Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

47. Политическая  сфера жизни общества. Государство  как социальный институт. Понятие  гражданского общества. Политика-сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которых является проблема власти. Политическая сфера-это сфера управления. На какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не обходится без сознательного управляющего начала. Первоначально это была родоплеменная верхушка. С переходом же к цивилизации от варварства, связанным с общественным разделением труда и усложнением социальной структуры общества, с появлением классов, растет разнообразие интересов разных социальных групп  и возникает особая сфера деятельности для урегулирования сталкивающихся интересов – политическая, ядром которой является государство.

Совокупность институтов управления отражается в понятии политической сферы общества. В марксистской терминологии – это политическая надстройка (система идей, отношений и учреждений, соответствующая базису общества).

 

Для реализации управленческих функций необходима власть.

Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение так или иначе  связано с классовыми, межгрупповыми  интересами, с проблемой власти.

Политическая надстройка образуется по мере осознания социальными группами своих интересов в виде идеологических систем и образования своих организаций, в рамках которых осуществляется государственная деятельность (государство, политические партии).

Отсюда, политика – это также форма общественного сознания.

(«политика» от polis – государство; полисы – города-государства Др.Греции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47(б)  Политические режимы:

1. демократический.

2. авторитарный;

3. тоталитарный;

4. диктатура.

 

Исторические  типы государства:

1. рабовладельческое;

2. феодальное;

3. капиталистическое;

4. социалистическое.

Сегодня существует и такое  деление государств: 1. национальные государства  и   2. иммиграционные государства  (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.). Что характерно государству? – выражение воли экономически господствующего класса или всеобщей воли к сосуществованию? Видимо, и то и другое, т.е. государство внутренне противоречиво.

Платон в «Государстве»  писал, что искусство справедливой политики – это «искусство приносить  друзьям пользу, а врагам причинять  вред». То же находим и у Н.Макиавелли, Т.Гоббса, а в ХХ веке у К.Шмидта и др. Для них дихотомия «друг-враг» - главное в политических ориентациях (образ врага как основа политики). Шмидт пишет:  политический враг не обязательно морально или эстетически  плох, просто он другой, чужой… М.Вебер  писал: «государство – монополия  легитимного (законного) насилия внутри определенной территории…»

Политика начинается там, где существуют конфликты. Конфликт и консенсус – две важнейшие характеристики любой политической системы. Политика призвана найти пути и средства разрешения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 47(г) Итак, средства и цели политической деятельности не должны противоречить друг другу. Политика должна быть моральной, если цель ее-благо человека. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Государство возникло как божественное творение;
  2. как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);
  3. Юм: из разрастания семьи, рода;
  4. теория насилия (органическая теория) – Дюринг;
  5. марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

Исторически государство  служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

ХХ век продемонстрировал  факты тотальной зависимости  человека от государства, вторжения  в личную жизнь граждан (спецслужбы, сведения о гражданах в налоговых  службах…). Поэтому важна роль негосударственной  защиты прав человека. То есть роль организаций гражданского общества (они самоорганизуются). Вместе с тем само государство испытывает «угрозы»:

1. Угроза сверху – это процессы глобализации, требующие создания наднациональных органов управления в сфере финансов, политики, экономики, экологии и т.д. Международный валютный фонд и др., вмешивающиеся в политику суверенных государств. «Сверху»  суверенитет национальных государств подрывают монополии, транснациональные корпорации (ТНК), наркобизнес и т.п. Идет процесс глобализации.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

47(а) Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как 1.государственные органы, 2.политические партии, движения, 3.общественные организации.

     В рамках  политической организации проходит  политическая жизнь общества.  Политическая система регулирует  производство и распределение  благ между социальными группами  на основе использования государственной  власти. 

