Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

43. Если в истории будет реализована неантагонистическая формация (коммунизм), то классовой борьбы не будет, но противоречие производства и потребления будет (а план?) и будут и другие противоречия – в социальной, духовной сферах, которые будут воплощаться в противоречиях разных социальных групп, но носить они будут неантагонистический характер и разрешаться в форме поиска общего консенсуса.

Итак, источник развития общества может быть или божественный или естественный (в географическом детерминизме это природные условия, в марксизме – противоречия самого общества и, прежде всего, в материальной сфере, где создаются продукты потребления необходимые для жизни).

 

Сегодня этими проблемами занимается конфликтология…

Факторы развития общества: экономические, политические, духовные, природные и др. Сегодня особо  подчеркивается роль науки, образования, развития человеческого капитала и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44(а) В ХХ веке возникла теория элит, которая считает определяющей политическую сферу общества и делит общество на элиту и массу. Они в народе видят лишь разрушительную силу, а носителем творческого начала является элита, состоящая из наиболее одаренной части народа, нации, расы. Сегодня часто стали пользоваться таким понятием как акторы. ФАКТОРЫ – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты. Но появилось это понятие не случайно. Как видим, это более широкое и абстрактное понятие, чем «движущие силы истории», акторы – не обязательно «движущие силы», но участвующие. Исторический процесс выступает как столкновение различных Субъектов истории, олицетворяющих его альтернативные варианты. Опасность представлений о монопольно действующем субъекте-авангарде в том, что  так будет обедняться исторический процесс, Субъект иистории, выступающий в авангардной роли монополиста-узурпатора, реально снижает резервы социокультурного разнообразия, по-настоящему являющиеся залогом устойчивости общества и его качественно иных перспектив. Реальная драма авангарда в том, что устраняемое им с дороги историческое наследие может в будущем вновь стать востребованным. В этом свете ХХ в. выступает как панорама развертывания «чужих» проектов, навязываемых историй. Столичный авангард ведет провинцию, развитые страны — мировую периферию и т.п. Эта проблема по-новому высвечивает суть демократического идеала в истории. Современный либерализм трактует его как всемирно-историческую победу западной  модели общественного устройства, давшей образцы парламентаризма, прав человека и правового государства. Но если иметь в виду демократизацию самого исторического процесса — превращение мировой периферии из пассивного объекта чужой воли в самостоятельный Субъект истории, то вместо унификации мира по западной модели нам следует ожидать усиления исторического и

 

 

 

 

 

 

44(в) Итак, человек осознает свои потребности (так возникает интерес). Далее, он соотносит свои потребности с предметным миром (процесс оценки). Когда человек осознает ценностные установки и ситуацию, возникает мотив деятельности. Цель – идеальный образ будущего. Идеал – конечная цель.

(Пример: социальная потребность  – идти на работу; интерес –не опоздать на работу, и бегу через газон; но ценность живого во мне сформирована – и обойду газон). Итак, на уровне потребностей на первый план выступает то, что безусловно необходимо. На уровне интересов на первый план выступает то, что выгодно с точки зрения материальных условий жизни. На уровне ценностей на первый план выступает то, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Тут проявляется самоутверждение человека и свобода личности. Мир ценностей – это мир культуры, это сфера духовной деятельности человека, его морального сознания. Ценности как бы тянут человека за рамки наличного бытия.

Свобода человека есть освобождение от власти нижних ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление. И тут мы выходим на проблемы культуры, в структуру которой входят прежде всего ценности. Мир культуры – тот мир, который создается самим человеком. Это то, что в человеке не от природы, и не от Бога, а зависит от деятельности общественного человека. Человек творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов.

Говоря о человеке в  мире культуры, можно выделить: политическую культуру (наилучшие способы политического  выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства). Нравственную культуру (достигнутый обществом  уровень представлений о добре  и зле, чести, долге и т.д.). И  т.д.

