Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 146.46 Кб (Скачать документ)

ВОПРОС  44.

  Рационализм и  сенсуализм.

Рационализм (лат. rationalis - разумный). 1) Учение в теории познания , согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. Противоположен эмпиризму. Р. Возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.  - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.  - в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой. Р. имеет многосторонние проявления  в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает  интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму (Спиноза); в этике- рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле р. противостоит иррационализму. 2) В богословии Р. - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и доводами разума. _Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то  последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая ”вещь в себе”, то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант и др.) Поэтому сам по себе  С. не является еще выражением материалистической линии в философии, и его представители часто беспомощны в борьбе и идеализмом. Ощущения могут стать необходимой стороной познания только при условии их ограниченного единства с др. сторонами процесса познания - практикой и абстрактным мышлением.

ВОПРОС  33.

Сковорода Григорий Саввич (1722-94) - украинский просветитель-демократ, философ, поэт. Сын малоземельного казака. Образование получил в Киево - Могилянской духовной академии (1738-41; 1744-50). Отказавшись от духовной карьеры избрал путь странствующего проповедника- философа. На мировоззрение С. оказали воздействие идеи платонизма, стоицизма, патристики, философов нового времени (Лейбница и др.), Феофана Прокоповича и Ломоносова. Врешении осн. Вопроса философии С. допускал колебания между мтериализмом и идеализмом, но во многих проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве  в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя (“Дружеский разговор о душевном мире”,1775). Дуалистические колебания С. привели его к созданию теории “трех миров”, объемлющих собой все существующее: “макросом” (природа), “микросом” (человек), “мир символов” (Библия), причем  каждый из них состоит из двух натур - “внешней” (материальной) и внутренней (духовной). С. старался снять протеворечия между духовным и материальным началами путем объединения понятий “бог” и “природа”, считая их тождественными, что типично для пантеизима. С. признавал беспредельность человеческого познания, но связывал исследование природы  снеобходимостью внутреннего самоанализа и признанием “мира символов.  С. резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя враждебное церкви гелиоцентрическое учение Коперника (“Потоп змиин”, 1791, и др.), высмеивал порочность и тунеядство священников. Этические проповеди самого С. были  облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии “любви и добродетели”. Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся, но его решение  социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового обществ С. считал моральное начало. Истина по С., полноценна только тогда, когда она способствует добродетели, моральному совершенствованию; познание должно способствовать благоденствию человка. Человеческое счастье, находящееся в центре внимания С., рассматривается им в связи со “сродным ирудом”, т.е. трудом, соответствующим природным наклонностям человека. Второй принцип, лежащий в основе этического учения С. - “равное неравенство”.  С. утверждает, что существует соответствие между истинными потребностями и способами их удовлетворения, стремление же людей к “неприродному” связано с нарушением указанного соответствия и становится источником несчастий.

ВОПРОС 16.

Стоики - представители философского учения , возникшего в кронце 4 в. до н.э. на базе эллинистической культуры, в сязи с распространением космополитичесих и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Гл. представители стоической школы 4-3 вв. до н.э. - Зенон и Хрисип. Место и роль наук, разрабатывавшихся С., определялись ими следующим сравнением: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика - ее плоды. Гл. задача философии - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье - в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равновесии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося - влечет насильно.  С. в понимании природы были материалистами. Вмире имеются лишь тела различной плотности. Надо отличать истину и истинное, воистины существуют только тела. Истинное же бестельно и не существует. Истинное - это только высказывание. В стоицизме материализм сочетается с номинализмом. Чувства воспринемают действительность, как нечто единичное. Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует.  С. признавали четыре категории: 1) субстрат (сущее), 2) качество, 3) состояние (например, “находиться”), 4) относительное состояние (“находиться направо от чего либо”).  С. в отличие от логики предикатов (Аристотель), создали логику высказываний как учение  об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропорциональную теорию вывода.  С.  установили виды той связи суждений, которую совр. логика называет конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией. Наиболее выдающиеся  С. последующих эпох: ученики Хрисипа - Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона и Панэтий с Родоса. Впервые вв. н.э. стал развиваться стоизм на римской почве, причем в основном  разрабатывались моральные и религиозные идеи стоического учения.

ВОПРОС 17.

