Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:15, контрольная работа
Исторический период, называемый Новое время, связан с процессами становления и утверждения нового, капиталистического способа производства и выходом на социальную арену новых классов – буржуазии и пролетариата, отношения между которыми и легли в основу экономических и социально-политических процессов.
1. Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)…...3
2. Духовное бытие общества……………………………………….….12
3. Тест контрольной работы……………………………………….….14
4. Список использованной литературы………………………………15
Локк исследует формы познания и в этой связи анализирует вопрос об источниках и процессе образования идей, отвлеченных понятий. Он различает простые и сложные идеи. Первые навязываются нам как бы извне и образуются из ощущений или рефлексии (внутреннего опыта, переживаний). Таковы идеи цвета, движения, мышления, желания. Сложные идеи – красота, вселенная – являются результатом активной деятельности ума и возникают в процессе комбинирования, сложения и разложения простых представлений.
Противоречиво, с уступками
агностицизму, обосновывалось учение
Локка о так называемых “первичных”
и “вторичных” качествах. В познании,
считает Локк, мы сталкиваемся с
двоякого рода качествами “первичные”
качества – это величина, фигура,
число, положение, движение, покой. Их восприятие
возникает через толчок, который
сообщается сознанию явлениями окружающей
нас действительности. Они объективны,
присущи самим вещам. “Вторичные”
качества – это цвет, звук, запах
и пр. Они имеют субъективный характер,
зависят от деятельности наших чувств
и образуются в нашем сознании
на основе различных сочетаний “
Таким образом, можно считать
характерными чертами философии XVII
века ее ориентированность на проблемы
теории познания, связанная с потребностью
в разработке методологии науки.
В онтологии по-новому истолковывается
понятие первоосновы мира, осуществляется
переход на позиции пантеизма
и деизма. Продолжая процесс
XVIII век в Европе получил
в истории название эпохи
Английский философ, Джордж
Беркли (1685-1753) – открыто объявил,
что целью его философии
Субъективно-идеалистическую линию Беркли в той же Англии продолжил Давид Юм (1711-1776), придав ей форму скептицизма, агностицизма. Источником познания Юм объявляет чувственный опыт, понимая под последним, как и Беркли, совокупность ощущений. Человек никогда не выходит за пределы опыта. Юм сомневается в существовании материального мира, а отсюда, естественно, в возможности его познания. Разум также не может выйти за пределы своего собственного духовного опыта; что находится по ту сторону этого опыта, мы не знаем.
Юм выступил с критикой
материалистического учения о причинности,
ее объективного характера. По его мнению,
причинность возникает у
Французские просветители XVIII века выступили с прогрессивной идеологией шедшего в то время к власти класса буржуазии. Французские просветители и материалисты XVIII века были идейными предшественниками и подготовителями буржуазной революции 1789 г. Виднейшими из них были Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784) и Поль Анри Гольбах (1723-1789).
Исходным пунктом воззрений французских просветителей на природу является понятие материи. Материя, говорили они, есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши чувства и вызывает ощущения. “Вселенная, - писал Гольбах в своем основном труде “Система природы” (1770), которую называют библией французского материализма, - это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение”. Самым существенным в материи эти материалисты считали движение. Усмотрение в движении атрибута материи – значительный шаг вперед по сравнению с взглядами материалистов XVII века. Но, будучи механицистами, французские материалисты рассматривали движение материи как простой кругооборот вещей в природе. Всякое тело существует известный промежуток времени, затем гибнет и исчезает, но с тем, чтобы начать вновь тот же самый процесс своего движения. Как и материалисты XVII века они рассматривали движение механистически.
В учении о познании французские
просветители в целом оставались
на позициях материалистического
Исходя из своего учения
о познании, французские материалисты
последовательно отвергали
Французское просвещение теснейшим образом было связано с атеизмом, они беспощадно критиковали религию, бичевали церковь, служителей культа. Религия, по их мнению, является матерью невежества. Так, Гольбах отмечал: “Каждый человек, который разумно рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет к тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит всем принципам здравого смысла”. А Дидро, один из руководителей 30-томной “Энциклопедии наук, искусств и ремесел”, писал: “Философы по своему призванию друзья науки и разума, а священники их враги и покровители невежества…” По Вольтеру “христианская религия – это сеть, которой мошенники опутывали глупцов более семнадцати веков, и кинжал, которым фанатики убивали своих братьев”. Однако они понимали, что религия – не только результат невежества, но и продукт общественных отношений.
Таковы главные черты
философии эпохи Просвещения, которая
сложилась в европейском
Духовное бытие общества
Понятие Бытия, его соотношение
с понятиями «действительность»
Бытие – главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Не следует путать понятия быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.
Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н.э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир – зависит от него.
В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека – «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».
Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.
В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:
Бытие – то, что существует вне сознания человека. |
Бытие – все, что существует во взаимосвязи. |
Бытие – как человеческое бытие. |
Бытие – основной предмет онтологии.
Онтология – раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).
Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».
Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» - как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий - симулякров – слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)
Ответы на задание №3
Номер вопроса |
Вариант ответа |
1 |
В |
2 |
В |
3 |
В |
4 |
В |
5 |
В |
6 |
В |
7 |
В |
8 |
В |
9 |
А |
10 |
Д |
11 |
Б |
12 |
Г |
13 |
А Б В Г Д |
14 |
Г |
15 |
А |
16 |
Б |
17 |
В |
18 |
Б |
19 |
В |
20 |
Д |
21 |
Б |
22 |
В |
23 |
Г |
24 |
А |
25 |
А |
26 |
А |
27 |
А |
28 |
В |
29 |
В |
30 |
Г |
31 |
Д |
32 |
А |
33 |
А |
34 |
Б |
35 |
А |
36 |
Б Г |
37 |
Д |
38 |
Г |
39 |
Б |
40 |
А |
Список использованной литературы
1. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М., 1972.
2. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1965
3. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1985
4. Руссо Жан Жак. Об общественном договоре. – М., 1938
5. Гольбах. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1963.
6. Микешина Л.А. Познание времени и время в познании// Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002
7. Бергсон А. Материя и память. Минск. 1999
8. Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989
9. Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М., 1984
10. Хрестоматия по философии (сост. Алексеев П.В., Панин А.В.) – фрагменты работ Бердяева Н.А., Хайдеггера М., бл. Августина и др. – из раздела «Философия бытия
Информация о работе Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)