Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

 

2. Уильям Оккам как  представитель философии и христианской  схоластической мысли XIV-го века, олицетворяет упадок схоластического  богословствования. У Оккама можно  видеть все следствия из такого  познания Бога, из попытки познания  Бога рассудочными методами. Уильям  Оккам практически начисто отрицает  право философии на какое-либо  познание Бога. Философия вообще  ничего не может доказать, не имеет никакой ценности для богослова, философия даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия. Поэтому истины Писания недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость, тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания.

 

 Рационалисты-диалектики  делились на категории по вопросу  о характере общих понятий.  Оккам тоже возобновил этот  знаменитый спор и занял жесткую  номиналистическую позицию. Любопытно  – начало классической схоластики (XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм), а закат схоластики (XIV) – номинализм  доминирует. Воззрения номиналистической  школы в XIV столетии формировались  в атмосфере ожесточенной борьбы  с аверроизмом[2].

 

3. Уильям Оккам вошел  в историю человеческой мысли  во многом благодаря т. н.  «бритве Оккама». Согласно принципу "бритвы Оккама", понятия, несводимые  к интуитивному и опытному  знанию, должны удаляться из науки.

 

 «Бритва Оккама» –  это методологический принцип,  помогающий мыслить правильно,  не впадая в заблуждения. Эта  «бритва Оккама» формулируется  в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует  утверждать многое», «То, что  можно объяснить посредством  меньшего, не следует выражать  посредством большего». И краткая  формулировка «бритвы Оккама»,  возникшая уже впоследствии: «Сущности  не следует умножать без необходимости».

 

 Он известен главным  образом потому, что ему приписывается  методологическое правило, носящее  наименование «бритвы Оккама»  – «не следует умножать сущности  без необходимости». Правила это  является выражением номиналистической  позиции Оккама. Оккам стал фигурой,  замыкающей Средневековье и открывающий  эпоху «кватроченто».

 

 Этот принцип Уильям  Оккам сформулировал в своей  борьбе против различных схоластических  ухищрений, различных тонких дистинкций  и т.д., что особенно стало популярным  благодаря трудам Иоанна Дунса  Скота. Этот уход от познания  реального мира не устраивал  Оккама, и в своей защите эмпиризма,  познания чувственого мира в  борьбе против схоластики, Оккам  и сформулировал этот принцип.

 

 

 

Революция Оккама: упразднение  понятия сущности

 

 

1. Аргументы Оккама: надо  отвергнуть выдуманные сущности  понятий (идеи), потому что сущности  предметов не надо без нужды  удваивать. Точно такая же аргументация  была у Аристотеля, когда он  отвергал существование идей, которые  предполагал Платон – в удвоении  мира нет нужды.

 

 По Оккаму, общие понятия  – это совокупности общих признаков  предметов; это повторение хорошо  знакомой мысли, что общие понятия  получаются, когда рассудок человеческий  абстрагирует у сходных предметов  сходные признаки.

 

 Тем самым, рационалистическая  схоластика пришла к своему  саморазложению, потому что такая  установка об общих понятиях  ведет к упадку рационализма, значит, и вообще рационалистической  философии, каковой была схоластика.

 

2. Еще Аристотель возражал  Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей,  необходимых для объяснения. Так  же поступил и Оккам. Если  у нас имеется чувственный  мир, то для его объяснения  нет никакой необходимости придумывать  какие-то универсалии, идеи, формы  и т. д. Поэтому не существует  ни идей, ни универсалий, есть  лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными  вещами, что самопротиверечиво. Универсалии  возникают в душе человека  в результате интенции, т. е.  направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть ничто  иное, как интенция души. Человек  направляет свое познание на  некоторый предмет, и таким  образом образуются универсалии.

 

 В силу этого Оккам  считает, что наше знание всегда  единично, что мы всегда познаем  конкретные и индивидуальные  предметы. Общим это знание становится  лишь в нашем уме, в соответствии  с тем или иным значением,  которое мы ему придаем. Поэтому  универсалии принимают характер  этого значения, и Оккам развивает  учение о знаках, ведь универсалия,  по Оккаму, есть ничто иное, как  знак [он на самом деле имеет  в виду символ (о.Ил)]. Одни из  знаков естественны, как, например, дым есть знак [символ] огня, а  смех есть знак [символ] радости.  Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки  вещей. Мыслится не непосредственно  предмет, а его знак, понятие.  Всего бывает 2 типа понятий: знаки  вещей и знаки знаков. Универсалия  – это знак для многих знаков  и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде,  в т. ч. и в божественном  уме, то Бог познает их через  человека.

