Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 146.46 Кб (Скачать документ)

ВОПРОС 10.

Атомистический  материализм Демокрита.

Зенон пытался доказать, что вещи бесконечно делимы, что превело к противоречиям в объяснении движения. Атомисты предпологали, что существуют мельчайшие частицы, из которых состоят все вещи. Причем эти частицы находятся в движении, которое возможно потому, сто кроме частиц есть пустота. Они считали, что эти частицы неделимы и непроницаемы. Левкит - именно ему принадлежит идея о атомах. Демокрит(460-370) - ученик Левкнита, родился в городе Абдеры, Социальное положение принадлежит к представителям демократии. Исходным положением философии Демокрита явл: все вещи состоят из атомов и пустоты. При различных расположениях атомов они образуют все многообразие вещей. Для элеатов чувственно воспринимаемый мир это небытие, а для Демокрита это и есть реальный мир. Чувственное разнообразие мира Дем выводит из атомов. Поэтому для познания человеку необходимо ощущение, восприятие, но также Демокрит говорил, что этого для познания мира человеку недостаточно. Эта недостаточность и неточность добавляется и исправляется тонкими усмотрениями ума. Дем приводит разделение знаний: 1) Знание существующее во мнении 2) Знание существующее в действительности. Дем: «во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет и т.д. а в действительности существуют атомы и пустота». Философия Дем изучает не то, что заключается во мнении, а то, что лежит в основе всего. Дем развивает учение о причинности. Бессмертие души (которая также состоит из атомов) Демокрит отвергает. Учение Демокрита о познании: глубинные свойвства вещей постигаются только умом и это познание может быть достоверным. Дем анализирует основные формы мышления человека: понятие, суждение, умозаключение. Понятие выражается словами. Суждение - выражается в предложениях, обсуждение какого то явления. Умозаключение - состоит из нескольких суждений: исходных и выводов. Дем выступал против выводов не основанных на фактах.

ВОПРОС 11.

Софисты. Старшие младшие  группы. Софистика.

Развитие  демократии привело к подготовке юридических людей. Людей, которые  обучали ораторскому искусству, красноречию, политике, их назвали софистами. Софисты в своих выступлениях использовали софистические рассуждения - софизм. Это такие рассуждения, в которых допускались логические неточности, ошибки с целью получить определенный вывод. В этом направлении софисты достигли наибольшего развития. Напр: 1) То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Ты имеешь рога. Здесь есть лог ошибка: средний термин отсутствует, т.к. понятие не потерял имеет разный объем. 2) Спор Протогора и Эватла. Если суд объявит Эватла то он заплатит, в противном случае Эватл выиграет свое первое дело и он заплатит Протогору по договору. Если суд решит Эватл не должен платить он не заплатит, а если суд решит, что Эватл должен платить за обучение, то он проиграл свое дело по договору и не заплатит. 3) Эпиминид сказал, что все критяне лгуны, но Эпиминид сам критянин, следовательно он лгун, но раз Эпиминид лгун, значит он сказал неправду, следовательно критяне не лгуны и Эпиминид сказал правду и т.д. (из того, что Эпиминид лгун не вытекает, что он сказал неправду). В последствии софистами стали называть людей, которые в своих речах стремились не к выяснению истины, а к доказательству определенной точки зрения любой ценой. Ошибки софистов: 1) Абсолютизация относительного значения. К старшей группе софистов относится Протагор, Горний, Продик. Протагор говорил «все значения, оценки истины относительны, истины как таковой не существует. Человек есть мера всех вещей» Т.е. всякое значение добытое человеком субъективно. Кроме этих положений Протагор занимался текучестью (изменчивостью) материи и наших мыслей, поскольку каждому утверждению можно противопоставить противоположное утверждение. Горний доказывал, что ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно не опзнаваемо, то оно все равно невыразимо и неизъяснимо. Софисты младше группы: Ликофран, Элкудан, Фразимах.Фразимах продолжает учение старшей группы об относительности человеческих знаний. И это учение распространяет на все социальные, этические нормы. Он говорил «справедливость в обществе, это, то что полезно сильному» т.е. каждая власть устанавливает законы полезные ей самой. Для всех софистов (и старш и младш) характерно критическое отношение к социальным нормам, власти, очевидным знаниям и т.д.

ВОПРОС 12.

Философия Сократа.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы;  знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай  самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы  определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует  беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С.  сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. 

ВОПРОС 13.

Философские взгляды Платона

Основные  работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных  лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом...) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами  чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона**  Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть - эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

ВОПРОС 14. 15.

