Элитарная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:26, реферат

Описание

На сегодняшний день в некоторой литературе можно часто увидеть такие термины как элитарная и массовая культура по телевидению часто слышно понятие массовая культура. Получается, что существуют некоторые различия между этими понятиями. Понятие массовое наводит на мысль о том что это культура для широкого круга людей, доступная всем. А элитарная наводит на мысль, о том что она рассчитана на людей определенного достаточно узкого круга.

Работа состоит из  1 файл

элитарная и массовая культура.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

Введение

На сегодняшний день в некоторой литературе можно  часто увидеть такие термины  как элитарная и массовая культура по телевидению часто слышно понятие  массовая культура. Получается, что  существуют некоторые различия между  этими понятиями. Понятие массовое наводит на мысль о том что это культура для широкого круга людей, доступная всем. А элитарная наводит на мысль, о том что она рассчитана на людей определенного достаточно узкого круга. А только ли в этом различия? Или существуют еще какие то критерии позволяющие отнести тот или иной обьект к массовой или элитарной культуре?

 

Глава1

Современный издания дают много  различных определений массовой культуре вот одно из них: «Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.»1. Из этого определения становится понятно что отличительной чертой данной культуры является доступность, ориентированность на широкий круг людей.  Появление массовой культуры можно связать с развитием техники, а именно со средствами массовой коммуникации, так как это позволило легче и быстрее распространять информацию. То есть если до появления этих средств, что бы услышать пение какого-то знаменитого певца, нужно было идти к нему на концерт, то теперь все становится гораздо проще, достаточно купить диск или скачать ее в Интернете, возможно услышать по радио или увидеть клип по телевизору. Следовательно,  массовая культура распространяется, благодаря следующих средств массовой коммуникации:

  • Средства массовой информации такие как газеты, журналы, радио телевидение. Они позволяю тиражировать информацию, оказывать регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенный круг людей.
  • Средства массового воздействия (механизмы воздействия на сознание людей) такие как реклама, мода, кино. Не всегда могут регулярно воздействовать на аудиторию, зачастую ориентированы на усредненного потребителя.
  • Технические средства коммуникации такие как Интернет и телефон. Определяют общение человека с человеком и зачастую служат для передачи личной информации.

На характер информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает влияние запросы публика ту или иную информацию. Из-за того что предпочтения публики зачастую оказываются невысокими в культурном отношении, снижается уровень газетных статей, радиотрансляций и т.д.

С развитием техники  так же сформировалась компьютерная культура, ее так же по большей части можно рассматривать в рамках массовой.  Если до этого основным источником информации служила газета или книга, и она была доступна не каждому, то с распространением сети Интернет почти любой пользователь может получить интересующею информацию на различные темы практически мгновенно, причем это может она может быть представлена виде текста, аудиозаписи, видеозаписи.

 Исходя из вышесказанного  можно выделить следующие компоненты  массовой культуры:

    1. информационная индустрии, то есть газеты и журналы, новости, передаваемые по радио и телевидению, иначе говоря все то что объясняет происходящие события понятным для большенства языком. Следовательно благодаря средствам массовой коммуникации возможно манипулировать массами, воздействовать на них, навязывать то или иное мнение, за счет того, что те или иные события можно прокомментировать по разному.
    2. индустрия досуга – развлекательная литература ( так называемые бульварные романы, бестселлреы), поп- музыка, развлекательные телепередачи (реалити-шоу).
    3. рекламу и моду можно отнести к средствам формирования системы массового потребления. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса м важнейшей цели существования человека. Это объясняется тем что мода постоянно меняется на рынке появляются какие-то новинки. Зачастую большинство из них не особо нужны человеку, но засчет активной рекламы люди их приобретают.
    4. Создание и активное продвижение различных мифов. К ним можно отнести миф о том что нищие превращаются в миллионеров (СССР всем по потребностям и по способностям), особых добродетелях того или иного по сравнению с другим, иллюзия внешнего врага (СССР «железный занавес»).

 

Массовая кульура имеет  свои отличительные признаки:

    • Достаточно примитивные стандарты жизни  отношений между людьми.
    • Серийных характер предметов массового потребления
    • Культ сильной личности и жизненного успеха (так по телевидению большинство трансляций об успешных людях, достаточно вспомнить рекламу сотовой связи)
    • Достаточно натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры.
    • Развлекательность, забавность сентиметальность.

