Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 146.46 Кб (Скачать документ)

   Центром и носителем познания, согласно стоической философии,  является душа. Она понимается  как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Хотя  стоики считают основой всякого  познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Они интенсивно занимались исследованием  законов мышления и внесли значительный вклад в развитие логики (почти половина произведений Хрисиппа посвящена вопросам логики) . Стоическая логика тесно связана с основным принципом стоической философии - логосом. “... Так как они (стоики) возвели в принцип абстрактное мышление, то они разработали формальную логику. Логика поэтому является у них логикой в том смысле, что она выражает деятельность рассудка как сознательного рассудка”.  Большое внимание они уделяли умозаключению, в частности проблемам импликации. Стоики выработали античную форму логики высказываний.

  Стоическая  этика выдвигает на вершину  человеческих усилий добродетель.  Добродетель, по их предоставлениям,- единственное благо. В понимании стоиков, “добродетель может быть простой завершенностью чего бы то ни было (например, “добрая статуя”); может быть неумственной, как здоровье, нэп умственной, как разумение”. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели:  разумность,  граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. К четырем основным  добродетелям  прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность,  умеренности - распущенность,  справедливости - неспра-ведливость  и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет. Все остальное стоики относят к категории безразличных вещей (адиафора). На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними “возвыситься”.  В этой позиции проявляется момент “смирения с судьбой”, который развит, в частности, в так называемом среднем и новом стоицизме. Человек должен подчиняться космическому порядку, он де должен желать того, что не находится в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье “состоит в том, что он не желает никакого счастья”. В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних слоев тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот факт, что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он может лишь “внутренне справиться”.

 Стоическая  мораль была полной противоположностью эпикурейской морали. Понятие добродетели представляет противоположность эпикурейского понятия наслаждения. Подчеркивание необходимости и подчинение ей противостоят и эпикурейскому пониманию свободы. Так же диаметрально отличается от эпикурейского и стоическое понимание общества. Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом (а не путем конвенции, как у эпикурейцев). Все люди, независимо от пола, социального положения или этнического происхождения, равны самым естественным образом. В этом в значительной мере проявляется и характерный для того времена космополитизм, связанный с расширением горизонтов античного мира. Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает “свое время”.  Это этика “сознательного отказа”, сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека.  Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

ВОПРОС 18.

Средневековая философия.

До сих  пор спорят как дотировать средневековую  философию. (4...5 - 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей  эры в восточных провинциях Римской  империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время  возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.)  захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8...12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14...15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом.

ВОПРОС 19.

Философия Августина.

Августин  родился в Северной Африке. Получил  очень хорошее образование. Проявился  интерес к философии. В 387г Августин приходит к христианству, позже был произведен в епископы. Работы Августина «О троице», «О граде божьем»... В первых работах («О граде божьем») он указывает, что Рим пал, т.к. он себя изжил, а не по вене христианства и чей либо другой. Августин резко переходил от одной позиции к другой. Среди церковных святых он был менее всех святым и более человеком. Из древних источников Августин более всего использует Платона. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории - знания, которые черпаются из души, а не из опыта. Сущность теории познания Августина  - априорность. Познавая собственную душу, человек познает бога. Источником всех знаний человека явл бог. Авг считал, что творцом всех идей явл бог, а не человек. Сознание человека создано богом. Авг считал, что скептики не правы, в том, что мир не познаваем, мир познаваем. Знания человека находятся в его душе. Такая позиция называется априорностью. Каким образом человек может познать бога? Человек может познать бога благадоря вере, а не разуму. Разумом познать бога нельзя, разум только дополняет веру. Авг считал, что все человеческое познание имеет 2 источника: 1) опыт - чувственное познание окружаещего мира. Но этот путь явно не совершенен, он ограничен явлением вещей. До сущности вещей опыт не доводит. 2) приобретение знаний от другиг людей и различных источников (книга - это знание и есть вера). Добро и зло. Нет сомнений, что в природе есть зло. Но зло не сотворено богом (мир, сотворенный богом не может быть злым) - это понятие называется теодицея. По авг зло - это отсутствие добра. Добра неттогда,. Когда возникает гордыня, вожделенность или уход от высших целей. Гордыня - это попытка жить без Бога. Вожделенность - когда человек свои страсти направляет на приходящие вещи (сбогачение, наслаждение и т.д.) Авг приходит к выводу, что зло не нарушает гармонии мира, а даже ему необходимо. Зло происходит от человека, а добро это продукт боже милости. Первородный грех. В этом вопросе Авг полемизирует с монахом Пелагием. Пелагий считал, что первородного греха не существует, человек рождается свободным от грехов и сам должен заботиться о своем счастье. Но как прийти к счастью (здесь возникает позиция этического рационализма)? Путь к счастью - это получение знаний, образование. Т.е. человек не сложное орудие в руках Бога. Авг выступил с критикой концепции Пелагия и развивает учение о предопределенности. Согласно этому учению Адам родился свободным и безгрешным (если бы он следовал воле бога он был бы бессмертным) Поскольку Адам и Ева не послушались Бога, они стали грешными. *Социально полит взгляды Авг. Авг считает, что неравенство в обществе людей вечно и закономерно. Т.е. существует земная иерархия, которая отражает «небесную» иерархию. Божий град - это люди, которые заслужили спасение. Земной град - это люди забывшие бога. Авг считает, что по мере развития человечества божий град может увеличиваться. Если человечество не придет к Богу и не победит зло, то наступит конец света - такая позиция называется эсхатологическая. *Проблема воли. Авг считает, воля это главное свойство человека. Бог - это персона, обладающая волей. Сле-щими св-ми человека явл вера, любовь , милосердие. Эти качества Авг считал важнее разума, поскольку от разума происходит зло. Тело человека не явл злом, но оно может быть ист зла, благодаря своим желаниям.