Философия Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического  мышления. В первые годы своей жизни  Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать  Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика») 2) биологические трактаты («О душе») 3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика) 4) Этические сочинения («Эвдемова этика») 5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика») 6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика») 7) Логические трактаты («Категории»). Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство. Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли. (главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально - софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя высказать 2 противоположных суждения. 3) Закон исключенного третего - из двух суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышления человека. Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие, суждение, умозаключение). 1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание. Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму. Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем. Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция, раскрывающая объем понятия. Аристотель вывел 2 вида деления: 1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ. 2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *Суждение - это мысль в которой что либо утверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка (может не быть).  Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение - это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать вывод. Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что главным в его логике явл теория дедукции. Дедукция - это умозаключение, которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми категорическими суждениями). Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два: 1) Посылки должны быть истинными суждениями 2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N - гражд Украины. N имеет право на труд. Кроме 2 основных требований Ар построил 7 дополнительных правил: 1) В простом категорическом силлогизме существ 3 термина: субъект, предикат и средний термин (медиус). В первой посылке находится предикат, во второй - субъект. 2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N - гражд Украины делать нельзя. 3) Если термин не распределен в посылке то и в выводе он должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука - форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин. Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания. 4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда отрицательным. 5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует. 6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод: некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны. 7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства это также заслуга Ар.

ВОПРОС 16.17.

Римская философия.

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций древнего мира, а с другой  на территорию “варварских” племен), образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические.

   Для  римской  культуры  характерно  стремление обогатиться лучшим  из того, с чем сталкивается  Рим, стремящийся к мировому  господству. Логичным поэтому является  то, что и римская философия  формируется под решающим влиянием греческого, в частности  эллинистического,  философского  мышления.  Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ (середина 11 в. до н. э.).

  Приблизительно  с этого времени в Риме развиваются  три философских направления,  которые сформировались уже в  эллинистической Греции, - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

       Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание. Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и Антипатра из Траса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также представители средней стои - Панэтий из Родоса и Посидоний, которые сравнительно продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в том, что они способствовали  широкому  распространению  стоицизма в средних и высших классах римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.  Панэтий в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался старого стоицизма.  Так, у него встречается понятие логоса, аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался сходных онтологических воззрений. В области этики он несколько приблизил к практической жизни идеал стоического мудреца.

   На дальнейшее развитие римского  стоицизма большое влияние оказал  Посидоний. В области онтологии  он развивает основную философскую  проблематику учении Аристотеля, а также вопросы, граничащие  с естественнонаучной  проблематикой  и  космологией. Исходные философские и этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учения Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В этом проявляется определенный эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.)

   Наиболее видным представителем  римского стоицизма (новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк  Аврелий. Сенека (oк. 4 г. до н.  э. - 65 г. н. э.) происходил из  сословия  “всадников”,  получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти Нерона он посвящает ему трактат “О милосердии”, в котором призывает Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

   По мере роста престижа и  богатства Сенека входит в  конфликт со своим окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он покидает город и живет в своем близлежащем имении.  Обвиненный в подготовке заговора, он был вынужден покончить самоубийством .

  Наследие  Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся работам относятся “Письма Луцилию”, “Рассуждение о провидении”, “О стойкости философа”, “О гневе”, “О счастливой жизни”, “О свободном времени”, “О добродетели” и т. д. За исключением “Вопросов  природы”  (“Quastiones  naturales”),  все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая стоя полагала физику душой, то философия новой стои считает ее полностью подчиненной областью. В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях своего творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой стои. Это проявляется,  например,  в  материалистически  ориентированном дуализме материи и формы. Разум считается активным принципом, который сообщает материи форму. При этом однозначно признается первичность материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха.  В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако, принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как “оков” души. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом). Сенека характеризует ее как “высшее благо и наивысшую мудрость”, которая реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве. В отличие от старой стои Сенека (так же как и весь римский стоицизм) почти не занимается логической проблематикой. Центром и средоточием его системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены его трактаты “О краткости жизни” и “О счастливой жизни”. В них проецируются как личный опыт Сенеки, так и общественные отношения тогдашнего Рима. Утрата гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в эпоху императорской власти приводят его к значительным сомнениям относительно будущего.  “На  три  периода  делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Из них тот, в котором живем, краток; тот, в котором будем жить, сомнителен, и лишь тот, который мы прожили, определенный. Только он устойчив, на него не влияет судьба, но и возвратить его также не может никто”.  Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: “Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать”. Однако он использовал свое общественное положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных людей Рима.  Когда его враги указывали на факт, что его собственная жизнь весьма резко отличается от идеалов, которые он провозглашает, он ответил им в трактате “О счастливой жизни”: “...все философы говорят не о том, как живут сами, но о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе и воюю против грехов, а это значит и против своих собственных: когда их одолею, буду жить как надо”. Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого  является  преодоление  страха  перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"