Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

За последние годы во многих случаях  вместо ТЭО стал разрабатываться бизнес-план.

Проектирование может вестись  как в одну, так и в две  стадии. При сложном и дорогостоящем  объекте проектирование осуществляется в две стадии: сначала разрабатывается  технический проект, а затем уже  рабочие чертежи. Если объект небольшой и несложный, то проектирование ведется в одну стадию: разработка технического проекта и разработка рабочих чертежей совмещаются. Проектирование сложных объектов, как правило, осуществляют специализированные проектные организации (институты), которые по своей специфике могут быть отраслевыми и межотраслевыми.

Технический проект промышленного  предприятия состоит из следующих  частей:

  • экономическая часть;
  • генеральный план и транспорт;
  • техническая часть;
  • строительная часть;
  • организация строительства;
  • сметная документация.

Технический проект со сводным сметно-финансовым расчетом после его утверждения  в установленном порядке служит основанием для финансирования строительства, заказа основного оборудования и  разработки рабочих чертежей.

ГЛАВА 11 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

11.1. Сущность, миссия, цели и эффективность управления предприятием

Эффективность функционирования любой  коммерческой организации зависит  в основном от состояния ее менеджмента. Чаще всего плохое финансовое положение или банкротство предприятия связано именно с этой причиной, т.е. с ненаучными методами управления. Банкротство предприятия может быть и преднамеренным (незаконным), что связано с переделом собственности и наличием в стране криминальной (теневой) экономики. Решение данной проблемы архиважно для России, но в данном случае мы абстрагируемся от этого.

Теорию управления (менеджмента) принято  рассматривать как комплексную  науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические  и прикладные знания.

В 1940-х гг. сформировалось специальная  наука – кибернетика, изучающая  общие принципы управления. Часть  этой науки, исследующая процессы управления в экономике, называется экономической  кибернетикой. Значительный вклад в  развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики». Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов.

Субъект управления вырабатывает управляющее  воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое передается объекту управления.

Объект управления, воспринимая  управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом. О том, что объект отреагировал на управляющее  воздействие, субъект управления узнает из информации по каналу обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия.

В экономике в качестве субъектов  управления чаще всего выступают  хозяйственные руководители, органы управления, специалисты и др.

Объекты управления – это главным образом факторы производства (основной и оборотный капитал, природные ресурсы, рабочая сила, научно-технический и информационный потенциал).

Управляющие воздействия представлены законами, планами, программами, постановлениями, указаниями, приказами, материальными и моральными стимулами.

Обратные связи – это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления (статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская  документация, показатели эффективности  использования факторов производства и др.).

В учебной экономической литературе существует множество трактовок  сущности управления предприятием. Приведем некоторые из них.

Так, видный французский ученый Анри Файоль говорил так: «Управлять –  значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы».

Можно сказать и так: «Управлять – значит решать любую задачу или  проблему "чужими" руками». Может  быть, это не совсем корректное определение, но в нем заложена очень важная мысль. Руководитель должен, прежде всего, уметь организовать процесс управления, в этом случае ему незачем самому решать какие-то задачи – за него все сделает его команда.

Управление есть сознательное воздействие  человека на объекты и процессы и  на участвующих в них людей, осуществляемое с целью предать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.

Управление можно представить  как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения. Управление следует рассматривать как процесс, так как оно представляет собой не единовременное действие, а непрерывные взаимосвязанные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Таким образом, управление – это процесс, направленный на достижение определенной цели.

Элементами управления как всеобщего  вида человеческой деятельности являются миссия, цель управления и методы ее достижения, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

Миссия предприятия является сравнительно новым для нас понятием, и поэтому  в отечественной литературе данный вопрос недостаточно проработан в теоретическом и практическом плане. Поэтому в учебной литературе можно встретить различные трактовки этого понятия.

Некоторые зарубежные ученые (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) в книге «Основы  менеджмента» понятие «миссия организации» трактуют следующим образом: «Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии».

Следовательно, если исходить из определения, что миссия организации – это  ее основная цель, то все другие цели как бы являются второстепенными, и их реализация должна быть направлена на достижение основной цели (миссии организации).