ВОПРОС 20.

Философия Фомы Аквинского.

Фома  представитель средневековой схоластики. Его учителем был философ Альберт  Великий. Начал свою академическую деятельность в Париже, где был известен преподавателем теологии. Фома Положил начало всех христианской философии. Его труды: 1) Комментарии к работам Аристотеля 2) Теологические трактаты («Суммы теологии») 3) Работы с полемикой по разным вопросам теологии 4) Малые трактаты по христианской догматике 5) Работы, отстаивающие христ веру («Сумма против язычников») 6) Трактаты из области права, философии, государства 7) Трактаты о сущности ордена и орденских правилах. 8) Трактаты объясняющие священ писание. Главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома как и Аристотель считает высшей способностью человека волю - практически разум, направленный на действие, а не на познание - говорил Фома. Интеллект возвышается над волей. Познание - это восприятие божественных идей, а не результат чувственного восприятия. В проблемах этики Фома считает, что для нравственного поведения необходима свобода воли. Фома рассматривает поведение добродетеля (греческие): 1) Мудрость 2) Отвага 3) Умеренность 4) Справедливость. К греческим Фома добавляет христианские: 1) Вера 2) Надежда 3) Любовь. Человек счастлив в познании и созерцании Бога (так Фома понимает счастье). Целью человека явл познание, созерцание и любовь к богу. Фома считал, что бытие Бога можно доказать и разумом (что не типично для средневековой философии). Он приводит 5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется, движимо чемто другим, и этим первым двигателем явл Бог 2) В мире имеется ряд действующих причин, но невозможно чтобы явление было причиной самого себя, т.е. явление имеет свою причину, которая находится вне явления. Поэтому необходимо признать 1ю действующую причину, которой явл Бог. 3) Вытекает из взаимодействия случайного и необходиомого. Случайное зависит от необходимого, которое происходит или от другого необходимого или от необходимого в самом себе. Необходимое - это то что не может быть. Первый необходимостью явл бог. 4) Существуют степени совершенства (качества).Если степени качеств существуют, значит есть высшая степень качества. Этой высшей степенью качества может обладать только бог. 5) Теологическое доказательство. Мир в своей основе имеет цель. Во всем, что существует имеется смысл и полезность, все, даже случайное направляется к некой цели. Если все существующее направляется к какойто цели, значит ктото эти руководит - это и есть бог. Бога познать можно, поскольку мы познаем природу, которая максимально приближается к богу. В вопросе об общих понятиях Фома занимает следующую позицию: Универсалии(общие понятия) существуют в единичных вещах, как их сущная форма, универсалии образуются в человеческом разуме, как абстрагирование от единичного; универсалии существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений. Высшая цель человека - это достижение блаженства в единстве с богом. К этому человека ведет церковь, а не государство. Фома в 1323 провозглашен святым. Центром томизма становится университет в Париже (сейчас центр в Риме) В 19..20 в на основе учений Фомы развивается неотомизм.

ВОПРОС 21.

