Божественные идеи, существующие
в Боге Слове, суть знание
Бога, и в этом смысле некое
подобие Бога,—но в этом знании
провидятся и формы, умопостигаемые
сущности всего имеющего быть
сотворенным; это Божественное
провидение несет в себе и
творческую энергию, действующую
силу, которой творится мир. Богом
создается и подобающая материя,
своя для телесных субстанций,
своя для умопостигаемых. Материя
не является абсолютно неопределенной
и лишь пассивно принимающей
определяющую ее форму. В материю
в акте творения вложены семенные
разумные причины, как бы непроявленные
зародыши будущих форм. Поэтому
в материи есть предрасположенность
к форме. Всякая вещь —результат
действия не одной, а ряда
форм, последовательно определяющих
материю.
Внутренним стержнем
учения Бонавентуры о мире
и о познании является доктрина
Божественного просвещения. Форма
вещи, т. е. ее рациональный
строй, делающий ее постижимой
для человеческого ума, обнаруживает
присутствие в ней «логоса», начала,
сообщающего порядок и определенность
И познаваемого посредством умосозер-цания.
Как глаз видит свет, так ум
созерцает умопостигаемые светы—логосы
вещей. Но формы вещей являются
лишь отсветами того формообразующего
умопостигаемого Света, который
сияет в Божественных идеях.
Частные светы —формы вещей—суть
отражения, которые устремляют
ум человека к Логосу, Свету
всех светов. В трактате «Breviloquium»
Бонавентура, объясняя видимую
вселенную, использует учение
о свете Роберта Гроссете-ста.
Он различает свет (lux), сияние
света (lumen) и цвет. Первый есть
основа субстанциальных форм; он
делает и земные, и небесные
тела способными к существованию
и является источником их внутреннего
динамизма. Lumen—это невидимое излучение,
источник которого преимущественно
в небесных телах, таких, как
Солнце, оно распространяется в
промежуточной прозрачной среде.
Благодаря своей чистоте и
сходству с духовным это субстанциальное
излучение предрасполагает тела
к получению формы жизни и
действует как своего рода
посредник между душой и телом,
а также выводит высшие формы
из материи, где они существуют
как «семенные причины».
Соч.: Opera omnia, 10 vol., Quaracchi, 1882-1902;
Collationes in Hexaemeron. Quaracchi, 1934; Questions disputees «De
caritate», «De novissimis». P., 1950; в рус. пер.—Путеводитель
души к Богу. М, 1993; О возвращении наук к
теологии. Путеводитель души к Богу.—
«ВФ», 1993, Nil 8.
Лит.: Bissen J. M. L'exemplarism divin selon
s. Bonaventure. P., 1929; Uuthey L Sancti Bonaventurae philosophia Christiana.
Rome, 1943; De Benedictis M. M. The Social Thought of St. Bonaventure.
Wash., 1946; GilsohE. La philosophie de saint Bonaventure, 2eU P., 19S3.
SpargoE. J. M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy of St.
Bonaventure. NY., 1953; Prentice R. P. The Psychology of Love According
to St. Bonaventure. N.Y., 1957; RatzingerJ. Die Geschichtstheologie
des hi. Bonaventura. Munch.—Z., 1959; BougemlJ. G. Introduction а
ГёЧшЗе de s. Bonaventure. P., 1961; Idem. S. Bonaventure et la
sagesse chr&ienne. P., 1963; Guardini Я Systembildende Elemente
in der Theologie Bonaventuras. Leiden, 1964; Wiegels M. Zum Gedanken
der Schopfung bei Bonaventura. Freiburg-Munch., 1969; Quinn IF. The
Historical Constitution of St. Bonaventure's Philosophy, 1973; MberE.-H.
Dialogue et dissensions entre s. Bonaventure et s. Thomas d'Aquin a
Paris (1252-73). P., 1974; S. Bonaventura 1274-1974, ed. J. G. Bougerol,
5 vol. Roma, 1972-74.
В. П. Гайденко
Синтез на основе богопознания
Бонавентура принадлежал
к так наз. старо-Францисканской
школе. В противовес аристотелизму
он ориентируется на блж. Августина
и неоплатонизм. Признавая авторитет
Аристотеля в области мирских
наук, он отчасти пользуется и
арсеналом его идей, однако в
метафизике, согласно Бонавентуре,
Аристотель упустил основное, отвергнув
платоновское учение об идеях,
а с ним вместе и архетипы
всего сущего в уме Бога.
Особенность мысли
Бонавентуры состояла в том,
что он попытался соединить
все возможные способы размышления
о Боге. Он пытался соединить
и мистицизм, и философию, и
естественные науки. И это свое
соединение он строит по примеру
Дионисия Ареопагита, как некоторый
путь по иерархии бытия, иерархии
мира. Согласно Бонавентуре, основой
богопознания является главным
образом внутренний опыт. Стремление
к Богу возможно потому, что
в принципе оно врождено человеку
и является его естественным
чувством. Идея Бога уже врождена
человеку ясно и четко, хотя
и неполно. В отличие от него
Фома Аквинский говорил, что
человеку врождена только возможность
идеи Бога.
Возможны 2 пути познания
Бога: путь философский и путь
богословский. Философия в своем
познании исходит из вещей
и затем по ступенькам восходит
к Богу. Путь богословский, наоборот,
исходит из откровения, из того, как нам
открывается знание о Боге, и затем уже
происходит нисхождение к тварному миру.
Богословие ведется Светом божественного
Откровения, философию же ведет естественный
свет разума.
Абсолютность, беспредпосылочность
«чистой философии» – кажущаяся,
потому что в действительности
каждый философ пользуется некоторым
критерием истинности, а корни
всякого такого критерия находятся
в Божественном свете, в Свете,
который исходит из божественного
Откровения. Поэтому сам «естественный»
разум незаметно для себя получает
свои истины при помощи явления
сверхъестественного. Будучи существом,
подверженным переменам, человек
постигает Неизменные начала
лишь в том случае, если просветлен
божественным светом. Т. обр., здесь
Бонавентура целиком стоит на
точке зрения августиновской
теории иллюминации.
В своем "Паломничестве
души к Богу" Бонавентура опишет
ступени мистического восхождения
души к Богу. И на высшей
из них деятельность разума
прекращается, и душа полностью
растворяется в Боге: «Я [говорит
Христос] увижу вас опять, и
возрадуется сердце ваше, и радости
вашей никто не отнимет у
вас; и в тот день вы не
спросите Меня ни о чем» (Ин.
16, 22-23). Только в христианстве
разум получает надлежащую опору
– и она находится в Откровении.
До христианства люди пользовались
разумом самостоятельно. Бонавентура
приводит 2 способа употребления
разума: одни опирались только
на разум, как это делали
египетские жрецы; другие же, подобно
Соломону, просили у Бога разум
и по своим делам, по своим
молитвам получали его.
В человеке разум
и вера отличаются, в Боге же
вера и разум полностью совпадают.
Поэтому нам Бога познать полностью
нельзя, ибо способности человеческого
разума и веры отличаются от
божественных. Но благодаря врожденности
человеку идеи Бога философия
может сотрудничать с верой,
с религией. Философия есть этап
на пути к Богу.
Бонавентура. Пути богопознания
Согласно Бонавентуре,
Бог познаваем, и существует 3
пути познания Бога.
1) Первый путь исходит
из того, что Бог есть истина,
врожденная душе. Хотя человеку
не явлена Сущность Бога, но
ему явлено представление о
Его существовании. Возникает
вопрос, почему тогда существуют
язычники – люди, верящие в
Бога неправильно? На это Бонавентура
отвечает, что даже те, которые
верят в Бога неправильно, они
все равно в Бога верят, верят
в Его существование. Это и
доказывает, что человеку врождена
идея существования Бога, но не
идея Его сущности. Поэтому и
возможно неправильное знание
о Боге.
Бонавентура по-своему
доказывает, что человеку врождено
знание о существовании Бога,
врождена идея Бога. Ведь если
разум стремится к знанию и
больше всего стремится к вечному
знанию, обладанию вечной истиной
и более того, любит эту истину
(вспоминаем Августина), то невозможно
любить то, чего не знаешь. Если
человек любит истину, то он
ее уже знает, а невозможно
знать то, чем ты не обладаешь.
2) Второй способ познания
Бога – при помощи чувственного
мира, ибо вещи несамодостаточны,
они не могут существовать
самостоятельно, для этого необходимо
существование Божие. Этот способ
богопознания для Бонавентуры
не столь совершенный, как первый,
ибо любое доказательство, идущее
от внешнего мира, лишь помогает
развить уже врожденную душе
идею Бога. Поэтому второй путь
приводит к первому.
3) И третий путь, который
предлагает Бонавентура, – это
его модификация онтологического
доказательства бытия Бога. Как
известно, впервые в ясной и
четкой форме онтологическое
доказательство разработал Ансельм
Кентерберийский. У Бонавентуры
это доказательство принимает
еще более простой вид: если
Бог есть Бог, то Бог существует.
Точнее эта цитата выглядит
так: «Если Бог есть Бог,
то Бог есть, но посылка настолько
верна, что ее нельзя помыслить
неверной. Следовательно, бытие Божие
есть несомненная истина». (При
анализе «Путеводителя» это разъяснится).
Проблема Творения
Бонавентура указывал,
что для философии существует
лишь 3 основных проблемы:
1) это проблема Творения,
2) проблема индивидуации
(существования множественности
вещей)
3) и проблема иллюминации
(освещение божественным Светом
истины души человеческой).
Одна из основных
проблем философии для Бонавентуры
– это проблема Творения. Недостаток
любой философии до христианства
состоял в том, что философы
всегда искали в творении некое
начало, отличающееся от вещей
и от небытия.
У Платона таким
началом были идеи и материя.
Мы помним, как в диалоге «Тимей»
бог-демиург творит мир из 4 элементов,
взирая на вечный образец в
виде идеи.
