Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
За последние годы во многих случаях вместо ТЭО стал разрабатываться бизнес-план.
Проектирование может вестись как в одну, так и в две стадии. При сложном и дорогостоящем объекте проектирование осуществляется в две стадии: сначала разрабатывается технический проект, а затем уже рабочие чертежи. Если объект небольшой и несложный, то проектирование ведется в одну стадию: разработка технического проекта и разработка рабочих чертежей совмещаются. Проектирование сложных объектов, как правило, осуществляют специализированные проектные организации (институты), которые по своей специфике могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Технический проект промышленного предприятия состоит из следующих частей:
Технический проект со сводным сметно-финансовым расчетом после его утверждения в установленном порядке служит основанием для финансирования строительства, заказа основного оборудования и разработки рабочих чертежей.
ГЛАВА 11 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
11.1. Сущность, миссия, цели и эффективность управления предприятием
Эффективность функционирования любой коммерческой организации зависит в основном от состояния ее менеджмента. Чаще всего плохое финансовое положение или банкротство предприятия связано именно с этой причиной, т.е. с ненаучными методами управления. Банкротство предприятия может быть и преднамеренным (незаконным), что связано с переделом собственности и наличием в стране криминальной (теневой) экономики. Решение данной проблемы архиважно для России, но в данном случае мы абстрагируемся от этого.
Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания.
В 1940-х гг. сформировалось специальная наука – кибернетика, изучающая общие принципы управления. Часть этой науки, исследующая процессы управления в экономике, называется экономической кибернетикой. Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики». Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов.
Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое передается объекту управления.
Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом. О том, что объект отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает из информации по каналу обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия.
В экономике в качестве субъектов управления чаще всего выступают хозяйственные руководители, органы управления, специалисты и др.
Объекты управления – это главным образом факторы производства (основной и оборотный капитал, природные ресурсы, рабочая сила, научно-технический и информационный потенциал).
Управляющие воздействия представлены законами, планами, программами, постановлениями, указаниями, приказами, материальными и моральными стимулами.
Обратные связи – это
В учебной экономической
Так, видный французский ученый Анри Файоль говорил так: «Управлять – значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы».
Можно сказать и так: «Управлять – значит решать любую задачу или проблему "чужими" руками». Может быть, это не совсем корректное определение, но в нем заложена очень важная мысль. Руководитель должен, прежде всего, уметь организовать процесс управления, в этом случае ему незачем самому решать какие-то задачи – за него все сделает его команда.
Управление есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью предать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.
Управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения. Управление следует рассматривать как процесс, так как оно представляет собой не единовременное действие, а непрерывные взаимосвязанные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Таким образом, управление – это процесс, направленный на достижение определенной цели.
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются миссия, цель управления и методы ее достижения, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Миссия предприятия является сравнительно новым для нас понятием, и поэтому в отечественной литературе данный вопрос недостаточно проработан в теоретическом и практическом плане. Поэтому в учебной литературе можно встретить различные трактовки этого понятия.
Некоторые зарубежные ученые (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) в книге «Основы менеджмента» понятие «миссия организации» трактуют следующим образом: «Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии».
Следовательно, если исходить из определения, что миссия организации – это ее основная цель, то все другие цели как бы являются второстепенными, и их реализация должна быть направлена на достижение основной цели (миссии организации).
В миссии, по мнению вышеупомянутых авторов, должно быть отражено: вид предпринимательской деятельности (вид выпускаемой продукции и оказываемых услуг), на удовлетворение потребностей какой категории потребителей направлена деятельность предприятия, а также культура производства.
Одной из приоритетных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Центральным моментом миссии считается ответ на вопрос какова главная цель организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем ни только в настоящее время, но и перспективе.
Приведем формирование миссии некоторых компаний США.
Формирование миссии компании «Сан Бэнис». Миссий компании «Сан Бэнис» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.
Выдающийся предприниматель и новатор Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.
Если бы отечественные автомобильные фирмы, выпускающие легковые автомобили, определили свою миссию как выпуск легковых машин, в наибольшей степени удовлетворяющих потребителей по качеству и цене, то, возможно, сейчас мы бы не имели то, что имеем.
Таким образом, миссия предприятия должна отражать основные направления деятельности с учетом интересов своих потребителей, общества и государства в целом и собственных интересов. Отсюда вытекает, что если предприятие будет действовать только в личных интересах, игнорируя интересы, прежде всего, потребителей и всего общества, то у этого предприятия нет хорошей перспективы.
Поэтому миссия организации должна указываться в ее учредительных документах. Цели и задачи управления организацией. Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.
Можно сказать и так, что цель – это такое состояние объекта управления, к достижению которого стремится предприятие. Выбор цели считается одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия развития предприятия, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.
Цель управления служит исходным этапом процесса управления. Классификация целей:
Стратегически цели формируются при определении долговременной политики развития предприятия, а тактические – при решении оперативных задач управления. Под задачами управления понимается круг вопросов, которые необходимо решить для достижения конкретной цели.
Цели, стоящие перед предприятием, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует.
Требования к целям:
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей.
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели (миссии).
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др., формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
Недостаток дерева целей – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Использование на практике метода дерева целей позволяет лучше представить круг решаемых целей и задач, более оперативно и с меньшими затратами управлять предприятием.
Информация играет исключительно важную роль в процессе управления только в том случае, если она отвечает следующим требованиям:
Если информация не соответствует предъявляемым требованиям, то на основе этой информации невозможно выработать научно обоснованное управленческое решение.
Управление, которое трактуется кибернетикой как воздействие на систему, ведущее к достижению поставленной цели, – это процесс информационный, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управляющей и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в современных организациях крайне важным условием успешного управления стало информационное обеспечение.
Известно изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Информационное обеспечение мен
Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной микропроцессорной техники, интегрированных сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному подъему индустрии переработки информации и появлению новой науки – информатики. Информатика – это научно-практическое направление исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Информатика охватывает как теоретический аспект проблемы – методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной – технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как науки является информационная технология.
Информационная технология – это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией.