2. На второй ступени
(воображение) человек рассматривает
уже не само творение, а то,
каким образом мир входит в
душу, т. е. как человек познает
этот мир. Бонавентура описывает
свою теорию познания во многом
на августинианском языке, показывая,
каким образом в окружающей
среде возникает сначала подобие
вещей, некоторые их образы, затем
эти образы проникают в органы
ощущений. Затем из внешнего органа
ощущений эти образы проникают
во внутренний орган, затем
в воспринимающую способность,
далее попадает в память и
становится предметом умственного
понимания. После того, как возникает
в уме образ воспринятой вещи,
возникает суждение, мысль о воспринятой
вещи. Человек, придя к истинному
высказыванию, получает от этого
определенное наслаждение, а поскольку
основное наслаждение человек
получает в Боге, то поэтому
Бог есть смысл всех вещей.
И истинный свет, освещающий познание
всех вещей и есть абсолютная
истина.
3. На третьей ступени
(смысл) Бонавентура советует
человеку, совершающему восхождение,
войти в себя и увидеть, как
душа любит себя. Но может ли
душа любить себя не зная? А
знать – не помня? Поэтому
в душе существуют 3 способности
(также от Августина): способность
памяти, знания (умозрительная способность),
и способность воли (выбора). Каждая
из этих способностей показывает,
каким образом Бог существует
в нашей душе и каким образом
душа является прообразом Бога.
Например, память показывает, что
существуют в душе некоторые
принципы, которые человек никогда
не может забыть. Это основные
принципы наук, аксиомы, очевидные
положения, которые являются врожденными
и очевидными для всех людей.
Умозрительная способность также
показывает нам присутствие Бога
в душе, поскольку эта способность,
т. е. способность мыслить, основана
на совершении заключений, а сами
эти заключения основаны на
некоторых определениях. Эти определения
в свою очередь основываются
на более высоких определениях
и т. д. до самого высшего
начала, до Сущего самого по
себе и Истины самой по себе.
Т. обр., и в умозрительной способности
мы видим, каким образом душа
является образом Божиим. Мысля,
человек отличает ложь от истины, поскольку
сама душа освещается Богом истины.
Здесь же Бонавентура,
анализируя познавательную способность,
рассматривает место и роль
философии в познании человеком
Бога. Философия также ведет человека
к Богу. Философия бывает 3 видов:
естественная, рациональная и моральная.
Естественная философия
рассматривает причину бытия
и поэтому ведет к Богу-Отцу,
рациональная философия рассматривает
законы мышления и поэтому
ведет к Богу-Слову, а моральная
философия рассматривает порядок
жизни и поэтому ведет к
благу Святого Духа. Соответственно
каждая из 3 видов философии делится
также на 3 вида знания. Так, естественная
философия делится на метафизику,
математику и физику. Метафизика
исследует сущность вещей и
поэтому ведет к Богу-Отцу, математика
исследует числа и поэтому
ведет к Богу-Слову, физика
рассматривает упорядоченность
мира и поэтому ведет к Святому
духу.
Рациональная философия
также состоит из 3 частей: грамматики,
логики и риторики. Грамматика
повествует о сущности слов, поэтому
ведет к Богу-Отцу, логика повествует
о правильности употребления
слов, поэтому ведет к Богу-Слову,
а риторика повествует о том,
как правильно пользоваться словами,
как красиво говорить, и поэтому
ведет к Святому Духу.
И моральная философия,
соответственно, делится на мораль
индивидуальную, семейную и социальную.
Индивидуальная мораль говорит
о нерожденности Бога-Отца, семейная
напоминает нам о рожденности
Бога-Сына, а социальная мораль
говорит о свободе, существующей
в Святом Духе. Поэтому все
виды этой философии, поскольку
все они основаны на истинной
вере, основаны на непогрешимых
правилах, поэтому они необходимо
ведут к истине.
4. На четвертой ступени
(понимание) рассматривается не
просто душа, существующая сама
по себе, но душа, преображенная
благодатью. Бонавентура спрашивает,
почему не каждая душа может
подняться к Богу, почему не
каждая душа может видеть Бога
в себе? А потому, что большинство
душ погружены в чувственный
мир, а подняться душа может
только при помощи благодати
Божией, при помощи Иисуса Христа.
А для этого нужно самому
верить в искупительную жертву
Иисуса Христа и надеяться
на Его благодать. Для этого
нужно верить, надеяться и любить
Бога. Т. е. вера, надежда и любовь
– 3 основных добродетели.