Аристотель предлагает
другой мир, в котором идеи
существуют уже в самих вещах,
однако и он также не понял
того, что мир творится Богом,
а не существует вечно.
Бонавентура утверждает,
что не нужно верить в отдельное
существование идей и вещей,
поскольку Бог в силу Своего
совершенства творит каждую вещь
целиком, творит и идею, и материю,
и форму, и их соединение, творя
все Сам без каких-либо опосредованных
звеньев. Бог творит мир из
небытия и творит вещь сразу
во всей своей сущности. Творение
происходит во времени, ибо
бытие творится из небытия,
а фраза «из небытия» предполагает,
что бытие возникает после
небытия. И здесь Бонавентура
советует обращаться к Платону,
говоря, что Платон лучше объясняет
сотворение мира во времени,
хотя Аристотель действительно
гораздо логичнее, по мнению Бонавентуры,
чем Платон.
Творение мира Богом
объясняется естественным стремлением
блага передаваться и распространяться.
Бог есть всеобщая причина,
поэтому все, что существует, есть
следствие этой причины. Когда
Бог творит мир из небытия,
то тварный мир получается
соединенным из бытия и небытия,
которое и после сотворения
продолжает незримо присутствовать
в мире. Поэтому сотворенный мир
и оказывается несовершенным
и ограниченным во времени,
т. е. конечным. Здесь Бонавентура
также следует за блж. Августином.
3. бонавентура стоит на
позициях метафизики света: свет
является общей для всего вещественного
формой. Благодаря свету происходит
общее оформление материи, в
то время как оформление частное
– благодаря элементарным, смешанным
и душевным формам. Поэтому он
полагает, что в любом сущем
присутствует множество форм. Формы
возникают из зародышевых причин
(rationes seminales), в начале творения
заложенных в материю Богом.
Путь познания может вести
человека через тварный мир,
в котором он видит присутствие
Божие. При этом в качестве
ступеней познания бонавентура
различает содержания, являющиеся
тенями, следами или образами
Божьими.
«Путеводитель души
ко Христу»
Бонавентура пишет,
что он долго размышлял: как
же человек должен прийти к
Богу? До тех пор, пока на
горе Альверне (на той самой
горе, где в свое время Франциску
Ассизскому явился шестикрылый
серафим) Бонавентуре не открылась
та истина, которую он и запечатлел
в «Путеводителе души к Богу».
А теперь давайте
посмотрим, как рассматривал Бонавентура
эти положения в своей работе
«Путеводитель души к Богу».
Когда Бонавентура понял, что
откровение, которое было дано
ему, совпадает с откровением,
которое было дано Франциску
Ассизскому в виде шестикрылого
серафима, он понял, что восхождение
человека к Богу происходит
через шесть этапов, шесть ступеней
озарения, соответствующих шести
крыльям серафима. И разум помогает
нам понять, что Бога мы можем
понимать трояко. Во-первых, мы можем
понимать Бога, существующего в
мире, так что мир является
неким следом Бога. Во-вторых, мы
можем понимать Бога в человеческой
душе, так, что душа является
образом Бога. И, в-третьих, можем
созерцать Бога и служить Ему
непосредственно. Поэтому всего
существует 3 этапа: мир, душа, Бог.
Эти 3 этапа соответствуют
и тройному существованию вещей:
в Боге, в материи и в уме.
Соответствуют они и Пресвятой
Троице. В соответствии с этим
и в душе существуют 3 начала: ощущение,
ум и дух. Поэтому и святые
евангелисты говорят, что Бога
любить надо всем сердцем, всей
душой, всем разумом. Трем этапам
соответствует три вида теологии
– символическая, собственная
и мистическая. Символическая
повествует о Боге, существующем
в мире; предметом собственной
является Бог, проявляющийся в
нашей душе, а мистическая говорит
о Боге Самом по Себе. Но
каждый из этих этапов можно
рассматривать двояко: можно рассматривать
и как сам по себе и как
существующий по сравнению с
другим. Поэтому количество этапов
удваивается, и таким образом
получается 6 этапов, 6 ступеней восхождения
души к Богу. Эти 6 ступеней
Бонавентура сравнивает с 6 днями
творения, с 6 ступенями храма
Соломонова, с 6 крыльями серафима
и т.д.
Этим 6 этапам соответствуют
и 6 способностей души:
1) ощущение,
2) воображение,
3) смысл,
4) понимание,
5) ум
6) и последняя способность,
которую Бонавентура называет
«светоч синдерезы», – способность,
которая превосходит все наши
способности. Этот термин обозначает
как бы мистическое соединение,
уподобление Богу.
1. На первой ступени
(ощущение) человек познает мир,
существующий сам по себе. И
познавая этот мир, человек
видит в этом творении мудрость
Творца, он видит бесконечное
количество вещей и понимает,
что это огромное количество
вещей говорит о безграничности
могущества Бога, бесконечности
Его атрибутов. Красота вещей
говорит о бесконечной красоте
Бога, порядок говорит о бесконечной
мудрости Бога и т.д.