Номинализм  и реализм о  природе общих понятий.

Реализм - это учение, согласно которому реальностью  обладает только общие понятия, идеи (универсалии). Реализм имеет много  общего с учением Платона. Согласно реализма общие идеи (универсалии) существуют в божественном разуме. Благодаря  этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, а сущность вещей и есть общие понятия - универсалии. Номинализм - согласно этому учению общие понятия это только имена, названия вещей, они не могут существовать вне вещей. Общие понятия могут существовать только в вещах и в нашем разуме, благодаря способности абстрагироваться (поэтому их называют

абстракциями). Согласно номинализму общие понятия  существуют после вещей как результат  абстрагирования. Абстрагирование - это  отвлечение от одних св-в и выделение других более существенных. Номиналисты считали общие понятия лишь обозначениями, знаками, а реально существующими является только вещи. Росцелин (11..12в) считал что понятия не существует даже в голове человека.

ВОПРОС 22.

Антропоцентризм. (человек - центр). Фил. эпохи возрождения.

Точка зрения, согласно которой человек  есть центр мировоздания. Антропоцентризм  связан с религиозными представлением о божественной сущности человека. Средневековая схоластика и богословие основывали антропоцентризм на библейско-пталомеевской системе строения мира. Согласно которой земля - центр вселенной и мир создан богом для человека.

ВОПРОС 23.

Философские взгляды Френсиса Бекона.

Бекон(1561...1626) родоначальник англибекого материализма. Бекон написал «Новый органон», это большая работа. Бекон задумал написать произведение «Великое восстановление наук», вторая часть и была «Новым органоном» и третей частью этого произведения была работа по естествознанию. Он говорил: «мы столько можем, сколько мы знаем», «кто владеет знанием, тот могущественный». Бекон различает 2 вида идей плодоносные и светоносные. Плодоносные - приносят непосредственно пользу и не раскрывает широких горизонтов в знаниях. Светоносные - приносят истинные знания. Они дают возможность открывать пути для дальнейшего познания. *Учение в признаках познания. В человеческом познании действуют причины, которые приводят к заблуждениям познания. Эти причины Бек называет призраками познания. 1) Призраки рода - свойственны всем людям. Несовершенство органов чувств влияет на наше познание. Человек предпочитает то, что возбуждает его чувства. Каждый человек верит в свою непогрешимость т.е. в то, что он не заблуждается. Человек истолковывает новые идеи в духе старых (использует старые знания для объяснения новых). Человек стремится побыстрее все объяснить и это приводит к поверхностным аналогиям. 2) Призраки пещеры - сознание человека можно уподобить неровной стене пещеры на которой возникают тусклые отблески происходящих в ней событий. Это заблуждения, которые свойственны индивидумам. Призраки пещеры очень разнообразны т.е. они приводят к различным познаниям. 3) Призраки рынка - возникают из особенностей социальной жизни человека. Они стоят в приверженности к общераспространенным взглядам, предрассудкам, заблуждениям. Часто они возникают из-за словесной путаницы. Бек одним из первых поднял философию языка. 4) Призраки театра - искажающе влияют на разум человека ложными теориями и учениями. Признанные авторитеты подобно актерам в театре завладели душами люде. (Пифагор, Аристотель и т.д.) *Выбор 1 из 3 путей. Существует три вида познания: паука, муравья и пчелы. Путь паука - попытка вывести истину из чистого сознания(разума). 1) Этот путь поспешное, необоснованное оспорение от фактов к более общим аксиомам, и затем выведение из аксиом знаний. На этом пути обычно прнебрегают фактами (Напр: схоластика). Критика пути паука у Бек это критика спекулятивного метода мышления. Бек выступает против дедукции и рационализма. 2) Путь муравья - это узкий эмпиризм, который также односторонен. Эмпирики настойчиво собирают факты, но они не умеют их обощать. Подлинная теория в этом случае также не создается. 3) Путь Пчелы - объединяет путь паука и муравьев и свободен от их недостатков. Подъем от опыта (эмпирии) к теории должен совершаться непрерывно и постепенно. Необходима медленная последовательность. Необходимо единство чувственного познания и теории (сочетание опыта и рассудка) Бек разработал индукцию, как метод познания, сначала нужно разбить сложные явления на элементарные, а затем обнаружить сущность этих явлений. Есть полная и неполная индукция. 1) полная  - анализируется все предметы класса и делается вывод о целом классе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"