Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:26, реферат
На сегодняшний день в некоторой литературе можно часто увидеть такие термины как элитарная и массовая культура по телевидению часто слышно понятие массовая культура. Получается, что существуют некоторые различия между этими понятиями. Понятие массовое наводит на мысль о том что это культура для широкого круга людей, доступная всем. А элитарная наводит на мысль, о том что она рассчитана на людей определенного достаточно узкого круга.
Введение
На сегодняшний день в некоторой литературе можно часто увидеть такие термины как элитарная и массовая культура по телевидению часто слышно понятие массовая культура. Получается, что существуют некоторые различия между этими понятиями. Понятие массовое наводит на мысль о том что это культура для широкого круга людей, доступная всем. А элитарная наводит на мысль, о том что она рассчитана на людей определенного достаточно узкого круга. А только ли в этом различия? Или существуют еще какие то критерии позволяющие отнести тот или иной обьект к массовой или элитарной культуре?
Глава1
Современный издания дают много различных определений массовой культуре вот одно из них: «Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.»1. Из этого определения становится понятно что отличительной чертой данной культуры является доступность, ориентированность на широкий круг людей. Появление массовой культуры можно связать с развитием техники, а именно со средствами массовой коммуникации, так как это позволило легче и быстрее распространять информацию. То есть если до появления этих средств, что бы услышать пение какого-то знаменитого певца, нужно было идти к нему на концерт, то теперь все становится гораздо проще, достаточно купить диск или скачать ее в Интернете, возможно услышать по радио или увидеть клип по телевизору. Следовательно, массовая культура распространяется, благодаря следующих средств массовой коммуникации:
На характер информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает влияние запросы публика ту или иную информацию. Из-за того что предпочтения публики зачастую оказываются невысокими в культурном отношении, снижается уровень газетных статей, радиотрансляций и т.д.
С развитием техники так же сформировалась компьютерная культура, ее так же по большей части можно рассматривать в рамках массовой. Если до этого основным источником информации служила газета или книга, и она была доступна не каждому, то с распространением сети Интернет почти любой пользователь может получить интересующею информацию на различные темы практически мгновенно, причем это может она может быть представлена виде текста, аудиозаписи, видеозаписи.
Исходя из вышесказанного
можно выделить следующие
Массовая кульура имеет свои отличительные признаки:
Так в произведениях
массовой культуры потребителя волнует
прежде всего сюжет, в котором
он пытается найти достоверность воображаем
На основе этого можно выделить следующие характерные черты массовой культуры:
Глава 2
Элитарная культура – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос. 2 Из этого определения сразу же напрашивается вывод о том что данный вид предназначен не для широких масс, а для некоторого круга людей, который называют элитой, то есть она достаточно закрытая. Под элитой приято понимать наиболее способную к духовной деятельности, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками группу. К представителям данного слоя общества можно отенсти представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства и религии. Поэтом эти люди наиболее способны к духовной деятельности или обладют достаточно большой властью. Следовательно эта часть общества наиболее способна к обеспечению прогресса и продвижению его.
В основном потребителями являются критики, литературоведы, искусствоведы, художники и т.д. То есть это все высокообразованные люди. Зачастую уровень развития элитарной культуры опережает уровень развития среднестатистического человека. К ее проявлениям можно отнести художественный модернизм, практически любое новаторство в искусстве. Все это требует специальной подготовки, характеризующейся эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским отношением к сущности души человека и других явлений, разнообразием и сложностью форм художественного освоения мира.
Данная культура ограничивает круг ценностей, признает их истинными и «возвышенными», постоянно противостоит культуре большенства будь то фольклор или культура государства.
Данная культура не может существовать независимо от массовой, та5к как строится на механизме отталкивания принятых норм и ценностей, на разрушении сложившихся стереотипов, на демонстрации собственной отстраненности.
Можно выделить следующие отличительные черты:
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.
Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова , элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
Глава3
Элитарная культура тесно и неразрывно связана с массовой. Так как она постоянно противоречит ей. Так же уникальной чертой элитарной культуры является ее эксклюзивность, она не для всех доступна, как для понимания, так и в материальном отношении. Так диски с записями концертов классической стоят гораздо дороже, чем записи поп-исполнителей. Эти две культуры постоянно противоречат друг другу поэтому можно выделить следующие отличительные черты:
Но так же существуют и некое сходство:
Заключение
Основным различием данных культур направленность на разных потребителей. По ним обеим можно судить об уровне развития или дегородации общества. Одна неразрывна связана с другой, в тоже время массовая может существовать независимо от элитарной. Одновременно как только объекты элитарной культуры становятся доступны и понятны широким массам их можно отнести к объектам уже массовой культуры.
1
http://www.grandars.ru/
2
http://warspear.net/