Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

Выделяют следующие типы элит:

1. политическая;

2. экономическая;

3. военная;

4. научная и техническая;

5. культурная и духовная;

6.теневая контрэлита (оппозиция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(д) После войны труд как товар был отчасти выведен из-под власти рыночной логики. (Социальная защита). Например, в Японии – имел место пожизненный найм рабочих. Но с 80-х рынок труда становится все более неустойчивым, стихийным. Стоимость труда как товара падает. Труд часто не спасает от бедности, особенно молодых.

Более востребованными являются такие качества как компетенция, знания, умения, навыки, эффективность  их использования, а раньше требовались  подчинение и исполнительность.

 

М. ВЕБЕР — классик мировой  социологической теории. Идейная  основа взглядов М. Вебера состоит в  том, что индивид является субъектом  действия, а типический индивид —  субъектом социального действия. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии.

В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие аспекты как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(ж)) Социально-демографическая структура общества

 

Не бывает общества без  людей.  Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Рост народонаселения  может оказывать позитивное или  негативное влияние на темпы экономического развития, оборонную мощь страны, возможность  освоения новых земель и сфер деятельности. В то же время рост народонаселения  сам определяется уровнем развития производства и уровнем жизни  народа, характером общественного строя, демографической политикой государства, существующими в сфере детопроизводства традициями, морально-психологическим  климатом общества, степенью урбанизации, развитием здравоохранения, образования, занятостью, развитием социальной работы и др. социальными факторами.   Ну и, конечно, детопроизводство подчиняется  действию природных сил (детородный возраст, здоровье…)

 

Численность человеческой популяции, ее здоровье характеризуются через  такие статистические показатели как:

- рождаемость:  измеряется числом рожденных детей за       1 год на 1000 чел. населения; (РБ – 9,1)

- смертность:  число смертей за 1 год на 1000 чел. населения;

- прирост популяции:  это рождаемость минус смертность (когда смертность становится больше рождаемости, то  это грозит депопуляцией);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(и) -  половозрастная структура населения: важны пропорции между мужским и женским населением, соотношение молодых и пожилых.  Так, Европе характерно постарение населения. «Стареет» и наше население: пожилых у нас более 2,5 млн.чел. В 1990 году доля детей была 25%, а на начало 2005 года – 16%.

Итак, мы назвали некоторые  количественные демографические показатели. Но существует еще понятие качества народонаселения. Это:

- психофизическое здоровье населения (чтобы не деградировал генофонд);

- заболеваемость,  инвалидность;

- средняя продолжительность жизни  (в конце ХХ в. В среднем на Земле люди жили по 63 г.);

- образовательный уровень;

- морально-нравственные качества  (например, сфера морали зависит от миграционных процессов: так, трудности профессиональной и социокультурной адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды являются фоном для девиантного поведения – пьянства, сексуальной распущенности, уголовных преступлений. В целом меняется общественная психология, сознание).  Существует точка зрения, что демографические процессы детерминированы биологическими закономерностями. Наиболее ярко ее высказал в ХVIII в. (1798 г.) Т.Мальтус (напомню: он считал. Что средства к существованию увеличиваются в арифметической прогрессии, народонаселение растет в геометрической прогрессии. В итоге идет обнищание населения. Положительная роль, с его точки зрения, в снижении народонаселения принадлежит войнам,  голоду, эпидемиям…). Неомальтузианцы говорят о необходимости стерилизации населения слаборазвитых стран, выдвигая концепцию «золотого миллиарда». В то же время церковь выступает (особенно католическая) против абортов и даже против противозачаточных средств.

 

 

47(е) свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм; жизнедеятельность базируется на принципе координации; осуществление прав человека. Структура гражданского общества: в экономической сфере это совокупность независимых от государства производителей, предпринимателей (союз предпринимателей и т.п.), в социальной сфере это общественные объединения и организации, выражающие интересы разных групп граждан (экологическое, женское, молодежное движения, движение за мир, общество потребителей и др., семья), в политической сфере это политически партии и движения (те, что не у власти), в духовной сфере это негосударственные воспитательные и образовательные учреждения, СМИ, церковь, союзы художников и др. Гражданское общество возможно только в единстве с демократически, правовым государством, стремящемся к обеспечению достойного уровня жизни граждан. Гражданское общество информирует государство об интересах граждан, выражает и защищает их интересы. Государство в современном мире должно быть демократическим и правовым. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется тем, что и само государство, и все социальные общности, и все индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Все правовые акты соответствуют Конституции. Признаки:1. верховенство закона во всех сферах жизни, закон защищает нравственные ценности общества,2. гарантии прав личности,3. взаимная ответственность государства и личности,4. принцип разделения властей на законодательную (парламент: Палата представителей и Сенат - представители от территорий), исполнительную (Правительство: кабинет министров и местные власти), судебную (суды). СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО   характеризуется заботой о благосостоянии граждан, созданием достойных условий существования, равных возможностей для реализации талантов, созданием благоприятной среды обитания. Признаки:1. социальное государство формирует социальные связи, основанные на социальной справедливости и гражданском согласии,2. социальное государство поддерживает малообеспеченных, инвалидов, пенсионеров, безработных,3.  проводит молодежную политику,4.  Экологическую  политику и др. В первой статье Конституции РБ говорится о том, что наше государство-унитарное, демократическое, правовое, социальное. Много в этом направлении уже сделано, но много еще предстоит сделать.

