Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности - одной из сфер человеческого опыта, которая характеризуется особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности.
40(а) Идеальное в обществе:1. это общественное сознание, духовная жизнь общества, духовные отношения. Общество – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями). Социальная реальность на уровне сущности – это надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный уровень) и др. как носители общественных отношений. Исследовательские программы в обществоведении. Начнем с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества. В нашей программе дана следующая классификация исследовательских программ в обществоведении: Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;
Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.
19(в) Отсюда, Жан Бодрийяр (1929-2007) (франц.) говорит, что история - это то, что мы о ней думаем. История – это симулякр. (Симулякр – это образ, не имеющий прообраза, он нас ни к чему не отсылает. Попросту говоря, симулякр – это некая выдумка, то, чего нет). С языком связано и понятие «текст». Это не только текст в прямом его значении, но текстом может быть все – социальная, природная реальность (иначе говоря, все может быть рассмотрено как система знаков, т.е. язык). Текст надо уметь читать, понимать и интерпретировать. Все требует интерпретации. У каждого своя интерпретация. Могут быть конфликты интерпретаций. (А истина недостижима. У каждого свое мнение). Гипертекст – это вся культура, понимаемая как единая система, состоящая из текстов. Гипертекстом является и Интернет. Итак, жизнь теряет глубину, становится бессмысленной (ведь сущность непостижима, так и не надо в нее углубляться! Наша участь – суета сует). У них есть даже такое выражение: «жить надо на поверхности». Дело в недоверии к нравственным, духовным, общечеловеческим, так называемым «высшим» ценностям.
Основной источник, питающий дискурс (рассуждения) постмодерна – состояние предельной человеческой отчужденности. Одиночество, затерянность в Сети, грезящая культура (романы-фэнтази, да и все романы и сериалы – это «жвачка для глаз», симулякры; но психологически компенсаторную роль они выполняют: я отождествляю себя с героем – его тоже обижают, а он всех победит и удивит! А в жизни все слишком сложно). Постмодернизм отражает современное состояние человечества как нахождение в точке бифуркации, перехода (синергетика), перехода к новому состоянию цивилизации, который иногда называют постзападным, имея в виду, что идет миграция рабочей силы, смешиваются культуры, и в западную культуру интегрируются, условно говоря, восточные ценности. Новая культура – общечеловеческая – должна интегрировать и Запад, и Восток, но сохраняя национальные особенности. Настоящее единство создается через уникальность каждого, а не через однообразие всех. Человеческая уникальность – это потерянное в нашем мире вертикальное измерение личности. (Через какие конфликты лежит к этому путь?..).
39(а) Вспомните такие важные понятия герменевтики как текст и контекст. Отсюда вытекает важность интерпретации (герменевтический круг). История, отмечает Рикёр, - это то, что в ней понимается и разъясняется. Но интерпретируют социальные события, выступления политиков, оценивают социальные теории люди с точки зрения своих интересов и ценностей. А т.к. все принадлежат к разным социальным группам, то и мнения по поводу, например, принятия тех или иных законов, интерпретация решений и поступков политических лидеров, будет разной. Мы будем говорить: политик прав или не прав и т.п. К 90-ым годам 20 в. СССР пришел к кризису, и встала проблема, куда двигаться дальше? Социализм или капитализм? Сказать да частной собственности или нет? Разные мнения. К какому присоединиться? Какое – истинное? Люди – разные по своим социальным интересам, поэтому постмодернизм приходит к тому, что, например, считает историю «симулякром» - Бодрийяр. А Лиотар выражает недоверие к любым метанарративам или метарассказам, т.е. идеологиям, теориям (вспомните идолов театра Ф.Бэкона). Однако без них не бывает человека как социального, сознательного существа. Невозможности найти единую для всех точку зрения на идущие в мире социальные процессы. В 18 веке пытались десубъективировать опыт, очистить его от мнения, получить чисто объективное знание. Позже прагматизм стал подчеркивать неустранимость мнения из опыта, считая, что истина – это то, «что мне выгодно». Эту субъективизм противоположный объективизму.
Диалектически подойти к этой проблеме попытались К.Маркс и Ф.Энгельс. Отмечая, что истина – это субъективный образ объективного мира. У каждого класса, социальной группы общества свои интересы, свое мнение. Чье мнение истинно? И Маркс делает вывод о том, что следует присоединиться к защите целей и интересов той социальной группы, которая заинтересована в общественном развитии, полнее отражает тенденции прогрессивного развития.
43. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития. Для простоты изложения разведем вне представления на материалистические и идеалистические.
Идеалистические представления характеризуются в основном тем, что источник, движущие силы, цель и смысл истории ищут вне ее, понимая их, прежде всего, как божественное провидение, или всеобщий разум. Августин говорил: люди – актеры драмы, автором которой является Бог. В эпоху Просвещения, как уже мы отмечали, ведущая роль отводилась сознательной деятельности выдающихся личностей.
Материалистическое направление, а именно марксизм, - считает, что люди сами творят историю на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих поколений воплощаются в конкретных производительных силах и производственных отношениях, которые для каждого нового поколения выступают как объективные условия. Поэтому история развития общества представляет собой закономерный естественно-исторический процесс. Эти объективные исторические условия преломляются в сознании людей в интересах социальных групп, классов, сталкиваются в борьбе. Так идет развитие. Таким образом, источником развития общества является борьба противоположностей – производительных сил и производственных отношений (производства и потребления), воплощающаяся в борьбе интересов антагонистических классов (и др. социальных групп) в антагонистических общественно-экономических формациях.
44. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит. В конце концов, и материалисты и идеалисты в качестве движущих сил истории признают людей, социальные группы, классы. И тут возникает проблема – кто именно? Иначе говоря, возникает вопрос о роли народных масс и личности в истории. Русские народники конца XIX века Лавров, Михайловский и др., сочувствуя бедствиям народа, не верили в его способность к историческому творчеству. Творчество свойственно личности, герою. Ницше писал, что народ – «бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике». Нужен сверхчеловек, стоящий «по ту сторону добра и зла», попирающий мораль большинства. Главный движущий мотив деятельности - воля к власти.
Французские просветители также главную движущую силу исторических событий видели в деятельности выдающихся личностей. Вместе с тем, историки О.Тьерри и Ф.Гизо переносили центр тяжести на деятельность масс, преимущественно стихийную. Марксизм главным творцом и субъектом истории считает народ – это социальные слои, способствующие общественному прогрессу; народные массы – важнейшая творческая производительная сила. Лучшие образцы культуры созданы народом. Народ рождает и личностей. Великие люди – выразители потребностей и задач своей эпохи. Многое зависит от их одаренности, нельзя недоучитывать и индивидуальные способности человека, наличие у него, так называемой, харизмы. Но масштаб их зависит и от степени величия задач, которые ставит перед ними эпоха. Правда, бывают и такие ситуации, когда лидерам того или иного движения становится характерен ничем не ограниченный произвол. Иначе говоря, субъективизм и волюнтаризм, которые являются основой авантюризма в политике.
44(б) исторического и социокультурного разнообразия и новой проблематизации тех западных эталонов, которые с позиций авангардного мышления представляются единственно правильными и безальтернативными.
Итак, сегодня доминируют
демократические взгляды. Считается,
что массы имеют право
Итак, движущими силами, субъектами истории являются люди. Но возникает вопрос: а что же движет людьми? И тут мы остановимся на потребностях, интересах, а также ценностях.
Потребность – выражает исходную форму избирательных отношений любых живых существ к условиям среды. Потребность – субъективная форма объективно существующих противоречий. Проще говоря, потребность – это нужда в чем-либо. Потребности задаются состоянием самого организма. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и разнообразнее формы их удовлетворения. Интерес – осознанная потребность. Интересы имеют общественный характер. Они отражают общественные отношения, в них отражается общественное положение индивида. Интересы и есть движущая сила общественного развития. Ценности – система предпочтений. Ценности – это предметы или явления, которые могут удовлетворять потребности и интересы. Ценности – это положительная значимость объектов для человека, они придают смысл жизнедеятельности человека. Ценностные установки – это предрасположенность человека к определенным отношениям к вещам, к людям. Высшие ценности приобретают форму идеала, т.е. того. Что должно быть. Ценностные отношения фиксируются в виде социальной нормы. Это требования общества к людям и группам. Ценности бывают смысложизненные, универсальные. Общественного признания, межличностного общения, демократические.
44(г) Главным историческим субъектом с конца ХХ века стала общечеловеческая организация – мировая цивилизация. Функцию акторов от имени исторического субъекта взяла на себя политическая элита. Хватит ли представителям этой элиты компетентности, мудрости? Пока элита отстаивает в первую очередь узконациональные интересы, а также социальный заказ ТНК, а отчасти и криминально-мафиозных структур. Глобальные ресурсы для меньшинства – вот кредо нового глобализма (Коэн, 2001).
Проведение в жизнь этой идеологии сопровождается наступление масскульта: наркотического экстаза, насилия, секса и т.п. И все же история-это прогресс нравственных задач, которые ставит перед человеком история.
45. Экономическая сфера деятельности общества. Понятие общественного производства. Способ производства. Развитие человека – это процесс разрыва с естественным образом жизни и создание нового, социально-практического, трудового способа существования в процессе которого он изменяет природу и меняется сам.
В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство, которое выступает в форме конкретного способа производства.
С развитием первобытного общества совершенствуются орудия труда, появляются излишки, присваиваемые родоплеменной верхушкой – идет расслоение общества на классы. Появляется государство, призванное регулировать межклассовые противоречия.
Как способ организации отношений между людьми в этих условиях возникает частная собственность. Экономические отношения включают не только отношения собственности, но и распределения, обмена, которые тоже зависят от собственности. От собственности зависит и потребление.
Обмен результатами деятельности предполагает рынок, регулирующий отношения между товаровладельцами. Экономические отношения характеризуются: а) сотрудничеством и б) конкуренцией.
Поляризация общества, возникающая как следствие игры рыночных сил, опасна для экономики, чревата социальными взрывами. Не стимулирует развитие экономики и уравниловка. Поэтому важно найти меру неравенства, которая бы стимулировала активность граждан в экономической сфере. Т.е. возникает необходимость регуляции рыночных отношений. Эту роль выполняет государство. Современное государство характеризуется как социальное, правовое, демократическое. А экономика характеризуется как социально-рыночная, которая ставит своей целью улучшение условий жизни различных социальных групп, а не только прибыль ради прибыли.