2. Уильям Оккам как
представитель философии и христианской
схоластической мысли XIV-го века,
олицетворяет упадок схоластического
богословствования. У Оккама можно
видеть все следствия из такого
познания Бога, из попытки познания
Бога рассудочными методами. Уильям
Оккам практически начисто отрицает
право философии на какое-либо
познание Бога. Философия вообще
ничего не может доказать, не имеет никакой
ценности для богослова, философия даже
не может доказать существования Бога,
потому что Бог есть актуальная бесконечность,
а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность
потенциальную. Поэтому в своем познании
Бога богословие опирается только лишь
на Писание, а предмет философии не зависит
от богословия. Поэтому истины Писания
недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость,
тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые
философией, отличаются от истин богословия.
Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение
теории двойственной истины, что истины
философии и истины богословия отличаются
друг от друга в силу и предметов и методов
познания.
Рационалисты-диалектики
делились на категории по вопросу
о характере общих понятий.
Оккам тоже возобновил этот
знаменитый спор и занял жесткую
номиналистическую позицию. Любопытно
– начало классической схоластики
(XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм),
а закат схоластики (XIV) – номинализм
доминирует. Воззрения номиналистической
школы в XIV столетии формировались
в атмосфере ожесточенной борьбы
с аверроизмом[2].
3. Уильям Оккам вошел
в историю человеческой мысли
во многом благодаря т. н.
«бритве Оккама». Согласно принципу
"бритвы Оккама", понятия, несводимые
к интуитивному и опытному
знанию, должны удаляться из науки.
«Бритва Оккама» –
это методологический принцип,
помогающий мыслить правильно,
не впадая в заблуждения. Эта
«бритва Оккама» формулируется
в нескольких разных в выражениях:
«Без необходимости не следует
утверждать многое», «То, что
можно объяснить посредством
меньшего, не следует выражать
посредством большего». И краткая
формулировка «бритвы Оккама»,
возникшая уже впоследствии: «Сущности
не следует умножать без необходимости».
Он известен главным
образом потому, что ему приписывается
методологическое правило, носящее
наименование «бритвы Оккама»
– «не следует умножать сущности
без необходимости». Правила это
является выражением номиналистической
позиции Оккама. Оккам стал фигурой,
замыкающей Средневековье и открывающий
эпоху «кватроченто».
Этот принцип Уильям
Оккам сформулировал в своей
борьбе против различных схоластических
ухищрений, различных тонких дистинкций
и т.д., что особенно стало популярным
благодаря трудам Иоанна Дунса
Скота. Этот уход от познания
реального мира не устраивал
Оккама, и в своей защите эмпиризма,
познания чувственого мира в
борьбе против схоластики, Оккам
и сформулировал этот принцип.
Революция Оккама: упразднение
понятия сущности
1. Аргументы Оккама: надо
отвергнуть выдуманные сущности
понятий (идеи), потому что сущности
предметов не надо без нужды
удваивать. Точно такая же аргументация
была у Аристотеля, когда он
отвергал существование идей, которые
предполагал Платон – в удвоении
мира нет нужды.
По Оккаму, общие понятия
– это совокупности общих признаков
предметов; это повторение хорошо
знакомой мысли, что общие понятия
получаются, когда рассудок человеческий
абстрагирует у сходных предметов
сходные признаки.
Тем самым, рационалистическая
схоластика пришла к своему
саморазложению, потому что такая
установка об общих понятиях
ведет к упадку рационализма,
значит, и вообще рационалистической
философии, каковой была схоластика.
2. Еще Аристотель возражал
Платону, что вводя свои идеи,
тот удваивает количество сущностей,
необходимых для объяснения. Так
же поступил и Оккам. Если
у нас имеется чувственный
мир, то для его объяснения
нет никакой необходимости придумывать
какие-то универсалии, идеи, формы
и т. д. Поэтому не существует
ни идей, ни универсалий, есть
лишь познающий субъект и объект.
Если бы универсалии существовали,
то они были бы единичными
вещами, что самопротиверечиво. Универсалии
возникают в душе человека
в результате интенции, т. е.
направленности субъекта на объект.
Поэтому универсалия есть ничто
иное, как интенция души. Человек
направляет свое познание на
некоторый предмет, и таким
образом образуются универсалии.
В силу этого Оккам
считает, что наше знание всегда
единично, что мы всегда познаем
конкретные и индивидуальные
предметы. Общим это знание становится
лишь в нашем уме, в соответствии
с тем или иным значением,
которое мы ему придаем. Поэтому
универсалии принимают характер
этого значения, и Оккам развивает
учение о знаках, ведь универсалия,
по Оккаму, есть ничто иное, как
знак [он на самом деле имеет
в виду символ (о.Ил)]. Одни из
знаков естественны, как, например,
дым есть знак [символ] огня, а
смех есть знак [символ] радости.