Эпикур (341-270 до н.э.) -  греческий философ - материалист и аттеит эпохи эллинизма. Э. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа- Демокрита, Э. вносит в него ориегинальные изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом  пространстве с одинаковой скоростью, он  вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) “отклонения”  атома от прямой линии. Это - основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с  механическим детерминизмом  Демокрита. В теории познания Э. - сенусуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Возникновение ощущений  Э. объясняет наивно-материалистически:  от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, истечений, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике Э.  обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страдания и достижения  спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека  является деятельность, а порой, атараксия. Материалистическое учение Э. искажалось в идеалистической философии (напр. Гегелем).

ВОПРОС 34.

Экзистенциализм. (философия существования)- иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в 20 веке как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшиеся большим влиянием в 40-60 гг. Идейные истоки Э. - философия жизни, феноменология Гусселя, религиозно - мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический(Сартр, Камю, Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э.. В Э. нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно - оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного общества, который не выдержал испытания бурными событиями века. Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э.  - это реакция на рационализ эпохи Просвещения и немецкой классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 - в начале 20в. По мнению экзистенциалистов, основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т.ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования в силу чего такой подход ”безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность вне личной, “объективной” научной мысли. Э., таким образом противопоставляет философию и науку. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека (Бердяев).

ВОПРОС 45.

Понятие истины.

Для того, чтобы  знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться  в окружающей действительности и  преобразовываться в соответствии с намеченными ценностями, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной  реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, истина есть, по существу, вопрос о том в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знания объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается  и проверяется соответствие  знаний и объективной реальности. В структуре знания мы можем определить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способе переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека ни от человечества - объективная истина. Существует два способа. К первому относятся  логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал,  что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, ибо эти знания, которые Платон называл мнениями, не могут быть  получены, а тем более проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдается чувственное созерцание, наблюдение  Этого взгляда придерживалось  большинство домарксистских  материалистов. В домарксистской философии процесс познания рассматривался по схеме: объект (внешний мир) - субъект (человек). Однако  информация, поступающая в мозг человека отражает не просто природные  и социальные объекты и процессы сами по себе  она фиксирует их в процессе  взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющимся предметно - орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь знания выработанные  человеком применяются для ориентации в объективном мире для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности объект предметно-практической деятельности - субъект. Указав, что  субъективна истина не представляет собой нечто застывшее и омертвевшее,  окостеневшее но выступает, как объективное содержание наших знаний соответствие которого объективному миру  проверяется и устанавливается на базе  практической деятельности. 1)Объективный мир, отражаемый в сознании, постоянно изменяется и развивается; 2) Практика на основе которой  осуществляется познание, и все  задействованные  в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) Значения вырастающие на основе практики и проверяемые ею постоянно изменяются и  развиваются, и, следовательно в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.  Из этого следует, что центральная задача теории познания есть изучение того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него. 

ВОПРОС 30.

Осн. идеи марксизма и  их значение.

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не  религиозно-мистические  или  идеалистические, а выводы современного естествознания; 2)  М.  открыто  признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3)  как  следствие cтавится принципиально новая задача - не  ограничиваться  объяснением  мира,  а выбрать методологию его  преобразования,  в  первую  очередь  -  преобразования общества  на  основе  сознательной  рев.  деятельности;  4)  отсюда  центр   Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве  мира на  область  практики;  5)  это   приводит   к   тому,   что   мат-зм   впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец  сами  познание  и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться  не  как  продукт развития природы, но как результат  сложной  исторической  общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между  производственными  силами  и  производственными  отношениями - движущая сила  в  переходе  от  одной  к  другой  общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую  ступень его развития). Повязан с эк.

История рассматривается объективно, вне  личности. Для этого: общественное бытие  и сознание. ОБ - материальное отношение  людей  к  окр.  миру,  прежде  всего  к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те  отношения,  в к-рые вступают  люди между собой в процессе пр-ва. ОС - /*  полосатый мух */  осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр.  действительности.  Б определяет  С,  обратное вообще говоря неверно.

ВОПРОС 36.

Философия психоанализа - Фрейд. Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных  изысканий  послужила  теория  психосексуального  развития общества и индивида.  В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень  сложный и  противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в области  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами естественнонаучного материализма ХХ века,  но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону  идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого  поведения  "психической  энергии",   присущей инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.  В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я",  а  затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в  "Я",  но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого рода конфликт между "оно",  "Я" и "сверх Я". В чем же заключается основной конфликт этих  трех субстанций?  Рассмотрим  каждую  из них в отдельности. Если считать,  что человек - такое же детище при-

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"