 

3. Если Дунс Скот считал, что в воле Бога был выбор  сущностей, которые Он хотел  сотворить, то Уильям Оккам  упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое  оно имело в ранней и средней  схоластике, а именно тезиса о  существовании идей (общих понятий)  в божественном Уме. Идеи, согласно  Оккаму, не существуют в божественном  Уме в качестве прообразов  вещей: сначала Бог творит вещи  Своей волей, а идеи возникают  в Его Уме уже после вещей,  как представления вещей.

 

 

 

 Волюнтаризм Оккама

 

 

 Согласно Оккаму, верховная  причина его бытия – божественная  воля, не имеющая над собой  никакого закона, кроме логического  закона противоречия: Бог не может  сотворить лишь то, что в себе  самом содержит противоречие. Бог  Оккама – это, по существу, ветхозаветный Яхве, не терпящий  над собой никакой детерминации, – в том числе и той, которую  могли бы представлять универсалии,  предсуществующие в Боге в  качестве идеальных прообразов  реальных вещей. Согласно номиналистической  философии Оккама, Бог может совершенно  про-из-вольно создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в  субстанции. Т.о., в номинализме субстанция  более не есть то, в чем коренится  бытие вещи, она утрачивает свое  значение бытия по преимуществу. В пользу "божественного волюнтаризма" отменяется интеллектуализм томистской  онтологии, а вслед за ним  иерархическая структура тварного  бытия. А поскольку, согласно  Аристотелю и его средневековым  последователям, сущность (субстанция) постигается умом, в отличие от  акциденций, которые даны чувствам, то в номинализме, по существу, совпадают умопостигаемое бытие  вещи и ее наличное, эмпирически  данное бытие, т. е. явление.  Именно отсюда и вытекает не  только все возрастающий интерес  ко всем деталям и подробностям  эмпирического мира, но – самое  главное – трансформация аристотелевской,  да и всей предшествующей средневековой  натурфилософии, укорененной в античной  онтологии и определявшей физику  и космологию вплоть до XIV в.

 

 Так, Оккам в полном  соответствии со своим учением  о том, что не существует  никакой антологической иерархии  субстанций, приходит к выводу, что  нет оснований полагать, будто  небесной, надлунный мир, онтологически  отличается от земного, подлунного. С точки зрения Оккама все  сотворенное отдельно от Творца  столь глубокой пропастью, что  граница между небесным и земным  мирами уже не носит онтологического  значения. Т.о., снятие принципиальной  границы между небесным и земным, которое обыно считается одним  из революционных научных открытий  Галилея, происходит двумя столетиями  ранее, исходя из предпосылок  богословских.

 

 Поскольку, согласно  номиналистической концепции, предметом  подлинного знания оказываются  не субстанции, а акциденции, впервые  появляется возможность трактовать  познание как установление связей  между акциденциями (качествами), т.  е. ограничить его уровнем явлений.  Здесь, подчеркнем, происходит пересмотр  важнейшего принципа аристотелевской  антологии и логики, гласящего  что сущность (субстанция) есть условие  возможности отношений. Именно  в номинализме намечается та  тенденция к самостоятельности  гносеологии по отношению к  онтологии, которая была чужда  античному мышлению и развернулась  полностью лишь в Новое время.  Отныне разум начинает пониматься  как некая субъективная деятельность, лишенная онтологических корней, связи с реальным бытием, а  потому противостоящая ему. Умы  более не рассматриваются как  высшие в иерархии сотворенных  сущих. Ум в номинализме и  последующей философской традиции  – это не бытие, а представление,  направленность на бытие, субъект,  противостоящий объекту. Из реальной  субстанции мир превращается  в интенциональность. Номинализм, как бы замыкающий развитие  средневековой теологии и философии,  представляет собой едва ли  не самый радикальный поворот  в истории мысли со времен  античной классики – Платона  и Аристотеля. Именно номинализм  разрушает фундаментальные предпосылки  онтологии, просуществовавшие на  Европейском континенте более  полутора тысячелетий, – онтологии,  в центре которой были понятия  бытия и сущности (субстанции), постигаемых  с помощью умозрения. Поэтому  есть достаточно веские основания  считать номиналистов XIV в родоначальниками  нового типа мировоззрения, развернувшего  свои возможности в новоевропейской  философии, науке и культуре.