Другие универсалии условны, искусственны,
как наши слова есть знаки
вещей. Мыслится не непосредственно
предмет, а его знак, понятие.
Всего бывает 2 типа понятий: знаки
вещей и знаки знаков. Универсалия
– это знак для многих знаков
и вещей. Общее не имеет реальности.
Поскольку универсалий нет нигде,
в т. ч. и в божественном
уме, то Бог познает их через
человека.
3. Если Дунс Скот считал,
что в воле Бога был выбор
сущностей, которые Он хотел
сотворить, то Уильям Оккам
упразднил само понятие сущности,
лишив его того основания, которое
оно имело в ранней и средней
схоластике, а именно тезиса о
существовании идей (общих понятий)
в божественном Уме. Идеи, согласно
Оккаму, не существуют в божественном
Уме в качестве прообразов
вещей: сначала Бог творит вещи
Своей волей, а идеи возникают
в Его Уме уже после вещей,
как представления вещей.
Волюнтаризм Оккама
Согласно Оккаму, верховная
причина его бытия – божественная
воля, не имеющая над собой
никакого закона, кроме логического
закона противоречия: Бог не может
сотворить лишь то, что в себе
самом содержит противоречие. Бог
Оккама – это, по существу,
ветхозаветный Яхве, не терпящий
над собой никакой детерминации,
– в том числе и той, которую
могли бы представлять универсалии,
предсуществующие в Боге в
качестве идеальных прообразов
реальных вещей. Согласно номиналистической
философии Оккама, Бог может совершенно
про-из-вольно создать любую акциденцию,
не нуждаясь для этого в
субстанции. Т.о., в номинализме субстанция
более не есть то, в чем коренится
бытие вещи, она утрачивает свое
значение бытия по преимуществу.
В пользу "божественного волюнтаризма"
отменяется интеллектуализм томистской
онтологии, а вслед за ним
иерархическая структура тварного
бытия. А поскольку, согласно
Аристотелю и его средневековым
последователям, сущность (субстанция)
постигается умом, в отличие от
акциденций, которые даны чувствам,
то в номинализме, по существу,
совпадают умопостигаемое бытие
вещи и ее наличное, эмпирически
данное бытие, т. е. явление.
Именно отсюда и вытекает не
только все возрастающий интерес
ко всем деталям и подробностям
эмпирического мира, но – самое
главное – трансформация аристотелевской,
да и всей предшествующей средневековой
натурфилософии, укорененной в античной
онтологии и определявшей физику
и космологию вплоть до XIV в.
Так, Оккам в полном
соответствии со своим учением
о том, что не существует
никакой антологической иерархии
субстанций, приходит к выводу, что
нет оснований полагать, будто
небесной, надлунный мир, онтологически
отличается от земного, подлунного.
С точки зрения Оккама все
сотворенное отдельно от Творца
столь глубокой пропастью, что
граница между небесным и земным
мирами уже не носит онтологического
значения. Т.о., снятие принципиальной
границы между небесным и земным,
которое обыно считается одним
из революционных научных открытий
Галилея, происходит двумя столетиями
ранее, исходя из предпосылок
богословских.
Поскольку, согласно
номиналистической концепции, предметом
подлинного знания оказываются
не субстанции, а акциденции, впервые
появляется возможность трактовать
познание как установление связей
между акциденциями (качествами), т.
е. ограничить его уровнем явлений.
Здесь, подчеркнем, происходит пересмотр
важнейшего принципа аристотелевской
антологии и логики, гласящего
что сущность (субстанция) есть условие
возможности отношений. Именно
в номинализме намечается та
тенденция к самостоятельности
гносеологии по отношению к
онтологии, которая была чужда
античному мышлению и развернулась
полностью лишь в Новое время.
Отныне разум начинает пониматься
как некая субъективная деятельность,
лишенная онтологических корней,
связи с реальным бытием, а
потому противостоящая ему. Умы
более не рассматриваются как
высшие в иерархии сотворенных
сущих. Ум в номинализме и
последующей философской традиции
– это не бытие, а представление,
направленность на бытие, субъект,
противостоящий объекту. Из реальной
субстанции мир превращается
в интенциональность. Номинализм,
как бы замыкающий развитие
средневековой теологии и философии,
представляет собой едва ли
не самый радикальный поворот
в истории мысли со времен
античной классики – Платона
и Аристотеля. Именно номинализм
разрушает фундаментальные предпосылки
онтологии, просуществовавшие на
Европейском континенте более
полутора тысячелетий, – онтологии,
в центре которой были понятия
бытия и сущности (субстанции), постигаемых
с помощью умозрения. Поэтому
есть достаточно веские основания
считать номиналистов XIV в родоначальниками
нового типа мировоззрения, развернувшего
свои возможности в новоевропейской
философии, науке и культуре.