На этой стадии человек
обращается уже не к философии,
а к Священному Писанию, и
созерцание Бога достигается
не посредством действий ума,
а посредством опыта сердца. Душа
слышит высшую гармонию, воспринимает
высшее наслаждение. Наш дух
при этом становится также
иерархически построенным, как
и весь мир, и эта иерархия
соответствует иерархии 9 ангельских
чинов. Созерцая этих ангелов
в себе, человек видит в себе
Бога. Поэтому на этом (4-м) этапе
восхождения к Богу следует опираться
на Священное Писание, которое учит нас,
как этому учили законы Моисея, душевному
очищению, учат нас озарению, как этому
учили нас пророки, и учит духовному совершенствованию,
что было изложено в Евангелиях.
5. В отношении пятой
ступени (ум) Бонавентура говорит,
что созерцать Бога можно не
только в нас, но и выше
нас, через Свет, превосходящий
нашу душу. Душа созерцает Бога
как бытие, существующее вне
человека. Если первый способ, т.
е. рассмотрение Бога в мире,
является только лишь притвором
храма, второй способ рассмотрения
Бога в душе есть святилище,
то третий есть Святая Святых.
Бога можно понимать
как сущность и как множество
Его ипостасей. Лучше всего
как сущность рассмотрел Бога
Иоанн Дамаскин и соответствует
такое рассмотрение Ветхому Завету.
Имя, соответствующее Богу при
таком способе Его постижения,
есть Сущий. Рассмотрение Бога
как полноту Его ипостасей
лучше всех было проведено
Дионисием Ареопагитом, имя Бога
при таком способе познания
есть Благо, и это дается
нам Новым Заветом.
Для постижения Бога
надо направить свой взор на
бытие как таковое, которое
есть полная лишенность небытия.
Поэтому бытие есть первое, что
попадает в человеческую мысль.
Мыслить что-либо как несуществующее
невозможно, поэтому первый предмет
человеческой мысли есть бытие.
Без этого бытия, Божественного
бытия, разум не может познавать.
Так же, как для видения цветов
нужен свет, так и для познания
нужно бытие. Это бытие есть
всегда благо, поскольку благо
лучше, чем небытие (своеобразная
модификация онтологического доказательства
Бога). Поэтому Бог есть истинное
бытие и поэтому существует, и
Бог есть истинное благо.
6. И на последнем, шестом
этапе (светоч синдерезы) человек
зрит Бога как Того, в Ком
Творец и творение совпадают,
как некоторую нераздельную сущность,
при рассмотрении которой разум
умолкает, говорит лишь сердце. Это
то, что и было открыто святому
Франциску Ассизскому, и об этом
этапе говорить ничего невозможно,
ибо ни разума, ни слов не
существует для описания этого
этапа. Для этого нужно оставить
действия разума, нужно вопрошать
благодать, нужно видеть Бога,
а не человека, – это есть
высшая цель человеческой жизни,
это и есть смерть [для мира,
божественный мрак]. Так заканчивается
«Путеводитель души к Богу».Дата:
23.03.2009 Модуль: История философии
Категория: Схоластика Разместил:
rat
Иоанн Дунс Скот
(1266–1308)
1. “Тончайший доктор”
2. Онтология Дунса Скота
3. Гносеология Дунса Скота
4. Разделение философии
и теологии
5. Богословие Дунса Скота
6. Примат индивидуального
(principium individuationis)
7. Приоритет воли над
разумом
8. Антропология Дунса
Скота
9. Этика Дунса Скота
10. Иррационализм Дунса
Скота
Последнее философское течение
в XIII в., которое разрешило антагонизм
между двумя основными философскими
направлениями столетия – августинизмом
и томизмом – стал скотизм. Сущность
компромисса основывалась на том, что
томизму были сделаны небольшие
уступки, но принципиальная основа осталась
августиновской. Францисканцы, присвоив
себе достигнутые Фомой результаты,
модернизировали свою доктрину таким
образом, что появилась «новая францисканская
школа». Создателем новой философской
доктрины был Дуне Скот, по имени
которого она обычно называлась скотизмом.
“Тончайший доктор”
В историю западной
теологической мысли Дунс Скот
вошел под именем “тончайшего
(subtilis) доктора”, отражающего утонченно-рафинированный
дух его доктрины. Иоанн Дунс
Скот представляет так называемую
младофранцисканскую школу.
1. Жизнь
Он родился в деревне
Дунс (графстве Роксбург) в Южной
Шотландии.
Еще будучи 12-летним
подростком он облачился в
монашеское платье святого Франциска,
которое принял из рук своего
дяди Элии в 1278 году, в Хаддингтоне.
Затем последовали годы учебы
в Нортгемптоне, в Англии, где
в 25 лет он становится священником.
По преданию, Д. Скот
казался в первой молодости
чрезвычайно тупоумным и лишь
после одного таинственного видения
стал обнаруживать свои богатые
духовные силы.
В 1291–1296 гг. он совершенствует
свои знания в Париже, затем
возвращается в Кембридж, где
пишет комментарии к «Сентенциям»
Петра Ломбардского.