 

 

 

 Гносеология Оккама

 

 

 Основное его учение, кроме общего названия номинализма,  обозначалось еще в особенности  как терминизм, так как в  образовании нашего познания  он различал двоякого рода  “термины”; 1) представления или  мыслительные акты, вызываемые непроизвольно  данными внешнего и внутреннего  опыта – естественные знаки  (signa) и следы (vestigia) существующего  в познающем, и 2) произвольные  обозначения предметов в том  или другом отношении (nomina, voces), для правильного и отчетливого  распорядка наших познаний, О.  признавал действительно существующим  только единичное (particularia). Родовые  и видовые понятия имеют реальность  только в своих индивидуальных  представителях, напр. понятие “человек”  – только в отдельных людях.  Аристотелевы категории и Порфириевы  предикабилии О. признавал лишь  словесным, а не реальным распорядком.  Сущность познания, сточки зрения  О., состоит в фактической связи  между нашими представлениями  и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями,  которыми непроизвольно вызывается  наша умственная деятельность: самые  акты нашего мышления, поскольку  они обусловлены известною реальностью  (в интуитивном познании), действительно  извещают нас об этой реальности  или обозначают ее, хотя это  обозначение не должно быть  принимаемо за изображение . Так  как о Божестве мы не имеем  наглядного (интуитивного) познания, т.  е. никакого реального основания  для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, следовательно вообще никакое познание: Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласие в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма. Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.

 

 Оккам ни в коем  случае не отрицал полезности  универсалий, однако он не признавал  их реальность. Следуя схоластическому  методу, Оккам создал онтологию  трансцендентального бытия, которая  была близка идеям Фомы Аквинского  и Дунса Скота. По его мнению, мир состоит из единичных вещей  и сущностей, а все познание  сводится к внешнему и внутреннему  опыту. Всякое истинное знание  возможно получить только эмпирически,  с помощью органов чувств. Ввиду  того, что нет реально существующих  универсалий, которые можно было  бы созерцать в сознании, разум  не может доказать ничего, опираясь  только на свои собственные  силы. Именно поэтому Оккам, в  отличие от Ансельма Кентерберийского  считает недопустимыми не только  доказательства бытия Бога, но  даже сами попытки познать  Бога, опираясь только на рацио  [похоже на Канта]. Следуя за  Дунсом Скотом, Оккам провозглашает,  что Бог понимается не разумом  (Фома Аквинский, Альберт Великий)  и не освящением (Бонавентура), а  только верой. Именно веру и  интуитивное познание Оккам считает  инструментами теологии, а разум  может помочь лишь в поиске  аргументов. Работы Оккама положили  конец попыткам синтеза веры  и разума. Разуму полагалось заниматься  изучением природы, а вере –  постигать Бога.

 

 

 

Что остается от веры?

 

 

 Действительность принадлежит  лишь индивидуальной единичной  вещи именно только как единичной  [без универсалий]; а так как  всякое познание всеобще, то, следовательно,  настоящее познание невозможно. Этот скептический номинализм  Оккама и его школы, отказываясь  таким образом от всякого разрешения  высших метафизических вопросов, предоставил их исключительно  вере, не указывая, впрочем, никакого  основания для веры, что логически  и привело к отрицанию веры.

 

 Ученики Оккама

 

 

 Как уже отмечалось, средневековая философия вобрала  в себя 2 различные традиции: христианское  откровение и античную философию.  В учении Фомы возобладала  последняя. Напротив, критики томизма  апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде  всего божественная воля –  всемогущество Бога) стоит выше  разума и определяет его.

 

 Расцвет номинализма  приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители –  Уильям Оккам (1285–1349), Иоганн Буридан,  Николай из Отрекура и др.

 

 БУРИДАН (Buridan) Жан (ок.1300 – ок.1358) – франц. философ-схоласт,  представитель номинализма, способствовал  распространению во Франции учения  Оккама и ряда естественнонаучных  идей. "БУРИДАНОВ ОСЕЛ" – парадокс  абсолютного детерминизма в учении  о воле: осел, помещенный на равном  расстоянии от двух одинаковых  связок сена, должен умереть от  голода, ибо не сможет избрать  ту или иную связку. В сочинениях  Ж. Буридана этот образ не  найден. В переносном смысле –  человек, колеблющийся в выборе  между двумя равнозначными возможностями.

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)