В миссии, по мнению вышеупомянутых авторов, должно быть отражено: вид предпринимательской  деятельности (вид выпускаемой продукции и оказываемых услуг), на удовлетворение потребностей какой категории потребителей направлена деятельность предприятия, а также культура производства.

Одной из приоритетных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию  и смысл его существования. Центральным  моментом миссии считается ответ  на вопрос какова главная цель организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем ни только в настоящее время, но и перспективе.

Приведем формирование миссии некоторых  компаний США.

Формирование миссии компании «Сан Бэнис». Миссий компании «Сан Бэнис» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.

Выдающийся предприниматель и  новатор Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.

Если бы отечественные автомобильные  фирмы, выпускающие легковые автомобили, определили свою миссию как выпуск легковых машин, в наибольшей степени удовлетворяющих потребителей по качеству и цене, то, возможно, сейчас мы бы не имели то, что имеем.

Таким образом, миссия предприятия  должна отражать основные направления  деятельности с учетом интересов  своих потребителей, общества и государства в целом и собственных интересов. Отсюда вытекает, что если предприятие будет действовать только в личных интересах, игнорируя интересы, прежде всего, потребителей и всего общества, то у этого предприятия нет хорошей перспективы.

Поэтому миссия организации должна указываться в ее учредительных  документах. Цели и задачи управления организацией. Невозможно представить  управление без целевой деятельности управляющих субъектов.

Цель управления – это относящееся  к будущему желаемое состояние объекта управления. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.

Можно сказать и так, что цель – это такое состояние объекта  управления, к достижению которого стремится предприятие. Выбор цели считается одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия развития предприятия, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.

Цель управления служит исходным этапом процесса управления. Классификация  целей:

  • уровень – народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.;
  • срок деятельности – перспективные и текущие;
  • охват проблемы и масштаб – стратегические и тактические.

Стратегически цели формируются при  определении долговременной политики развития предприятия, а тактические  – при решении оперативных  задач управления. Под задачами управления понимается круг вопросов, которые необходимо решить для достижения конкретной цели.

Цели, стоящие перед предприятием, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации  и реальными условиями, в которых  она функционирует.

Требования к целям:

  • согласование и совместимость целей;
  • реалистичность (достижимость);
  • понятность для исполнителя;
  • гибкость (обратная связь).

Управление в рыночной экономике  характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации  в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.

Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные  структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей.

Главная цель разбивается на несколько  целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели (миссии).

Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего  капитальные вложения, и др., формируются  специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.

Недостаток дерева целей – статичность  иерархии целей, хотя на достаточно большом  отрезке динамики процессов, применением  ЭВМ и др.

Использование на практике метода дерева целей позволяет лучше представить круг решаемых целей и задач, более оперативно и с меньшими затратами управлять предприятием.

Информация играет исключительно  важную роль в процессе управления только в том случае, если она  отвечает следующим требованиям:

  • объективность;
  • своевременность представления;
  • достаточная полнота;
  • информация должна подаваться в удобной форме для ее обработки и использования.

Если информация не соответствует  предъявляемым требованиям, то на основе этой информации невозможно выработать научно обоснованное управленческое решение.

Управление, которое трактуется кибернетикой как воздействие на систему, ведущее  к достижению поставленной цели, –  это процесс информационный, поскольку  взаимосвязь двух основных подсистем  любой системы управления (управляющей  и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в современных организациях крайне важным условием успешного управления стало информационное обеспечение.

Известно изречение: «Кто владеет  информацией, тот владеет миром».

Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Сегодня к известным видам ресурсов любой организации – материальным, трудовым, энергетическим, финансовым – прибавился новый, ранее не учитываемый, – информационный.

Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной  микропроцессорной техники, интегрированных  сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному  подъему индустрии переработки информации и появлению новой науки – информатики. Информатика – это научно-практическое направление исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Информатика охватывает как теоретический аспект проблемы – методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной – технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как науки является информационная технология.

Информационная технология – это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией.

Информация о работе Предпринимательский потенциал