Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

При управлении предприятием используется самая разнообразная информация: экономическая, техническая, юридическая, информация социального характера  и др. Всю информацию можно объединить в два потока – это внутренняя и внешняя. Внутренняя информация характеризует состояние предприятия, а внешняя – окружающую среду.

Сущность эффективности управления. Различают два понятия: эффект и  эффективность управления, которые  тесно взаимосвязаны между собой. Эффект – это достигнутый результат от управленческой деятельности в абсолютном выражении. Эффективность управления – это отношение результата (эффекта) от управленческой деятельности к затратам на управление.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности деятельности организации. Это связано с тем, что процесс управления затрагивает все факторы производства, а, следовательно, это отражается на эффективности деятельности всего предприятия.

На наш взгляд, для определения  эффективности управления возможны следующие методические подходы.

Первый. Показатели эффективности  деятельности предприятия характеризуют  и эффективность его управления. По динамике этих показателей можно  судить и об эффективности управления. Если они имеют устойчивую тенденцию  повышения (улучшения), то это свидетельствует о хорошем менеджменте на предприятии, и наоборот. Об эффективности управления свидетельствует конкурентоспособность продукции и предприятия, а также имидж предприятия.

Второй. Эффективность управления можно определить из выражения:

Эу=Р/Зу,

где Эу – эффективность управления предприятием; Р – результаты работы предприятия за определенный период; Зу – затраты на управление.

В качестве результата работы предприятия  за определенный период может выступать  объем реализованной продукции в натуральном или стоимостном выражении, а также балансовая или чистая прибыль.

В первом случае показатель эффективности  характеризует объем реализации продукции на один рубль управленческих затрат, а во втором – рентабельность управленческой деятельности.

Затраты на управление можно определить из следующего выражения:

Зу = ЗПу + ЕСНу + Ау + Зму + Зпр,

где ЗПу – заработная плата управленческого  персонала; ЕСНу – единый социальный налог на заработную плату управленческого  персонала; Ау – амортизационные начисления основных фондов, функционирующих в сфере управления (административные здания, транспортные средства, оргтехника и др.); Зму – израсходованные материальные затраты в сфере управления предприятия (электроэнергия, топливо, канцелярские расходы и другие материальные ценности); Зпр – прочие затраты, относимые на издержки производства (командировочные расходы, реклама, телефонные разговоры, представительские расходы и др.).

Об эффективности управления можно  судить и по производительности труда управленческого персонала в динамике:

ПТу = Vр / Nу,

где ПТу – производительность труда  управленческого персонала; Vр – объем реализации в стоимостном или натуральном выражении; Ny – численность персонала, занятого в сфере управления.

Для повышения объективности показателя ПТу в динамике объем реализации необходимо брать в сопоставимых ценах. Такой методический подход определения эффективности управления можно использовать только на каждом предприятии индивидуально или на родственных (сопоставимых) предприятиях.

11.2. Функции, принципы и методы управления предприятием

Функции, принципы и методы признаются важнейшими элементами системы управления. Если функция означает – что делать, то принципы – как делать.

Функция (дословно – действие) применительно  к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.

Анри Файоль выделил пять универсальных  функций:

  • предвидение;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координация;
  • контроль.

В книге «Основы менеджмента» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) приводятся следующие функции управления:

  • стратегическое планирование;
  • планирование реализации стратегии;
  • организация взаимодействия и полномочий;
  • построение организации;
  • мотивация;
  • контроль.

Нетрудно заметить, что эти функции по своей сущности почти не отличаются от функций А. Файоля. Все эти функции не претерпели существенных изменений и до настоящего времени, поэтому они являются классическими.

В современной отечественной экономической  литературе к общим функциям управления относят: планирование, организовывание, мотивацию, контроль и координацию. Взаимосвязь этих функций показана на рис. 11.1.

  

 

Рис. 11.1. Взаимосвязь функций управления

Кратко рассмотрим сущность этих функций.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с прогнозированием и планированием в организации  в целом и ее структурных подразделениях.