Так в произведениях  массовой культуры потребителя волнует  прежде всего сюжет, в котором  он пытается найти достоверность воображаемых героев, какую-то жизненность, что бы проживать эти эмоции вместе с героями этих произведений. В какой то степени человек пытается идентифицировать себя с этими персонажами, тем самым формируя для себя некий идеал, к которому он стремится. Так же массовая культура позволяет отвлечься от повседневных проблем таких как отсутствие денег и успеха, признания.. Так как содержания большинства таких произведений достаточно поверхностное оно не заставляет ни о чем задумываться (американские боевики столь модные в 90-х, большинство из зрителей даже не вспомнит и половину из них, а на вопрос о чем же этот фильм те же люди затруднятся ответить).

 

На основе этого можно выделить следующие характерные черты  массовой культуры:

  • Быстродоступность, быстрозабываетмость.
  • Основанность ее на бегстве от реальности.
  • Простой и доступный язык.
  • Занимательность.

 

 

Глава 2

Элитарная культура  – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос. 2 Из этого определения сразу же напрашивается вывод о том что данный вид предназначен не для широких масс, а для некоторого круга людей, который называют элитой, то есть она достаточно закрытая. Под элитой приято понимать наиболее способную к духовной деятельности, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками группу. К представителям данного слоя общества можно отенсти представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства и религии. Поэтом эти люди наиболее способны к духовной деятельности или обладют достаточно большой властью. Следовательно эта часть общества наиболее способна к обеспечению прогресса и продвижению его.

В основном потребителями являются критики, литературоведы, искусствоведы, художники и т.д. То есть это все высокообразованные люди. Зачастую уровень развития элитарной культуры опережает уровень развития среднестатистического человека. К  ее проявлениям можно отнести художественный модернизм,  практически любое новаторство в искусстве. Все это требует специальной подготовки, характеризующейся эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским отношением к сущности души человека и других явлений, разнообразием  и сложностью форм художественного освоения мира.

Данная культура ограничивает круг ценностей, признает их истинными и «возвышенными», постоянно противостоит культуре большенства будь то фольклор или  культура государства.

Данная культура не может существовать независимо от массовой, та5к как строится на механизме отталкивания принятых норм и ценностей, на разрушении сложившихся стереотипов, на демонстрации собственной отстраненности.

Можно выделить следующие отличительные черты:

  • Распространена в узком кругу людей, зачастую среди высокообразованных людей либо людей наделенной большой властью.
  • Постоянное противопоставление сложившийся культуре.
  • Большое количество новых веяний.
  • Постоянно пытается разрушить сложившиеся стереотипы массовой культуры.
  • Очерчивает пристрастия и привычки аристократов, богатых и правящей элиты.

Субъектом элитарной, высокой  культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.

Таким образом, элитарная  культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова , элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

 

Глава3

Элитарная культура тесно и неразрывно связана с массовой. Так как она постоянно противоречит ей. Так же уникальной чертой элитарной культуры является ее эксклюзивность, она не для всех доступна, как для понимания, так и в материальном отношении. Так диски с записями концертов классической стоят гораздо дороже, чем записи поп-исполнителей. Эти две культуры постоянно противоречат друг другу поэтому можно выделить следующие отличительные черты:

    • направленность на разную аудиторию
    • массовая: серийная, элитарная: уникальна
    • большинство объектов массовой культуры изначально создаются как коммерческие проекты, целью же элитарных является в первую очередь создание чего то уникального, принципиально нового
    • культура масс легка для понимания, она присутствует как фон в жизни людей, элитарную зачастую не всегда легко понять и не каждый может это сделать
    • Элитарная всегда существует параллельно с массовой, но массовая может существовать независимо от элитарной.
    • Творения элитарной культуры как правило долгоиграющие, а массовой быстро запоминаются.
    • Новые творения элитарной культуры появляются не каждый день, создание объектов массовой культуры «поставлены на  конвейер», «на поток»

Но так же существуют и некое сходство:

    • По обеим можно судить о степени развития общества, но разных слоев.

 

Заключение

Основным различием данных культур направленность на разных потребителей. По ним обеим можно судить об уровне развития или дегородации общества. Одна неразрывна связана с другой, в тоже время массовая может существовать независимо от элитарной. Одновременно как только объекты элитарной культуры становятся доступны и понятны широким массам их можно отнести к объектам уже массовой культуры.

 

 

1 http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

2 http://warspear.net/lectiont5r5part1.html




Информация о работе Элитарная и массовая культура