 

46(г) Причем, процесс индивидуализации разрушает даже традиционные семейные отношения. Возникает форма договорной семьи на время. Существующий рынок труда абстрагируется от потребностей семьи, брака, материнства, отцовства, партнерства и т.д. Их учет сделал бы рынок менее гибким, менее конкурентоспособным.

Индивидуализация в условиях экспансии рынка телевидения  порождает стандартизацию и унификацию форм существования. Возникает некий  гибрид индивидуализированной и  в то же время массовой публики: «стандартизированное коллективное бытие разобщенных  массовых отшельников». Распространенным становится наднациональный, надкультурный, надклассовый, надсемейный способ существования  людей.

Социальная  структура становится все более  аморфной и размытой, поскольку идет рост опосредствующих слоев с нечеткими социопрофессиональными характеристиками. Это касается так называемых средних классов. Растет высший слой специалистов. Увеличивается численность акционеров, хотя их главным источником дохода по-прежнему является зарплата.

Самой широкой  категорией стали лица наемного труда, наблюдается закат независимых профессий – аграриев, ремесленников, коммерсантов. А вот исчезновения рабочих не происходит. В экономически активном населении стран ЕС они составляют 20-30%, несмотря на развитие сферы услуг.

Социальное расслоение не исчезло, но принимает новые формы. Например, в США ранее были гетто  бедняков, теперь  в пригородах –  кварталы богатых («анклавизация»). Закрытые жилищные сообщества, где имеется  все необходимое: магазины, школы, бассейны, спортивные сооружения и т.д.  В  других кварталах концентрируется  беднота. Некоторые социологи считают, что возможно говорить о возвращении  классового общества. Возможна классовая  борьба. Так что спор о классах еще не завершен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(е) Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.

Лишенные собственности  «белые воротнички», технические специалисты  и интеллигенция.

Администраторы  и менеджеры.

Собственники, которые  также стремятся через образование  к тем преимуществам, которыми владеют  интеллектуалы.

Класс собственников, то есть те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.д.

«Коммерческий класс», то есть предприниматели.

 

В западной социологии большое  распространение получила теория стратификации, понимания социальной структуры, исходя из понятия "страты" (слоя). Страты характеризуются в основном внеэкономическими показателями: причастностью людей к власти, профессии, образованию, науке, религиозным верованиям, этническим группам, месту жительства, положению родственников и т.д.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных социальных групп самым  непосредственным образом связаны  с проблемами гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(з) - коэффициент рождаемости: количество детей на 1 женщину (в ФРГ – 1,2;  в РБ – 1,3;  в Южном Йемене – 7,6). А для простого воспроизводства необходимо 2,16. До войны рождаемость в Беларуси составляла 2,8.

Считают, что в целом  на планете намечае6тсвя тенденция  замедления темпов роста населения, что через 150 лет будет достигнут  максимум – 15 млрд чел.

Но важна еще структура этого прироста населения. Так за 30 лет (с1970 по 2000 г.) население выросло:

В Европе – на 16,1 %;

В Северной Америке – на 30,2%;

В Азии – на 76,1% (тут надо еще иметь в виду и абсолютную численность…);

В Латинской Америке –  на 89,3%;

В Африке – на 140,4%.

И это при том, что у них низкий уровень жизни, большой % безработицы. Значит, будут усиливаться миграционные процессы… Это тоже проблема: с системой здравоохранения, образования, создания приехавшим условий жизни. Возникают межнациональные и межрелигиозные конфликты, растет политическая напряженность. Большое значение имеют также такие показатели как:

- численность трудоспособного населения (влияет на производство, на разделение труда);

-  плотность народонаселения (если низкая, то затрудняет разделение труда и его эффективность снижается, невыгодным становится развитие транспортной инфраструктуры…);

-  темпы роста народонаселения (связаны с естественным приростом населения, его половозрастной структурой, темпами и направлением миграции). Лучше средние темпы роста. Малые ведут к депопуляции, а при больших темпах роста почти весь доход идет на физическое сохранение родившихся;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(к) Однако следует помнить, что демографические процессы находятся не столько под воздействием биологических, сколько социально-экономических, культурных факторов. Так, исследования показали, что  большое влияние на демографические процессы оказывает процесс урбанизации. Городской образ жизни ведет к снижению рождаемости  и этот фактор сильнее воздействует, чем религиозные установки, традиции.