 

 

 

 

48.Духовная сфера  жизни общества. Уровни и формы  общественного сознания. Сознание на определенном этапе развития общества обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, и как то, что регулирует деятельность, но и как сама общественная жизнь.

Духовно-сознательные факторы  функционируют как общее духовное поле, механизм обмена духовными ценностями. Так складывается единство образа жизни, черт личности (социальный характер по Фромму, социальные типы…).

 Жизнь общества включает  в себя не только материальный, но и духовный момент. Идеалистические  направления, в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную жизнь первичной для общества. Так, русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950) писал: «что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство и проч. Словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. …Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-Париж,1930.-С.126).

Общественное сознание –  это духовная сторона общественного  процесса, целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой: А. Уровни общественного сознания: 1)  гносеологический аспект (по глубине отражения мира):  а) обыденное сознание;  б) научно-теоретическое сознание.   2) социологический аспект (по внутренней структуре):а) общественная психология;б) идеология.

 

 

 

 

 

 

48(б) На уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые социолог Э.Дюркгейм рассматривал как особого рода «социальный факт». Представителям власти важно знать существующие в обществе коллективные представления по поводу власти. Интересно также знать коллективные представления данной власти по поводу существующего общества.

Духовная сфера жизни  общества затрагивает не только уровень  общественной психологии, но и теоретико-идеологический уровень. Так, говоря об условиях существования  власти, П.Бурдье вводит понятие поля политики, в котором осуществляется обмен и производство политического  и символического капитала. Т.е. общественное бытие в широком смысле слова включает  не только материальные факторы, но и общественное сознание.

Идеология – теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы той или иной группы (национальные, религиозные, классовые идеологии). Понятие «идеология» возникло в 17-18 веках, ввел его французский философ и экономист Дестю де Траси (1754-1836).

Гельвеций (1715-1771) писал: «Если  физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса». Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество.

Функции общественного  сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами).

На ранних этапах общественного  развития формы общественного сознания не были дифференцированы. Постепенно с развитием общества  возникли   мораль, искусство, религия, философия  и наука, политическое и правовое сознание. Решающую роль при

 

48(г) Мораль и моральное сознание.   Мораль регулирует отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, а также на собственную совесть человека. Нормы морали существовали у человека всегда, формируясь в ходе его социализации, они менялись с развитием общества. В своей идеологической части нравственность находит отражение в различных этических учениях. Оценочные категории морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Функции: охранять человека от того, что угрожает жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию людей.

Право и правосознание.   Право – возведенная в закон воля господствующего класса. В демократическом государстве право должно в той или иной степени выражать интересы всех социальных групп. Возникает с возникновением классового общества и государства, чтобы регулировать отношения между классами и др. социальными группами, между государствами. Складывается система юридических законов. Право – та форма, в которой узаконивают себя все другие отношения – экономические, семейные и т.д. Правосознание есть одна из форм цивилизованности. Правосознание тесно связано с нравственным и политическим сознанием. Политика и политическое сознание.   Они возникают с возникновением государства как система управления. На уровне политической идеологии это система взглядов на то, как должно быть организовано общество, его государственное устройство, какую политику следует осуществлять. В государстве могут быть группы с разной политической идеологией. Политическое сознание отражает политическое бытие.(См. тему «Политическая сфера жизни общества).  Духовная ситуация современности

С развитием капитализма  появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (Х.Ортега-и-Гассет).

 Ранее была сословная,  иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии  и ответственность. Капитализм  разрушает эту структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

48(е) Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов,  зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления).

В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты.  Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века – размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но  отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка.  Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня – проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлеченимя и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу.  Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель.

 

 

 

48(з) В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного.

Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная  реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"