Филосовский взгляд на эволюцию научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:53, реферат

Описание

Эволюция – это процесс развития, совершенствования какого либо объекта или системы, состоящий из постепенных количественных и (или) качественных изменений. Следует отметить, что эволюция научного познания шла бок о бок с эволюцией самого человека, а эволюция человека тесно связана с процессом накопления, хранения и передачи информации по наследству. Именно информация формирует у человека определенный тип психики. В конечном итоге это отражается и на научном познании. Поэтому, чтобы определить самые истоки научного познания, необходимо рассмотреть какие существовали и существуют формы знания. Исторически первой известной науке формой знания является миф.

Содержание

Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
1.1 Мифология 4
1.2 Религия как специфическая форма познания 6
1.3 Обыденное познание 9
1.4 Донаучное познание 10
1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Филосовский взгляд на эволюцию научного познания.docx

— 99.50 Кб (Скачать документ)

    В древние времена человек сталкивался  с явлениями природы, которые  не мог понять и объяснить. Он мог  лишь наблюдать за ними, выделять какие-либо признаки этих явлений. Но этого человеку всегда было не достаточно. Поначалу он объяснял эти явления с помощью  мифологии – так он мог оперировать с этими явлениями, не вдаваясь в суть. Постепенно общество усложнялось и требовало принятия норм поведения в нем. Эту задачу решила религия, которая являлась новой формой познавательной деятельности человека, основанной на мифологии, но имевшей целью не простое и доступное объяснение явлений, а создание и обоснование правил поведения в обществе.

    Между тем, в обществе существовала еще  одна отдельная форма познания –  обыденное. Его целью было приобретение знаний, помогающих решить житейские  проблемы или оградить от ошибок. Развиваясь, эта форма познания породила донаучное  знание: системы счета, математику, геометрию, астрономию и т.д. Следующим этапом было использование этого донаучного знания для получения нового знания. И именно этот этап можно считать началом развития научного познания.

    В Древней Греции исторически сложились  условия для развития научного познания – демократическая обстановка в городах, пронизанная духом состязательности, отношение к труду и т.д. Итогом стало образование школ вокруг крупных философов и мыслителей. Античная культура не обособлялась от мифологии, но развивалась под ее непосредственным влиянием. Тем не менее, в этот период происходит переосмысление мифологических представлений о начале мира. Появляются крупные достижения в области математики, геометрии, физики и т.д. В античности наука еще не существовала как особый вид профессиональной деятельности, она составляла неотъемлемую часть философии. Но эта философия стремилась утвердить истину в противоположность мнению, искала критерии их различения, выдвигая требование достоверности, убедительности, аргументированности знаний. Эти требования также просматриваются и в современном научном познании касательно результатов, поэтому можно сказать, что в этот период была заложена основа современного научного познания. Основное направление познания древнегреческой философии – это познание природы и выработка наиболее общих понятий.

    Следующим этапом развития была эпоха средневековья. Этот период унаследовал древнегреческие традиции, но с тем отличием, что в этот период просматривается большое влияние религии на науку. Этот период выделяется из всех предыдущих образованием средневековых университетов как учреждений образования и науки. Это уже говорит о том, что наука стала профессиональным видом деятельности. В этих условиях дискуссия о природе общих понятий связывается с проблемой сущности и существования, проблемой познаваемости мира, с обсуждением возможностей естественного, т.е. человеческого познания природы, с определением методов научного познания (что является наибольшим достижением этого периода, поскольку до него, вопрос о методах научного познания не рассматривался), проблемой связи и соотношения веры и истины.

    Следующим этапом развития стало становление  опытной науки в новоевропейской  культуре. Этот этап был наиболее динамичным в плане развития научного познания, и этому способствовал ряд факторов: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки; возникновение стабильных форм научной коммуникации; возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого.

    В этот период наука оформилась как  система дисциплин, охватывающая все  основные сферы мироздания: природу  и общество, человека и его сознание. Началось углубление специализации, продолжающееся до сих пор. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ним и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. По мере накопления научной информации шел процесс специализации ученых. Но наибольшее достижение этого периода – это работа крупных ученых того времени над поисками методов научного познания. Если древнегреческими философами был заложен фундамент современного научного познания, то в это время был заложен костяк.

    В этот период произошло разделение научного познания на эмпиризм и рационализм, опирающиеся на индуктивный и  дедуктивный методы познания. Также  сделаны попытки найти систему  оценки знаний как истинное или ложное. Формируется отношение к рациональности как высшей ценности.

    Таким образом, в конце этого периода  научное познание стало отвечать всем критериям современного научного познания. В дальнейшем происходило формирование стиля научного мышления, решение проблем в научной деятельности с учетом глобализации науки, формирование образовательных учреждений и т.д.

 

    

Список  литературы

Бучило Н.Ф., Исаев  И.А. (2010) История и философия науки. Москва: Издательство «Проспект» 

Гулин В.П., Кириллов В.В. (2007) История и философия науки. Санкт-Петербург: Типография ВМИИ 

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. (2010) Философия. 6-е издание. Москва: Издательство «Проспект» 

Матяш Т.П. (2007) История  науки. Издание 2-е, переработанное. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» 

Информация о работе Филосовский взгляд на эволюцию научного познания