Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:28, реферат
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.
В своем определении природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о "творении из ничего". Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога - природой. Под Богом, писал Спиноза, я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.
[с. 117 – 119]
5 Философия французского просвещения
В
историю XVIII в. вошел как эпоха
Просвещения. Его родиной стала
Англия, затем Франция, Германия и
Россия. Для этой эпохи характерен
девиз: все должно предстать перед
судом разума! Обретающее широкий
размах развитие науки, становящейся достоянием
широких кругов мыслящих людей, - вот
духовная атмосфера этого времени.
Такого рода умонастроения возникали
уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон,
Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники
просветительских идей. Исходные идеи
эпохи Просвещения - культ науки
(а следовательно, Разума) и прогресс
человечества. Все труды деятелей
Просвещения пронизаны идеей
апологии Разума, его светоносной
силы, пронизывающей мглу и хаос.
Имей мужество мыслить самостоятельно!
- таков призыв Просвещения. Францию
XVIII в. характеризуют огромное количество
идейных исканий, научных творческих
подвигов и сотрясающих общество
политических событий. Страна начала выходить
из трясины феодального строя, экономической
и политической раздробленности
и отсталости, она вступила в период
первоначального
5.1 Вольтер
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него бушевали страсти. Его любили и ненавидели. Он - чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Он писал о событиях, волновавших всех.
Вольтер
раньше других остро почувствовал надвигающуюся
революцию всей мощью своего дерзкого
гения. Вместе с ярчайшими умами
Франции он страстно содействовал идеологической
подготовке социального взрыва. Он
был признанным вождем философско-социального
движения. Вольтер и его соратники
требовали свободы мысли, устного
и печатного слова. Он со всей силой
непримиримости кричал на всю страну,
на весь мир: "Осмельтесь мыслить
самостоятельно!" Свое политическое
кредо Вольтер выразил в
Резко
критикуя клерикализм, различного рода
злоупотребления церкви, Вольтер
признавал необходимость веры в
Бога как перводвигателя Вселенной.
Конечную причину движения сущего,
мышление и вообще душевные явления
Вольтер считал проявлением божественной
силы. В этом он испытывал неотразимую
силу влияния учения Ньютона. Вольтер
не допускал самой возможности
Любопытны рассуждения Вольтера о свободе воли. "Признаюсь вам в том, - пишет Вольтер К.А. Гельвецию, - что долгое время блуждал я в этом лабиринте, тысячи раз обрывалась моя путеводная нить, но все-таки я возвращаюсь к тому, что благо общества требует, чтобы человек считал себя свободным... Я начинаю... более ценить жизненное счастье, чем истину... Отчего же не предположить, что верховное существо, даровавшее мне непостижимую способность разумения, могло дать мне и немножко свободы..."
Вольтер
резко критиковал феодальный режим
с его чудовищными
Влияние Вольтера было чрезвычайно сильным и в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая переписывалась с ним и приказывала переводить его труды на русский язык. Симпатия императрицы к Вольтеру и просветительской французской литературе вообще быстро создала моду на "вольтерьянство", прежде всего в светских кругах. Но Французская революция показала власть предержащим, что Вольтер опасен для нее; к нему стали относиться как к "иностранному диссиденту", угрожавшему крепостному праву своими свободолюбивыми идеями.
[с. 125 – 128]
5.2 Ж.Ж. Руссо
Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.
По
своим убеждениям Руссо - представитель
демократического крыла идеологов
Просвещения; он - философ, социальный
мыслитель, писатель, крупнейший специалист
в области философии искусства
(особенно музыки) и педагогики. Веря
в существование Бога и признавая
бессмертие души, Руссо утверждал, что
материя и дух суть два извечно
существующих начала. В вопросах теории
дознания он придерживался идей сенсуализма,
хотя и был сторонником врожденности
нравственных идей. Руссо подвергал
резкой критике феодально-сословные
отношения и деспотический
Свой
знаменитый трактат "Об общественном
договоре" Руссо начинает патетическими
словами: "Человек рожден свободным,
а между тем везде он в оковах!"
Развивая идеи общественного договора,
Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал,
что в "естественном состоянии"
не только не было "войны всех против
всех", но в отношениях между людьми
господствовали дружба и гармония.
Он смело восстал против современной
ему цивилизации как
Руссо - гуманитарно-ориентированный
мыслитель крупного масштаба, и
о нем мы подробно говорим
в разделе "Основы социальной
философии". Но его никак нельзя
было хотя бы кратко не
6 Немецкая классическая философия
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В. Ломоносов, учились у X. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.
К этому времени было создано выдающееся произведение Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы (работы и открытия Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, Г. Дэви, М.В. Ломоносова, Дж. Пристли, А.Л. Лавуазье в области физики и химии; работы Ж.Б. Ламарка, А. Галлера, Р. Броуна и др. в области изучения органической природы). Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б. Ламарка, по сути предшественника Ч. Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества, - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Выдающуюся
роль в развитии немецкой философской
культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер,
немецкие философствующие романтики
- прежде всего Ф. Шлегель, теолог и
философ Ф. Шлейермахер, крупные
ученые-мыслители В. и А. Гумбольдты.
Величайшим взлетом немецкой гуманистической
культуры явились творения таких гигантов
мысли и художественно-эстетической культуры,
как И.В. Гете и Ф. Шиллер. [с. 134]
6.1 И. Кант
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.
О
бытии и познании. Кант считал, что
решению таких проблем
Кант
был убежден, что идеи пространства
и времени человеку известны прежде
восприятий. Пространство и время
идеальны, а не реальны, т.е. не особая,
самостоятельная реальность. Чувственные
впечатления связываются между
собой посредством суждений, в
основе которых лежат категории,
т.е. общие понятия, а они, по Канту,
суть "чисто логические" формы,
характеризующие только "чистое
мышление", а не его предмет. Категории
даны человеку до всякого опыта, т.е.
априори. В своем учении о познании
Кант большое место отводил
Кант
ввел воображение в теорию познания,
назвав это копер-никанским
В
философии Канта трансцендентал
Канта
справедливо критикуют за то, что
он отказывается признать адекватность
нашего знания вещам. Согласно Канту, мы
познаем только явления - мир вещей
самих по себе нам недоступен. При
попытке постигнуть сущность вещей
наш разум впадает в