Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:28, реферат
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.
О
человеке. Специалисты (именно по творчеству
Канта) считают, что целесообразно
начинать изложение философии этого
мыслителя с его учения о человеке.
Кант изложил свои воззрения по этому
вопросу в книге "Антропология
с прагматической точки зрения".
Главная ее часть подразделяется
на три раздела в соответствии
с тремя способностями
Кант анализирует такие способности человека, как талант и гений. Талант к изобретению и открытию - это высший уровень дарования. Таков гений.
Анализируя существо человека, Кант рассматривает природу чувств. Например, чувство удовольствия в общем способствует жизни. Но у человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Кант говорит: один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно, увеличение способности испытывать еще большее удовольствие - таково удовольствие от наук и изящных искусств, другой же способ - истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению.
Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.
В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории.
Отрицание божественного существования, согласно Канту, - полнейший абсурд. "...Космологическое доказательство, как мне кажется, - писал он, - столь же старо, как и человеческий разум. Оно так естественно, так убедительно и до такой степени способно расширять круг размышлений вместе с развитием наших воззрений, что оно должно будет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумное существо, склонное принять участие в этом благородном рассмотрении, дабы познать Бога из его творений ".
Идея права и государства. Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, т.е. международном праве.
В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.
Кант определяет государство в широком смысле как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существуют три власти, т.е. объединенная воля в трех лицах: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону). Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. Так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву.
В своем учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо, в частности идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а монарха, отрицая право судить главу государства, который "не может поступать не по праву". Следуя идеям Вольтера (сторонника просвещенного абсолютизма), Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако, необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего немыслимо само существование государства: "Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь ".
Неотъемлемой частью всей философской системы Канта является идея вечного мира. Хотя эту идею сам он считал нереализуемой, однако полагал, что союз государств может приблизить человечество к осуществлению такого идеала. Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился не только к самой войне, но и к постоянной подготовке к ней: бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война. Попытку европейских государств достигнуть равновесия в области вооружений Кант назвал чистейшей химерой, "подобно дому Свифта, который был построен с таким строгим соблюдением всех законов равновесия, что тотчас рухнул, как только на него сел воробей".
Любопытно, что Кант обращает свой взор на Восток, в сторону гигантской Российской империи, где народ лишен элементарных прав (крепостное право), и задается вопросом: "Не предстоит ли нам еще одна революция, которую осуществит славянское племя?" Что это? Пророчество гения!?
О конце всего сущего. Когда Канту было 70 лет (этот возраст он считал своим творческим расцветом), он написал статью в "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.), заметив, что читать ее "грустно и смешно". В то время, возможно, это было "и смешно", а вот ныне - это "не смешно", а грустно и должно быть предупреждением для всего человечества. Эта статья - образец иронической и меланхолической философской публицистики, имеющей в наше время особую актуальность и глубокий нравственный смысл. Идея конца всего сущего рождена в размышлениях не о физической, а о моральной стороне дела. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия, или, скорее, об участи всего человечества. Если эта цель оказывается недостижимой, то в глазах простых людей "сотворенное бытие теряет смысл, как спектакль без развязки и замысла". По ироническому, но прозорливому мнению Канта, конец всего сущего может быть троякого рода: 1) естественный, соответствующий моральным целям божественной мудрости; 2) сверхъестественный - под воздействием причин, нашему пониманию недоступных; 3) противоестественный, который "мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели".
В
заключение следует подчеркнуть, что
Кант оказал огромное влияние на умы
всего мыслящего человечества: многие
философские направления, школы
и учения так или иначе восходят
к нему. Его идеи, подвергаясь
постоянному осмыслению и переработке,
продолжают свою плодотворную жизнь. Гений
этого мыслителя, выраженный в его
творениях, - это такой храм духа,
мимо которого не проходил и не может
пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная
мудрость. И.В. Гете уловил в кантовских
антиномиях "плутовскую иронию",
с которой Кант то убеждает читателя
в чем-либо, то призывает подвергнуть
сомнению свои же положения. Гете говорил
и так: когда прочтешь страницу Канта,
чувствуешь, что вошел в светлую
комнату. [с. 135 – 144]
6.2 Г. Гегель
Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 — 1831). Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. "Кантонской вещи в себе" он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.
Философские
взгляды Гегеля пронизаны идеей
развития. Он считал, что невозможно понять
явление, не уяснив всего пути, который
оно совершило в своем развитии, что развитие
происходит не по замкнутому кругу, а поступательно
от низших форм к высшим, что в этом процессе
совершается переход количественных изменений
в качественные, что источником развития
являются противоречия: противоречие
движет миром, оно есть "корень всякого
движения и жизненности", составляет
принцип всякого самодвижения. В философской
системе Гегеля действительность представлена
как цепь диалектических переходов. Свою
концепцию философии истории Гегель выстраивает
на основе принципов историзма, объективности
(закономерности) и монизма, которые составили
золотой фонд сокровищницы мировой философии.
Подобно тому, как Абсолютный разум царствует
в мире, Гегель духовно царствовал в Германии,
привлекая и увлекая своими лекциями и
трудами. Он царствует и поныне в мировой
философии. Его критикуют, но его изучают
и перед ним преклоняются как перед величайшим
гением. Он входит в четверку самых великих
мыслителей в истории человечества: Платон,
Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения
сложны для чтения . Но если углубиться
в эту бездну гениальных мыслей, то от
чтения трудно и даже невозможно оторваться.
В туманности его изложения то и дело сверкают
золото и бриллианты глубочайших и тончайших
мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить
мысль Гегеля, которую он любил повторять
всю свою сознательную жизнь: "Я говорю
всегда — стремитесь к солнцу, друзья,
чтобы скоро поспело счастье человеческого
рода" [c. 149 - 154].
6.3 Л. Фейербах
Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости - ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии - его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.
Фейербаху импонировала идея "реального чувствующего человека". Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.
Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде "Сущность христианства".
Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: "Не Бог создал человека, а человек создал Бога". Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.
В
заключение необходимо сказать, что
немецкая классическая философия - это
громадное достижение в области
философии, достижение, значимость которого
трудно переоценить. Мы рассмотрели
философские идеи каждого мыслителя,
что позволяет увидеть все
основные черты выдающейся индивидуальности.
Вместе с тем весь период развития
классической философии предстает
как целостный процесс, включающий
в себя взаимодействие и противоборство
различных концепций, а также
их взаимовлияние. [с. 154 – 157]
Список
использованных источников
1 Философия:
Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики,
2004. – 736 с.