Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
45(б) Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны.
В процессе функционирования
производительных сил осуществляется
обмен веществ между обществом
и природой. Формируются социально-
Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…).
Производственные отношения бывают:
1. отношения собственности на средства производства (например, на акционерном предприятии у кого-то 30% акций, у кого-то - 70%),
2. отношения распределения
(продукция распределится в
3. отношения обмена (произведенная
продукция через рыночные
4. потребление (тоже будет
осуществлено в соответствии
с размерами собственности). Таким
образом, отношения
45(г) Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности).
Понятие общественно-экономической формации раскрывается через категории «базис» и «надстройка».
Базис – это экономический строй общества, система производственных отношений (в них главные – отношения собственности). Надстройка – это общественное сознание, идеологические отношения, которые закрепляются в общественных организациях (политических, правовых и др.). Т.е. это явления духовной жизни и связанные с ними учреждения. (Сфера образования и воспитания также относится к надстроечным явлениям). Базис и надстройка неразрывно взаимосвязаны. Например, базис капиталистического общества характеризуется капиталистической частной собственностью и соответствующей надстройкой, т.е. либеральной или консервативной идеологией, которые, хотя и отличаются, обосновывают необходимость свободных конкурентных рыночных отношений, основанных на частной собственности на средства производства. Следует также иметь в виду, что, хотя базис и надстройка всегда соответствуют друг другу, однако их связь не так уж однозначна: надстройка, связанная с осознанием общественного бытия, может опережать развитие базиса, предлагать новые пути развития, а может отставать и тормозить развитие общества в целом. (Базис и надстройка не самостоятельные явления, а характеристики общества).
46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.
Социальная сфера – это сфера деятельности надличных социальных субъектов – групп, общностей людей.
Отношения между группами основываются на социальном действии (М.Вебер, Парсонс).
Классификация социальных групп: а) количественная (большие, средние, малые); б) качественная (профессиональные, экономические, религиозные, половозрастные, этнические и др., т.е. по специфике деятельности и интересов)
Основы для формирования социальных общностей:
1. объективные условия:
тип деятельности в системе
общественного разделения
2. факторы духовного порядка: язык, традиции, ценностные ориентации, идеологические установки и др.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества. Она включает в себя два компонента: социальные связи и социальный состав – набор элементов, входящих в социальную структуру. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.
46(б) Сравним нацию с классом. Индивид может не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит, что не влияет на его классовое положение. А вот национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной нации. Н.Бердяев писал: «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание». А советский этнограф Бромлей писал, что нация есть дело культурного выбора.
Сегодня, в условиях глобализации, когда идет становление общепланетарного разделения труда, миграция рабочей силы и т.д., происходит интенсивное взаимодействие людей разных национальностей, верований, с разными традициями, системой ценностей, возникает множество межнациональных браков. Идет формирование человечества как большой социальной группы. Но процесс этот противоречив. Возникают проблемы столкновения национализма и космополитизма. Необходимо развивать общечеловеческие ценности, толерантность, диалог культур. Вобщем, встает проблема нахождения форм единства общечеловеческого и национального. Итак, в характеристиках этнических групп все большее значение начинают играть социально-экономические и духовно-политические черты.
По данным переписи населения в Республике Беларусь проживают представители 123 национальностей. Социально-классовая структура
Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др.
В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход.
46(а) К основным элементам социальной структуры общества относятся:
национальные общности — нации, этнические группы и др. Социально-этническая структура
Выделяют этнические группы. К ним относятся исторически сменяющие друг друга род, племя, народность, нация.
Этнические группы. Род – группа, основанная на кровных связях. Они вели совместное хозяйство (территория связана с природными условиями – климатом, растительным и животным миром; из этого следует общность хозяйственной деятельности, быта, жилья, пищи и т.д.); говорили на одном языке и т.д. Племя – объединяло родственные роды. Это характерно первобытнообщинному строю с общей собственностью.
С появление рабовладения как классового строя, появляются народности. Кровнородственные связи заменяются территориальной общностью. Племенные языки заменяются единым языком, при сохранении диалектов.
Нации складываются с переходом к капитализму. Нация – это этническая общность, характеризуемая общностью территории; общностью экономических связей (нации складываются с переходом к капитализу – возникают сельскохозяйственное и промышленное производство, общий рынок, валюта, транспортные коммуникации, средства связи, налоги и т.д., т.е. единый хозяйственный механизм, ежедневно заставлявший людей взаимодействовать из поколения в поколение); общность литературного языка (это важно для общения; при этом диалекты могли сохраняться); общность психологического склада, духовной культуры, традиций.
46(в) Классовый подход в основу деления общества на группы кладет один критерий – отношения собственности на средства производства. Так выделяются экономические группы общества – классы.
Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента).
Появление классов был связано с разделение труда и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом обществе.
В настоящее время
классовая структура оказалась
размытой (по сравнению со временами
Маркса). Рабочие могут быть
мелкими владельцами акций
45(а) Общественное производство включает в себя:
От материального производства зависят:
Материальное производство – это процесс трудовой деятельности. Оно затрагивает преобразование природы с целью создания материальных благ, необходимых для развития человека и общества.
Материальное производство
выступает в конкретно-
Они соединяются вместе и воздействуют на 3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…).
45(в) Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая сила истории.
Производственные отношения объективны, т.е. зависят не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление
Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями. История насчитывает 5 общественно-экономических формаций: 1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества (Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом.