История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Работа состоит из  1 файл

Das referat1 (Автосохраненный).docx

— 100.01 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия  и, разумеется, философия) с их гигантскими  достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого  воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны  природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины  человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас  эта проблема вновь стала остроактуальной.

    Все знания человечества, как бы они  ни были многообразны и удивительно  дифференцированы между собой и  внутри себя, являют собой как бы "растопыренные" пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый  философским мышлением. Философия  осуществляет это познание с помощью  веками отработанной тончайшей системы  предельно обобщающего категориального строя разума.

    Можно сказать, что философия - это все  единосущее, "схваченное в мыслях"; это квинтэссенция духовной жизни  мыслящего человечества, это Теоретическая  сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие. [c. 11 – 12] 

     1 Античная философия

    Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. [с. 22] 

       1.1 От мифа к Логосу

    На  заре истории человечества, когда  были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения  была мифология. Мифология есть результат  настоятельной духовной потребности  объяснить мир и разобраться  в явлениях природы. Еще не вооруженная  наукой и философией пытливая мысль  родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы  и людей. Этот процесс шел через  персонифицирование, олицетворение  в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения.

    Суть  мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: "Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться  вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с  одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его  духу и характеру" Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку  объяснения явлений природы и  жизни людей, взаимоотношение земного  и космического начал. Эта попытка  объяснения осуществлялась через олицетворение  сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована  на осмысление фундаментальных антиномий  человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии  происходило метафорическое сопоставление  природных и социокультурных  явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Антропоморфизируя природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания.

      Миф в переводе с греческого "рассказ", "предание", "слово". Мифологией называется собрание  мифов, а также наука о мифах,  их изучение, уяснение их места  в составе культуры народов  мира.

    Человека  изначально сопровождали и будут  сопровождать мифы: они ему имманентны по самой его сущности. Без них  не жило и, видимо, не может жить ни одно общество и ни один человек, будь это  общество или этот человек даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское  общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства перед вождями. Удивительное явление - мифологический атеизм!

      Мифология входит существенной  частью в состав религиозных  верований, что уже составляет  языческую форму религиозного  сознания. В качестве нерасчлененного,  синкретического, единого целого  мифология включала в себя  зачатки не только религии,  но и философии, политических  воззрений, различных форм искусства  и всевозможных форм словесного  искусства: сказки, героического  эпоса, легенды, исторического  предания. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний  период философией, конкретными  науками и творениями искусства,  сохраняет свою значимость на  всем протяжении всемирной истории  до настоящего времени. [с. 22 – 25] 

        1.2 Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

    Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он - автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

    Фалес произвел буквально переворот в  мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все  многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает  собой все. Аристотель сказал, что  Фалес впервые попытался найти  физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и  в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это  же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о "первосущности" представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она  чрезвычайно важна: в положении "все  из воды" была дана "отставка" олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете  мифологическому мышлению, и продолжен  путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит  гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о  единстве мироздания. Эта идея, однажды  родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и  ученикам его учеников... Фалес, как  и его преемники, стоял на точке  зрения гилозоизма.

    Гилозоизм (от греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

    Преемник  Фалеса Анаксимандр (ок. 610 - после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли - ее конкретные массивы.

    Третий  представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас, "наивные" идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант в совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.

[с. 25 – 27] 

    1.3 Пифагор и его школа

    Пифагор (VI в. до н.э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой: "Из чего все?", но решал ее иначе, чем милетцы. "Все есть число" - вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

    Гармония  Вселенной обусловлена мерой  и числом, математической пропорциональностью.

    Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит  идея перевоплощения душ. Он считал, что  все происходящее в мире снова  и снова повторяется через  определенные периоды времени, а  души умерших через какое-то время  вселяются в других, животворяя их телесность. [с. 29 – 30] 

    1.4 Гераклит Эфесский

    Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти.

    Все существующее, по Гераклиту, постоянно  переходит из одного состояния в  другое. Ему принадлежат знаменитые слова: "Все течет!" (можно ли переоценить эту гениальную максиму?!), "В одну и ту же реку нельзя войти  дважды", "В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое  увлажняется". Возникновение и  исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытие - связаны  между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

    Кратил, по преданию, - последователь Гераклита и учитель Платона. Согласно Платону и Аристотелю, Кратил признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени. Но если, по Платону, он заявлял что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, Кратил, ссылаясь на изменчивость ("В одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды", - говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал какую-либо возможность правильно назвать вещь и предпочитал молча указывать на нее пальцем. Идея непрерывного потока при своем последовательном проведении переходит в абсолютный релятивизм (relativus - относительность). Гераклит, правда, понимал, что текущая река, "изменяясь, покоится".

    Гераклит  учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым  огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь  как видимая форма процесса горения  является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, "пылающая" динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита Космос - это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение.

Информация о работе История философии