Функции политической системы:

1. Определение целей, задач,  путей развития общества;

2. организация общества  для их выполнения;

3. распределение материальных  и духовных ценностей;

4.согласование различных  интересов;

5.разработка законов поведения  людей и групп в обществе;

6. обеспечение внутренней  и внешней безопасности;

7. формирование политического  сознания и культуры;

8. контроль за соблюдением законов и др. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Ядром политической системы  является государство. Это орган управления. Для управления нужна власть. Власть – это способность осуществлять свою волю в социальной жизни. Ресурсы власти – экономические, военные, авторитет руководителей и др. Система государственной власти включает:1. бюрократию – аппарат политического управления.2. идеологическую программу политической власти.3. государство издает законы, регламентирующие жизнь общества (право),4. имеет органы принуждения (армия, полиция, налоговая служба),5.  территориальное деление государства. Формы государства:

1. монархия – власть передается по наследству; бывает абсолютная и ограниченная (когда есть парламент, как в Британии);

2. республика  (лат. Res publica – общественное дело, государство) – власть является выборной; республика бывает парламентской и президентской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47(в) ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ (ценности)

Политическая жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

Политическая идеология – это система политических идей. Это отражение в сознании политического общественного бытия, которое затем на бытие активно воздействует.

Политические идеологии  интегрируют членов одной партии. Идеология всегда пристрастна, так  как выражает интересы определенного  класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда,  политика –это арена столкновения идеологий.

Наиболее известны такие идеологии как: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и др.

Деидеологизация невозможна, но политика демократического государства  должна стремиться к утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу и открытости в отношениях друг к другу.

Еще один важный аспект политики и идеологии – это вопрос о  соотношении политики и ценностей. (Учение о ценностях – аксиология).

ХХ век пришел к выводу, что критерием прогресса общественной жизни в целом и в отдельных  ее сферах может быть только человек, его благополучие. Отсюда, и в политике следует занять антропологическую позицию.

Политика не может быть нейтральной, она сопряжена с выбором, а значит, связана с оценкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47(д) Это тенденция к надмирному объединению. Пример – Евросоюз. Он организован как федеральное сверхгосударство, сверхнациональное государство. Сегодня субъектами международных отношений становятся не страны, а мировое финансовое сообщество. Мировая элита желает устранения национально-государственных границ, чтобы не было барьеров для капиталов ТНК. Макроэкономика стала глобальной и национальные государства не могут влиять на ее.

2. Угроза «снизу»:  идет стремление мелких национальных групп получить свою государственность. Кроме того, растет сложная сеть частных ассоциаций (секты, фирмы, национальные сообщества приехавших в поисках работы мигрантов и т.п.), организованных не по территориальному принципу. Это стремление отдельных регионов  в национальном государстве к автономии вплоть до отделения. Например, распались СССР и Югославия на отдельные национальные государства. В Испании Каталония ныне получила больше политической власти для самоуправления, в том числе в сборе налогов, в решении вопросов, связанных с внутренней безопасностью, телекоммуникациями, управлением железными дорогами, аэропортами, морскими причалами местного значения и так далее. В Великобритании Шотландия добилась разрешения иметь свой парламент. Подобные сепаратистские настроения есть и в других странах.

В этой ситуации индивид оказывается в еще более сложном положении… ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это формирующаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (союзы, фонды, клубы, организации, ассоциации и т.п.) во все сферах жизни общества.

Признаки  гражданского общества:

  • самоуправляемость (так проявляется тенденция к децентрализации власти),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(л) Другие группы общества

Выделяют группы по природным различиям – расы, половые, возрастные группы.

Расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах (негроидная, европеоидная, монголоидная и малые расы – их более 20).

 

Микрогруппы – семья, трудовой коллектив.

Семья – ее члены связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью; ее социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. На нее влияет материально-производственная жизнь общества (на роль женщин и мужчин, на механизмы наследования, на роль бытового труда и т.д.).

Трудовые  коллективы – как и в семье большую роль играют не только экономические, н6о и субъективно-сознательные факторы (социально-психологический климат коллектива, общность устремлений и т.д.

Можно выделять и другие группы, например, среди такой возрастной группы как молодежь.

 Макрогруппы – народ, человечество.

Народ как социальная общность – это часть населения, которая характеризуется совместной трудовой деятельностью и участием в прогрессивном преобразовании общества. Можно добавить наличие общей территории, но это не специфический признак. То же можно сказать о языке. Итак, народ – это союз людей, занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(н) Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»). Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства.

 

Вся история – история  смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и  т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. ( В них можно найти  связь с взглядами мыслителя  эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше).

Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что  препятствием тоталитаризму может  быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти, считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой. Это важные черты демократии. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"