Гносеология Оккама
Основное его учение,
кроме общего названия номинализма,
обозначалось еще в особенности
как терминизм, так как в
образовании нашего познания
он различал двоякого рода
“термины”; 1) представления или
мыслительные акты, вызываемые непроизвольно
данными внешнего и внутреннего
опыта – естественные знаки
(signa) и следы (vestigia) существующего
в познающем, и 2) произвольные
обозначения предметов в том
или другом отношении (nomina, voces),
для правильного и отчетливого
распорядка наших познаний, О.
признавал действительно существующим
только единичное (particularia). Родовые
и видовые понятия имеют реальность
только в своих индивидуальных
представителях, напр. понятие “человек”
– только в отдельных людях.
Аристотелевы категории и Порфириевы
предикабилии О. признавал лишь
словесным, а не реальным распорядком.
Сущность познания, сточки зрения
О., состоит в фактической связи
между нашими представлениями
и понятиями (termini первого рода)
и теми действительными впечатлениями,
которыми непроизвольно вызывается
наша умственная деятельность: самые
акты нашего мышления, поскольку
они обусловлены известною реальностью
(в интуитивном познании), действительно
извещают нас об этой реальности
или обозначают ее, хотя это
обозначение не должно быть
принимаемо за изображение . Так
как о Божестве мы не имеем
наглядного (интуитивного) познания, т.
е. никакого реального основания
для дальнейшей абстракции, то значит
о Боге невозможно и отвлеченное, следовательно
вообще никакое познание: Он есть исключительно
предмет практической веры, порождаемой
актом воли, и в этой непознаваемости и
недоказуемости Божества состоит главная
заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве
ничего, кроме безусловного произвола
и всемогущества, и в своем теологическом
волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота,
вместе с которым он и в философии, несмотря
на их разногласие в некоторых пунктах,
заложил основы позднейшего английского
эмпиризма. Из многочисленных учеников
и последователей О. особую известность
приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.
Оккам ни в коем
случае не отрицал полезности
универсалий, однако он не признавал
их реальность. Следуя схоластическому
методу, Оккам создал онтологию
трансцендентального бытия, которая
была близка идеям Фомы Аквинского
и Дунса Скота. По его мнению,
мир состоит из единичных вещей
и сущностей, а все познание
сводится к внешнему и внутреннему
опыту. Всякое истинное знание
возможно получить только эмпирически,
с помощью органов чувств. Ввиду
того, что нет реально существующих
универсалий, которые можно было
бы созерцать в сознании, разум
не может доказать ничего, опираясь
только на свои собственные
силы. Именно поэтому Оккам, в
отличие от Ансельма Кентерберийского
считает недопустимыми не только
доказательства бытия Бога, но
даже сами попытки познать
Бога, опираясь только на рацио
[похоже на Канта]. Следуя за
Дунсом Скотом, Оккам провозглашает,
что Бог понимается не разумом
(Фома Аквинский, Альберт Великий)
и не освящением (Бонавентура), а
только верой. Именно веру и
интуитивное познание Оккам считает
инструментами теологии, а разум
может помочь лишь в поиске
аргументов. Работы Оккама положили
конец попыткам синтеза веры
и разума. Разуму полагалось заниматься
изучением природы, а вере –
постигать Бога.
Что остается от веры?
Действительность принадлежит
лишь индивидуальной единичной
вещи именно только как единичной
[без универсалий]; а так как
всякое познание всеобще, то, следовательно,
настоящее познание невозможно.
Этот скептический номинализм
Оккама и его школы, отказываясь
таким образом от всякого разрешения
высших метафизических вопросов,
предоставил их исключительно
вере, не указывая, впрочем, никакого
основания для веры, что логически
и привело к отрицанию веры.
Ученики Оккама
Как уже отмечалось,
средневековая философия вобрала
в себя 2 различные традиции: христианское
откровение и античную философию.
В учении Фомы возобладала
последняя. Напротив, критики томизма
апеллируют к библейской традиции,
в рамках которой воля (прежде
всего божественная воля –
всемогущество Бога) стоит выше
разума и определяет его.
Расцвет номинализма
приходится на XIII и особенно XIV века;
его главные представители –
Уильям Оккам (1285–1349), Иоганн Буридан,
Николай из Отрекура и др.
БУРИДАН (Buridan) Жан (ок.1300
– ок.1358) – франц. философ-схоласт,
представитель номинализма, способствовал
распространению во Франции учения
Оккама и ряда естественнонаучных
идей. "БУРИДАНОВ ОСЕЛ" – парадокс
абсолютного детерминизма в учении
о воле: осел, помещенный на равном
расстоянии от двух одинаковых
связок сена, должен умереть от
голода, ибо не сможет избрать
ту или иную связку. В сочинениях
Ж. Буридана этот образ не
найден. В переносном смысле –
человек, колеблющийся в выборе
между двумя равнозначными возможностями.