История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Работа состоит из  1 файл

Das referat1 (Автосохраненный).docx

— 100.01 Кб (Скачать документ)

    В своем определении природы как  единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы  и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о "творении из ничего". Однако природу Спиноза называл  Богом, а Бога - природой. Под Богом, писал Спиноза, я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

[с. 117 – 119] 
 

       5 Философия французского просвещения

    В историю XVIII в. вошел как эпоха  Просвещения. Его родиной стала  Англия, затем Франция, Германия и  Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед  судом разума! Обретающее широкий  размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот  духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали  уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей  апологии Разума, его светоносной  силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической  и политической раздробленности  и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует  из самого слова, заботились о распространении  просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и  людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип  равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи  Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер. [с. 125] 

        5.1 Вольтер

    Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него бушевали страсти. Его любили и ненавидели. Он - чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Он писал о событиях, волновавших всех.

    Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся  революцию всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами  Франции он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального  движения. Вольтер и его соратники  требовали свободы мысли, устного  и печатного слова. Он со всей силой  непримиримости кричал на всю страну, на весь мир: "Осмельтесь мыслить  самостоятельно!" Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало общественно-политическое устройство Англии - ограничение власти короля, сравнительная веротерпимость. Стремясь воздействовать на принцев  и королей, он написал труд о Петре  Великом, побывал в Пруссии, где  поучал Фридриха Великого, состоял  в переписке с Екатериной Великой. Отрезвляющая ирония Вольтера снова  понадобилась прогрессивным силам  общества и сыграла немалую роль в идейной подготовке революции 1830 г., окончательно покончившей с  Бурбонами. Кстати, он ввел в научный  оборот термин "культура". Все  его произведения пронизаны острым публицистическим началом. Недаром  его называли дьяволом во плоти. Его  слово было острым, как лезвие бритвы, и отличалось от бритвы разве лишь тем, что никогда не тупилось. Все  его многочисленные сочинения - от трагедий и философских трактатов до блещущих сарказмом памфлетов, ядовитых эпиграмм, поэм и искрометных экспромтов - наполнены кипучей энергией нескончаемых битв. Он не щадил ни королей, ни священнослужителей, ни вельмож. Его собственно философские  позиции в основе своей во многом определяются идеями Дж. Локка и  И. Ньютона.

    Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер  признавал необходимость веры в  Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления  Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую  силу влияния учения Ньютона. Вольтер  не допускал самой возможности существования  общества вне веры в Бога, и категорически  возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. По словам Вольтера, "это было бы просто страшно!" Согласно Вольтеру, "если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!"

    Любопытны рассуждения Вольтера о свободе  воли. "Признаюсь вам в том, - пишет Вольтер К.А. Гельвецию, - что  долгое время блуждал я в этом лабиринте, тысячи раз обрывалась моя  путеводная нить, но все-таки я возвращаюсь  к тому, что благо общества требует, чтобы человек считал себя свободным... Я начинаю... более ценить жизненное  счастье, чем истину... Отчего же не предположить, что верховное существо, даровавшее мне непостижимую способность разумения, могло дать мне и немножко свободы..."

    Вольтер резко критиковал феодальный режим  с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве  к активной деятельности с целью  уничтожения всех форм варварства и  дикости феодальных злоупотреблений.

    Влияние Вольтера было чрезвычайно сильным  и в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая переписывалась с ним и приказывала переводить его труды на русский язык. Симпатия императрицы к Вольтеру и просветительской французской литературе вообще быстро создала моду на "вольтерьянство", прежде всего в светских кругах. Но Французская революция показала власть предержащим, что Вольтер  опасен для нее; к нему стали относиться как к "иностранному диссиденту", угрожавшему крепостному праву  своими свободолюбивыми идеями.

[с. 125 – 128] 
 

    5.2 Ж.Ж. Руссо

    Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.

    По  своим убеждениям Руссо - представитель  демократического крыла идеологов  Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая  бессмертие души, Руссо утверждал, что  материя и дух суть два извечно  существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал  резкой критике феодально-сословные  отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был  настоящим основателем гражданского общества".