Функция планирования не случайно на первом месте, так как прежде чем управлять предприятием, необходимо знать миссию и цели организации. Планирование позволяет предвидеть состояние предприятия в будущем и знать, что следует сделать для достижения поставленных целей и какие препятствия могут оказаться на этом пути, и быть готовым для их преодоления.

Тот генерал, который тщательно  не планирует сценарий будущей битвы, эту битву проиграет.

Организовывание – вторая функция  управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы.

Организовать – это значит разделить  на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем  распределения ответственности  и полномочий, а также установить взаимосвязи между различными подразделениями организации.

Основная задача функции «организовывание»  – это создание действенной системы  управления с учетом наилучшего использования  имеющихся ресурсов и достижения поставленной миссии.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения ее миссии.

Теории мотивации базируются на изучении потребностей человека, которые  и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности.

Согласно теории А. Маслоу потребности человека можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в одежде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и будущем;
  • социальные потребности – необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержки;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  • потребность самовыражаться, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три –  вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны  для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Иными словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность –  потребность самовыражения роста  человека как личности – никогда  не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности  движут каждым из них, и принимать  решения по их реализации с целью  повышения эффективности работы сотрудников.

Контроль и координация. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления, практически важная и сложная функция управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.

Контроль – это непрерывный процесс по выявлению отклонений от заданных параметров или стандартов во всех сферах деятельности предприятия и направленный на выполнение его миссии.

Кроме того, основная цель контроля –  предупредительная, т.е. своевременно выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Контроль можно рассматривать  как важнейший атрибут совершенствования  системы управления на предприятии.

Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобщим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль – это функция управления, которую должен выполнять каждый сотрудник фирмы, начиная от руководителя организации до рядового исполнителя.

Различают предварительный контроль, текущий и заключительный.

Сущность предварительного контроля заключается в проверке состояния организации до начала выполнения запланированной цели или выпуска новой продукции. Предварительный контроль должен отвечать на вопрос: «Готово ли предприятие к выполнению определенной цели и что нужно еще сделать, чтобы не было сдвигов при реализации запланированной цели?!»

Текущий контроль осуществляется на стадии реализации поставленной цели. Его задача заключается в том, чтобы процесс реализации цели осуществлялся  в строго запланированное время, с наименьшими затратами и надлежащим качеством.

Заключительный контроль осуществляется после реализации запланированной  цели или какого-либо инвестиционного  проекта и он должен отвечать на вопрос: «Насколько полно и качественно  достигнута поставленная цель, и какие  допущены ошибки, дефекты и почему?»

Из этого следует, что заключительный контроль необходим для того, чтобы  не повторять допущенные ошибки впредь и для выявления слабых сторон системы управления с целью ее дальнейшего совершенствования, т.е. заключительный контроль работает на перспективу.

Контроль и координация как  функции управления тесно взаимосвязаны, и поэтому многие ученые и специалисты  эти функции объединяют в одну и называют ее «контроль».

В этом имеются определенные положительные  моменты.

Координация – это непрерывный процесс, направленный на поддержание всей системы управления в работоспособном состоянии путем своевременного устранения всех дефектов и ошибок, выявляемых в результате контроля. Необходимо отметить, что контроль и координация - это непрерывный и постоянно действующий процесс.

Принятие решений. Принятие решений  является составной и важнейшей  частью управленческой функции.

Искусство управления в первую очередь  заключатся в умении принятия правильного  решения и реализации его на практике. Руководитель любого ранга наделен правом принимать управленческие решения в рамках своих функциональных обязанностей. В учебной литературе управление трактуется как выбор альтернативы. Имеются и более развернутые трактовки этого понятия.

Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный в рамках должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 11.1.

Теорией и практикой выработана определенная последовательность действий по принятию и реализации управленческого решения, т. е. технология этого процесса.

Таблица 11.1 – Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

традиционные

нетипичные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые

Некорректируемые

Характер использованной информации

Детерминированные

Вероятностные

Метод разработки решения

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные

Информация о работе Предпринимательский потенциал