Следующие 2 года он
в Оксфорде, в 1302–1303 гг. – в
Париже. Конфликт с Папой Бонифацием
VIII вынудил его оставить Париж
и вернуться в Оксфорд.
В 1304 году он был
рекомендован генералом францисканского
ордена Гонсалесом Испанским
университету Парижа в качестве
преподавателя теологии.
Однако отношения между
императором Филиппом и Папой
становились все напряженнее,
Скот был отозван в Кельн.
Через год преподавания, 8 ноября
1308 года он умер.
Погребен в Кельне,
в церкви Святого Франциска.
Надгробная надпись гласит: «Scotia
mе genuit. Anglia me suscepit. Gallia me docuit. Colonia me tenet»
(«Шотландия меня родила. Англия меня приняла.
Галлия меня обучила, Кельн меня хранит»).
2. Сочинения
Основные сочинения:
комментарий к «Сентенциям» Петра
Ломбардского, которое было названо
«Оксфордским сочинением», а также
более краткое «Парижское сочинение».
В Оксфорде он писал комментарии
к аристотелевским работам по
логике, метафизике и психологии.
«Спорные вопросы сверхфилософии»,
которые долгое время считались
его произведением, ему уже
не приписываются.
За свою недолгую
жизнь Дунс Скот написал очень
много, полное собрание его
сочинений насчитывает 12 томов,
по большей части это – комментарии
к работам Аристотеля, Порфирия
и Петра Ломбардского. В Париже
был написан самый значительный
его труд «Комментарии на сентенции
Петра Ломбардского». Кроме «Оксфордского
труда» у Иоанна Дунса Скота
есть «Разнообразные вопросы», «О
первом начале всех вещей»
и «Тончайшие вопросы к метафизике
Аристотеля».
Самым важным произведением
Скота считается его “оксфордское
сочинение”, представляющее собою
комментарий к 4 книгам «Сентеций»
Петра Ломбардского.
Дунс Скот был трудным
писателем и трудным мыслителем
– как по восприятию, так и
по пониманию. Он получил титул
“тонкий доктор”, что означало
тонкую аргументацию, а также
сложное восприятие его мыслей.
Онтология Дунса Скота
Что такое бытие
по мысли Скота? Это одна
из наиболее сложных категорий
его философии, хотя Иоанн Дунс
Скот себя философом не считал,
и если бы услышал такое
упоминание о себе, то наверняка
оскорбился бы. И тем не менее
философских мыслей в его работах
чрезвычайно много, и, практически,
по всем вопросам Иоанн Дунс
Скот рассуждает как один из
величайших философов.
Бытие, по мысли Скота
есть то, что существует везде.
Поэтому найти бытие мы не
можем: познание материального
мира видит одни единичные
вещи, но мы знаем, что все
вещи, существуя, имеют что-то
общее, т. е бытие. Вещи, как
говорит, Иоанн Дунс Скот, синонимичны
в этом отношении друг другу.
Бытие одинаково везде
– и в вещах и в Боге, однако
в Боге бытие имеет бесконечный
характер, и вследствие бесконечности
бытия разум ничего не может
говорить о Боге. И само понятие
бесконечного бытия человек употребляет
по аналогии с нашим бытием,
считая это понятие наиболее
совершеным из всех понятий
разума, которое могло бы как-то
приблизить человека к Богу.
Гносеология Дунса Скота
1. Испорченность человеческого
разума
Философия имеет своим
орудием человеческий разум, а
он испорчен человеческим грехом,
что опять же не понял Фома
Аквинский, считавший, что человеческий
разум не изменился со времен
до грехопадения.
2. Узость рассудочных
рамок
Будучи францисканским
теологом, Дунс Скот в своих
рассуждениях следовал за Бонавентурой,
хотя и расходился с ним
в некоторых вопросах.
Например, им не принималась
теория "божественного освещения"
Бонавентуры, что познание неизменных
концепций, таких как справедливость,
красота и т.д., может происходить
лишь в душе через вечные
идеи, внедряемые в нее Богом.
Таким образом, что-либо может
быть познано лишь в том
случае, если Сам Бог "осветит"
понимающего вечной истиной.
В понимании Дунса
Скота разум, опирающийся на
логику, может осуществлять познание
лишь в достаточно узких рамках.
3. Умален ли при этом
разум?
Впрочем, сам Иоанн
Дунс Скот не считал при
этом, что он принижает человеческие
разумные способности, – более
того, он утверждал, что, наоборот,
возвышает разум, поскольку Бог
нисходит до слабого человеческого
разума, давая ему благодать, и
если Бог нисходит до разума,
значит это является ценностью
в глазах Бога.
4. Обилие дистинкций (лат.
distinctio – различение)