалыванием).
Результаты обыденного опыта, передаваясь из поколения в поколение, составили содержание так называемой этнонауки, т.е. донаучное знание существовало и использовалось в практике медицины, мореплавания, земледелия, ремесел и т.д. Не только проблемы выживания, но и проблемы взаимодействия людей друг с другом, регулирование отношений между людьми, воспитание детей, сохранение и воспроизводство созданного, передача имеющегося опыта последующим поколениям – все это проблемы, разрешение которых (эффективное или нет) формировало опыт, без его сохранения было бы невозможно сохранение человеческого рода.
Как и всякое знание, наука возникает не на пустом месте, а на огромном материале духовной культуры, создававшейся тысячелетиями. Считается общепринятым, что наука возникает из потребностей практики. Познание свойств и отношений в практической деятельности впоследствии позволяет формировать некий идеальный объект этих вещей, а также их свойств и отношений, и оперировать с ним, как если бы он был реальным объектом. Так, древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел имели вид палочек, которые фактически символизировали реальные объекты, а их соединение – общее число этих объектов.
Аналогичным образом, создавалась геометрия: восстановление границ земельных участков после разлива Нила предполагало их изображение на чертежах на папирусе. А исчисление площадей породило новый класс задач, при решении которых были выделены основные геометрические фигуры, через комбинации которых можно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации. В древнеегипетской математике были найдены способы вычисления площадей основных геометрических фигур, и эти знания применялись не только при измерении земельных участков, но и при строительстве. Операции измерения земельных участков осуществлялись при помощи циркуля и линейки.
Следующий шаг в развитии научного знания – использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового знания. Преднаука позволила накопить огромный массив научных знаний и рецептур деятельности, но не отпочковалась от религиозно-мифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе.
Итак, первая форма, в которой отразилась познавательная деятельность человека, являлся миф. Дальнейшее развитие мифологии породило такую форму познания, как религия. Это был уже не просто набор связанных повествований о различных явлениях, которые описывались как сверхъестественные силы. Религия касалась более сложных вопросов – она описывала модель поведения в обществе, и, единственное, что связывает ее с мифологией, она так же опиралась на сверхъестественные силы. Но религия не могла ответить на вопросы, лежащие не в ее рамках. В результате образовалась самостоятельная ветвь познания – обыденное познание. Оно отвечало на ряд житейских вопросов, по-прежнему не давая никакого доказательного объяснения, почему так, а не иначе. В этом смысле эта форма познания являлась библиотекой, в которую собирались знания, накопленные в результате опыта многих поколений людей при решении обыденных проблем. Развитие обыденного познания породило донаучное познание. По своей сути, донаучное познание – это попытки человека систематизировать большой объем накопленных знаний и представить его в простой, наглядной форме, которой было бы удобно пользоваться в повседневной деятельности человека.
Преднаука (донаучное познание), ее способы познавательной деятельности, несмотря на принципиальное отличие от современного научного познания, имели общую цель – познать вещи, их свойства и отношения. На этапе преднауки изучались те предметы и вещи, те их свойства и отношения, которые были задействованы в реальной практической деятельности людей. Мышление на этом этапе обрело новую форму своей деятельности – форму, когда все операции счета, измерения и т.д., проводились не с реальными вещами и явлениями, а с их «заместителями», в качестве которых выступали таблицы, чертежи, календари и т.д. Именно эта новая форма мышления положила начало научному познанию. Научное познание не могло возникнуть в результате линейного процесса углубления, обобщения уже имеющихся знаний, так как научное познание принципиально отличается от других форм познания тем, что является формой теоретического мышления и сознания. Теоретическое мышление работает с идеальными объектами, которые превращаются в независимый от сиюминутных нужд практики предмет исследования. Если сравнивать донаучное познание и современное научное познание, то можно увидеть одинаковую основу, что и не удивительно.
Информация о работе Филосовский взгляд на эволюцию научного познания