    Свой  знаменитый трактат "Об общественном договоре" Руссо начинает патетическими  словами: "Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!" Развивая идеи общественного договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в "естественном состоянии" не только не было "войны всех против всех", но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной  ему цивилизации как цивилизации  неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая  освящает общественное неравенство. Руссо  различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Руссо - сторонник естественного  права. Его идеалом было далекое  прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили  острые споры. Вольтер был в корне  не согласен с идеей Руссо о  том, что идеалы пребывают в далеком  прошлом. В своей поэме "Светский человек" Вольтер писал: "Наши предки жили в неведении понятий "мое" и "твое". Откуда им было знать это? Они были наги. А когда  ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?" Обращаясь к Руссо, он говорит: "Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью". И далее Вольтер продолжает: "Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется стать на четвереньки и бежать в лес!".

      Руссо - гуманитарно-ориентированный  мыслитель крупного масштаба, и  о нем мы подробно говорим  в разделе "Основы социальной  философии". Но его никак нельзя  было хотя бы кратко не упомянуть  и в этом разделе. [с. 128 – 129] 
 

       6 Немецкая классическая философия

    Начало  Просвещения в немецкой философии  теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В. Ломоносов, учились у X. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

    К этому времени было создано выдающееся произведение Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства  народов". Философия развивалась  в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей  научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы (работы и открытия Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, Г. Дэви, М.В. Ломоносова, Дж. Пристли, А.Л. Лавуазье в области  физики и химии; работы Ж.Б. Ламарка, А. Галлера, Р. Броуна и др. в области  изучения органической природы). Открытия в области математики, позволившие  понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б. Ламарка, по сути предшественника Ч. Дарвина, об обусловленности  развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества, - все это  со всей остротой и неизбежностью  выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

    Выдающуюся  роль в развитии немецкой философской  культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие философствующие романтики - прежде всего Ф. Шлегель, теолог и  философ Ф. Шлейермахер, крупные  ученые-мыслители В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф. Шиллер. [с. 134] 

        6.1 И. Кант

    Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

    О бытии и познании. Кант считал, что  решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого  познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и  составляют основу знания. Они-то и  придают знанию характер необходимости  и всеобщности. Но они же суть и  непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием  познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод  критического философствования, состоящий  в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и  вещи, как они существуют сами по себе.

    Кант  был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время  идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные  впечатления связываются между  собой посредством суждений, в  основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. Категории  даны человеку до всякого опыта, т.е. априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как  необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются  содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

    Кант  ввел воображение в теорию познания, назвав это копер-никанским переворотом  в философии. Наши знания - не мертвый  слепок вещей и их связей. Это  духовная конструкция, возведенная  воображением из материала чувственных  восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение  не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия - это, по Канту, не теория "врожденных идей", поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает  априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и  категорий. Оба эти источника  позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.

    В философии Канта трансцендентальный (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует отличать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Трансцендентное - это как бы " ночная сторона", темная для нас бездна бытия. Заметим, что сам Кант порой использовал эти термины один вместо другого - в смысле запредельного вообще.

    Канта справедливо критикуют за то, что  он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей  самих по себе нам недоступен. При  попытке постигнуть сущность вещей  наш разум впадает в противоречия. Следует сказать: в рассуждениях Канта есть доля правды, так как  познание и в самом деле неисчерпаемо. Это бесконечный процесс все  более и более глубокого проникновения  в объективную реальность, а она  бесконечна. Но это не дает основания  отрывать мир явлений от мира "вещей  в себе". Между ними нет непроходимой пропасти. Пусть даже, по Канту, формы  и создаются целиком творчеством  духа, все же трудно допустить, чтобы  предметы, к которым постоянно  применяются эти формы, не окрашивали бы их в свой собственный цвет. Ведь в той или иной мере сущность "вещи в себе" так или иначе высвечивается  в явлении. При этом мы не должны забывать, что наши знания, при всей их глубине, все же в целом относительны. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Примером этого являются, в частности, поведенческие акты человека, его поступки, отвечающие принципу детерминации, причинной зависимости. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир "вещей в себе", где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть, и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог - "абсолютно необходимая сущность". Искренне верить в Бога - значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Информация о работе История философии