 

Отслеживание демографических  изменений и реагирование на них  – важная часть социальной политики и права (скажем, вносятся изменения  в законы о военной службе, в  трудовое законодательство, в уголовное  право).

Многие социологи, демографы  считают, что капиталистические  индивидуалистические ценности ведут  к тому, что падает ценность семьи и деторождения, возникает феномен добровольного одиночества.

Патриархальная система  ценностей, доминирующая в обществе сегодня и выдаваемая за общечеловеческую, - например, карьера, - ведет к тому, что женщины тоже стремятся к  карьере и к тому времяпровождению, образу жизни, который традиционно  был характерен только мужчинам…  Такого рода проблемы, связанные с  понятием мужских и женских ценностей, называются гендерными проблемами ( гендер – то, что связано с полом). Гендерная политика РБ направлена на поощрение равенства полов, расширения прав  и возможностей женщин, как и во всем цивилизованном мире. Разработана концепция закона «О гендерном равенстве»

В РБ средняя продолжительность  жизни составляет 68,5 лет (у мужчин – 62,7 и у женщин – 74,7 года).   В РФ – 66,1, Туркменистане – 66,2, Молдове  – 66,6 и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(м) Ему свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика (гордость, достоинство человека, ненависть к паразитизму, к косному, отжившему, вера в прогресс, определенные нравственные ценности).

Человечество  – это единая не только биологическая, но и социальная общность, так как  у всех людей есть общие интересы: в выживании и сохранении совместной жизни на Земле; общий интерес в развитии цивилизации, мировой культуры; общая заинтересованность в прогрессе во всех областях – в развитии природы, материальной  и духовной сферы; общая заинтересованность в развитии одинаковых для всех людей интимно0личностных черт – любовь к детям, здоровье, интересное общение, достойный уровень жизни и т.п.

 

 

Итак, общество есть система  многообразных групп. Между которыми существуют связи и отношения. Человек может входить одновременно в разные социальные группы (мужчина, молодежь, рабочий, белорус и т.д.). Исследование объективно существующих групп позволяет изучить их интересы, потребности и эффективно управлять обществом. Изучением социальной сферы общества занимается социология.

 

В зависимости от того или  иного интереса, цели можно по-разному  структурировать общество, выделяя  разные группы. Так, теория элит  исходит из того, что в обществе главные – политические отношения. Основатели теории В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), делили общество на управляющих и управляемых, т.е. элиту и массу.   Элита – это незаурядные личности, гении.  Масса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(о) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность. На каждом конкретном этапе развития общества ведущей  становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой  общности как народ страны. Народ как социальная общность складывается под воздействием прежде всего единого совместного труда, который вырабатывает общее отношение к жизни, к созиданию, общие ценности, традиции и т. д. Народ - это такая общность, которая и объективно заинтересована в этих преобразованиях, и реально вносит наибольший вклад в их проведение в жизнь, преодолевая сопротивление реакционных сил. В истории человечества периоды прогрессивного развития сменяются регрессом, распадом. Но и тогда народ, народные массы выполняют свою роль. В странах могут быть кризисы, антинародные режимы, захватнические войны. При этом наблюдается падение нравов, снижение качества труда, безответственность, пессимизм, утрата ценностных ориентиров в жизни. Но и в этих условиях находятся люди ведущие честную трудовую жизнь, сохраняющие исторический оптимизм. Социальные общности таких людей и выступают субъектами последующего развития общества. Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет человечества. Очень важно это понимать, осознавать, так как в отличие от материально-производственной сферы, в социальной сфере сознание выступает как один из важных факторов, конституирующих (объединяющих) социальные  общности. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"