НИКОЛАЙ из Отрекура
(Nicolac d'Autrecourt) (ок.1300 – после 1350), франц.
философ, представитель номинализма.
Преподавал в Париже. Критиковал
схоластический аристотелизм, защищал
принципы античной атомистики. Осужден
римской курией в 1346.
В номинализме пересматривается
характерная для аристотелевской
традиции (Альберт Великий, Фома
Аквинский) трактовка бытия, предполагающая
тесную связь бытия с категорией
сущности. Хотя Фома и проводил
различие между бытием и сущностью
(ибо только в Боге бытие
и сущность совпадают), однако
считал, что сущность стоит к
бытию ближе всех остальных
категорий. А поскольку сущность
постигается не чувствами, а
только умом, то отсюда вытекает,
с одной стороны, приоритет
разума, а с другой – иерархическая
структура тварного мира.
В номинализме определяющее
значение получает идея божественного
всемогущества, а творение рассматривается
как акт божественной воли. Здесь
номиналисты опираются на учение
Дунса Скота, который обосновывал
зависимость разума от воли
и считал божественную Волю
причиной всякого бытия.
Однако последовательные
номиналисты пошли дальше Дунса
Скота: если тот считал, что
в воле Бога был выбор сущностей,
которые Он хотел сотворить,
то Уильям Оккам упразднил
само понятие сущности, лишив
его того основания, которое
оно имело в ранней и средней
схоластике, а именно тезиса о
существовании идей (общих понятий)
в божественном Уме. Идеи, согласно
Оккаму, не существуют в божественном
Уме в качестве прообразов вещей: сначала
Бог творит вещи Своей волей, а идеи возникают
в Его Уме уже после вещей, как представления
вещей.
Номиналисты не разрывают
и с Аристотелем, но дают
его философии иную, чем Фома,
интерпретацию, опираясь на учение
Аристотеля о первичной сущности
как единичном индивидууме. Согласно
Оккаму, реально существует лишь
единичное; любая вещь вне души
единична, и только в познающей
душе возникают общие понятия.
С этой точки зрения сущность
(субстанция) утрачивает свое значение
чего-то самостоятельно сущего, которому
принадлежат акциденции, не имеющие
бытия помимо субстанций: Бог,
согласно номиналистам, может создать
любую акциденцию, не нуждаясь
для этого в субстанции. Понятно,
что при этом различение субстанциальных
и акцидентальных форм теряет
свое значение, и главное понятие
томизма – понятие субстанциальной
формы – больше не признается
необходимым. В результате умопостигаемое
бытие вещи (сущность) и ее простое
эмпирически данное бытие (явление)
оказываются тождественными. Номинализм
не признает различных бытийных
уровней вещей, их онтологической
иерархии. Отсюда равный интерес
ко всем деталям и подробностям
эмпирического мира. Ориентация
на опыт – характерная черта
номинализма, которую впоследствии
перенимают наследники средневекового
номинализма английские философы
эмпирического направления –
Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.
Номинализм формирует
новое представление о познании
и природе познающего ума. Поскольку
познание направлено не на
сущность вещи, а на вещь в
ее единичности, то оно есть
интуитивное познание (созерцание
отдельных свойств вещи), его предметом
оказываются акциденции, и знание
трактуется как установление
связи между явлениями. Это
ведет к пересмотру аристотелевской
и томистской логики и онтологии,
для которых субстанция есть
условие возможности отношений
(не случайно в томизме гносеология
– учение о познании не существует
независимо от онтологии –
учения о бытии). Теоретическая
способность в номинализме утрачивает
свой онтологический характер, умы
больше не рассматриваются как
высшие в иерархии сотворенных
сущих. Ум, с точки зрения Николая
из Отрекура, есть не бытие,
а представление о бытии, направленность
на бытие.
Так в номинализме
формируется представление о
субъекте, противостоящем объекту
как особого рода реальности,
и о познании как субъект-объектном
отношении. Такой подход способствует
выделению гносеологии в самостоятельную
область исследования. Но одновременно
возникает субъективистское истолкование
ума, человеческого духа, рождается
убеждение, что явления психического
ряда достовернее физических, поскольку
даны нам непосредственно, тогда
как физические – опосредованно.
В теологии при этом подчеркивается
приоритет веры над знанием,
воли – над разумом, практически-нравственного
начала – перед теоретическим.
В целом номинализм
в значительной мере определил
направление и характер развития
как философии, так и экспериментально-математического
естествознания XVI–XVII веков. Именно
с номинализмом было связано
также и развитие материализма
в эпоху Возрождения и в
Новое время. Почему? –– Действительность
принадлежит лишь индивидуальной
единичной вещи именно только как
единичной [без универсалий]; а так как
всякое познание всеобще, то, следовательно,
настоящее познание невозможно. Этот скептический
номинализм Оккама и его школы, отказываясь
таким образом от всякого разрешения высших
метафизических вопросов, предоставил
их исключительно вере, не указывая, впрочем,
никакого основания для веры, что логически
и привело к отрицанию веры.
Новый взгляд на природу познающего
ума
Именно номинализм
формирует новое представление
о познании и природе познающего
ума. Поскольку согласно номиналистической
концепции познание направлено
не на сущность вещи (которое
вообще постепенно упразднилось:
от Дунса-Скоттовского выбора
сущностей у Бога до Уильяма
Оккама), а на вещь в её единичности,
то оно есть интуитивное познание
(созерцание отдельных свойств
вещи), – то его предметом оказываются
акциденции, и знание трактуется
только как установление связи
между явлениями. Это ведёт
к пересмотру аристотелевской
и томистской логики и онтологии,
для которых субстанция есть
условие возможности отношений
(не случайно в томизме гносеология
не существует независимо от
онтологии). Теоретическая способность
в номинализме утрачивает свой
онтологический характер, умы больше
не рассматриваются как высшие
в иерархии сотворенных сущих.
Ум, с точки зрения Николая
из Отрекура, есть не бытие,
а представление о бытии, направленность
на бытие [интенциональность]. Так
в номинализме формируется представление
о субъекте, противостоящем объекту
как особого рода реальности,
и о познании как субъект-объектном
отношении. Именно такой подход
и способствовал выделению гносеологии
в самостоятельную область исследования.
(В “отместку” за это, немедленно
возникает субъективистское истолкование
ума, чел. духа, рождается убеждение,
что явления психического ряда
достовернее физических, поскольку
даны нам непосредственно, тогда
как физические – опосредованно.
В теологии при этом подчёркивается
приоритет веры над знанием,
воли – над разумом, практически-нравственного
начала – перед теоретическим).
Декарт будет уже
исходить из самосознания как
некоторой чисто субъективной
достоверности, рассматривая при
этом субъект гносеологически,
т. е. как то, что противостоит
объекту. Расщепление всей действительности
на субъект и объект – вот
то принципиально новое, чего
в таком аспекте не знала
ни античная, ни средневековая
философия. Противопоставление субъекта
объекту характерно не только
для рационализма, но и для
эмпиризма XVII века. Благодаря этому
противопоставлению гносеология,
т. е. учение о знании, выдвигается
на первый план в XVII веке, хотя
связь со старой онтологией
не была полностью утрачена. Своё
самосознание (“я мыслю”), в отличие
от Августина, французский мыслитель
(Декарт) считает той (волшебной)
точкой опоры, отправляясь от
которой и основываясь на которой
можно воздвигнуть всё остальное
знание. Из этой достоверной аксиомы
должно вырасти всё здание науки… И аналогия
с геометрией здесь совсем не случайна…
Школа Оккама заложила
фундамент для современной механики
и астрономии, а также послужила
исходным пунктом для развития
современной динамики. Взгляды, которых
придерживался Оккам, получили
название "современного пути"
по сравнению со "старым путем"
Фомы Аквинского и Дунса Скота.
Именно на философии Оккама
и были воспитаны Мартин Лютер
и другие протестантские реформаторы.
Лит: Лега В.П. История западной
философии
В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая
философия
Э.Жильсон «История
христианской философии в Средние
века»Дата: 23.03.2009 Модуль: История
философии Категория: Схоластика
Разместил: rat
Климент Александрийский
(145–215)
Родился, вероятно, в Афинах
в языческой семье. Получил широкое
образование, затем путешествовал
по Греции, Южной Италии, Малой Азии,
переходя от одного учителя философии
к другому.
Обращен в христианство своим
последним учителем Панте-ном, который
был первым известным нам главой
христианской катехитической школы
в Александрии и которого Климент
Александрийский сменил на этом посту
после его смерти. В 202 или 203 он был
вынужден покинуть Александрию из-за
преследования христиан императором
Септимием Севером и нашел
убежище в Палестине у своего
бывшего ученика иерусалимского
епископа Александра.
Гностицизму, стремившемуся
к преодолению простой веры
высшим знанием, противостоит
попытка Климента Александрийского
построить истинный христианский
гносис, связав формы античной
философии с содержаниями новой
христианской веры. Тем самым
он занимает определенную позицию
в спорном вопросе о том,
полезна ли философия для веры,
бесполезна или даже вредна. Для
климента философия одобрена
Богом, а разумное пользование
ею целительно. Даже греческие
философы, по его мнению, хотя
и были лишены Откровения, все
же находились под воздействием
естественного божественного просветления
– напр., когда приходили к
интуиции первопричины мира.
Впервые попытался
разработать собственно христианскую
философию, соединить философию
с христианством. Но с ним
начался и процесс философизации
христианства. – Климент вслед
за Филоном Александрийским повторил,
что философия есть служанка
богословия. Он впервые ставит проблему
соотношения философии и религии, веры
и разума. Философию и религию считает
не противоречащими друг другу, а дополняющими
друг друга. Христианство, по его мнению,
объединило в себе древнегр. философию
и Ветхий Завет. Господь Своим Промыслом
ведет все человечество к спасению через
Иисуса Христа. Но все народы Он ведет
по-разному. Народ Израиля посредством
того, что даровал ему Закон через Моисея
а народы Европы – даровав им философию.
Поэтому Сократ для греков у Климента
– то же, что Моисей для иудеев.
Недостаток древнегреческой
философии состоял в том, что
она с некоторым недоверием
и презрением относилась к
религии. Климент развивает мысль,
что греки все свои основные
положения взяли у иудеев. А
недостаток еврейской религии
– в том, что она гнушалась
философии. Христианство превосходит
все эти формы знания тем,
что впервые объединяет и религию,
данную через ветхозаветных пророков,
и философию, через которую
древние греки также познали
Бога, которого, как сказал ап. Павел,
они, сами того не зная, чтили.
Климент не согласен
с теми, кто считает, что вера
делает знание излишним, но отрицает
и позицию гностиков, утверждавших,
что есть некое особое знание,
которое возвышается и делает
веру ненужной. У Климента философия
– как бесценное сокровище,
обретению которого мы должны
посвящать все свои силы, как
пишет он в своих "Строматах".
Элемент философствования Климент
видит и в Евангелии – во
фразе: «Ищите и обрящете» (Мф.
7, 7). Искать – это искать мысленно,
а это возможно только путем
философствования. Девиз философии
“искать истину” Господь Сам
дал в Евангелии с надеждой,
что мы эту истину в конце
концов найдем. Разум не дан
нам случайно, поскольку он имеет
своим объектом мысль, а целью
– познание истины; разум дан
нам не случайно, и мы должны
искать философствуя и размышляя.
О ложной и истинной философии
Климент говорит, что
философия бывает истинная и
ложная. Ложная – это софистика,
материалистическая философия и
т. д. Истинная философия учит
о Боге и человеке, о том,
как человеку вернуться к Богу.
Истина одна, но путей к ней
много. Это означает, что существует
возможность благодаря множеству
систем найти множество частных
истин. – Древним грекам был
дарован свет разума, через который
они пришли к познанию истины.
И свет разума, и Закон, который
был дан древним евреям, имеют
один и тот же источник, один
и тот же Логос (<= от Филона
Александрийского). Поэтому философия
во многом является предшественницей
христианства и должна почитаться
христианами так же, как и Ветхий
Завет.
Вера и разум не
противоречат друг другу. В
науках, основанных на разуме, существует
субординация. Низшие науки ведут
к философии, а философия –
к богословию. Поэтому философия
обязательна для богословов, поскольку
она дает в руки богослова
орудие аргументации, орудие спора,
для того чтобы распространять
и защищать христианство. Соотношение
веры и разума гармонично (а
не так как говорят гностики).
Каждая способность человеческая
(и вера, и разум) необходима
для какой-либо цели. Вера имеет
преимущество в том, что открывает
объекты познания, она более проста,
легка, ибо верой обладают все
люди. Она дается в готовом
виде, и в познании всегда присутствует
элемент веры. Человек принимает
на веру многие положения в
качестве недоказуемых – это
то, о чем говорили древние.
Или из книг, или от других
людей, или как гипотезу –
в любом случае все наше
рациональное знание основывается
на некоторых положениях, в которые
человек просто верит. Однако
вера как фундамент недостаточна,
ибо на этом фундаменте должно
быть некое стройное здание, построенное
при помощи рациональных аргументов.
Поэтому вера и разум не
исключают, а дополняют друг
друга. Вера есть фундамент
знания, а рациональное знание
– стены, воздвигнутые на этом
фундаменте. Стены без фундамента
разрушаются, но и фундамент
без стен – это не здание,
а только фундамент. Значит, без
веры нет знания, а знание без
веры – ничто.
И вера и знание
есть проявление одной и той
же общей способности – разумности.
Поэтому идеал каждого христианина
– достичь именно этой разумности,
которую Климент именует истинным
гносисом, вбирающим в себя и
рассудочное знание, и хр. веру. Христианский
гносис – это та же самая
христианская вера, но доведенная
до понимания с помощью интеллектуального,
рассудочного осмысления. И в
этом понимании взаимоотношения
веры и разума Климент Александрийский
стоит в начале той мощной
традиции, которой придерживается
потом и Августин, и Фома Аквинский,
и Ансельм Кентерберийский.
Каким образом человек
может познать Бога? Как можно
понять то, что стоит выше всего
и непознаваемо? Климент разделял
античный принцип, согласно которому
подобное познается подобным. Поэтому
если человек может познать
много, то он каким-то образом
имеет в себе божественную
природу. Но поскольку Бог превосходит
во всем человека, то процесс
познания Бога – процесс бесконечный
и недостижимый в рамках одной
человеческой жизни. Следовательно,
для истинного познания необходимо
откровение. Потому и существуют
2 формы религии: естественное
познание Бога и религия Откровения,
которое, в частности, было
дано древнему Израилю. Христианская
религия объединяет в себе
естественную религию и религию
Откровения и поэтому является
истинной и окончательной религией.