Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Эта технология складывается как бы из двух частей: этапы рационального решения проблем (рис. 11.2); реализация и оценка принятого решения (рис. 11.3).

Рис. 11.2. Этапы рационального решения  проблем 

 

Рис. 11.3. Реализация и оценка принятия решения

Процесс принятия решения начинается тогда, когда становится очевидной  необходимость какого-то руководящего действия и промедление с реализацией этого действия может отрицательно повлиять на результаты работы предприятия.

При этом руководитель должен убедиться  в том, что существует действительно  проблема, а не проявление симптома какого-либо негативного явления, который  с течением времени сам по себе исчезнет без всякого вмешательства.

Для повышения эффективности управленческих решений необходимо запомнить следующие  моменты:

  • определена ли истинная проблема;
  • на достижение чего направлено решение;
  • когда оно должно быть принято;
  • какие существуют сдерживающие факторы;
  • каков будет эффект, если не принимать никакого решения;
  • какая информация необходима;
  • стоит ли делегировать принятие решения?

Кроме этого, в учебной литературе приводится пять рекомендаций по принятию решений и их претворению в жизнь: анализировать, консультироваться, осуществлять, поддерживать общение, проверять.

Эти рекомендации особо не нуждаются  в раскрытии их сущности из-за своей  очевидности.

Важнейший момент в выработке научно обоснованного решения – совещание. Именно на совещании руководитель может не только выяснить сущность рассматриваемой проблемы, но и возможные пути ее решения.

Теорией и практикой выработаны определенные правила для проведения совещаний с целью повышения  их эффективности. Эти правила следующие:

  • совещания должны проводиться только в случаях их острой производственной необходимости, т. е. на совещании должна рассматриваться очень важная проблема, решение которой требует коллективного разума. Частые совещания на предприятии – это, как правило, негативный признак, свидетельствующий об их неэффективности и нерациональном использовании рабочего времени руководителями и специалистами предприятия;
  • время проведения и повестка дня совещания должны быть заранее известны участникам совещания, чтобы у них была возможность более тщательно подготовиться к совещанию;
  • должен быть четко прописан регламент проведения совещания: время для освещения доклада; время для выступающих в первый раз и во второй. Председатель совещания должен не только четко соблюдать регламент, но и чтобы выступающие говорили по существу рассматриваемой проблемы;
  • на совещания должны приглашаться только те лица, которые причастны к рассматриваемой проблеме и которые действительно способны к выработке правильного управленческого решения. Приглашение лиц по принципу «чем больше участников, тем лучше» в данном случае неприемлемо;
  • к проведению совещания руководитель должен тщательно готовиться. Это касается и сбора необходимой объективной информации о состоянии рассматриваемого вопроса, и проработки возможных управленческих решений;
  • на совещании должна быть создана доброжелательная обстановка, позволяющая каждому участнику при его желании объективно высказаться по существу рассматриваемой проблемы и возможных путях ее решения. Критика нежелательна, так как в этом случае руководитель совещания может не услышать от участников объективных причин, почему возникла рассматриваемая проблема и как ее надо решать.

Критериями эффективности проведения любого совещания могут быть: длительность проведения совещания; принятие научно обоснованного решения и возможность его реализации с наименьшими затратами и в кратчайшее время.

Первый критерий не нуждается в  особых комментариях, так как давно  известно, что участники совещания  могут эффективно работать не более 1,5 часа. Отсюда вывод – продолжительность совещания не должна быть более этого времени.

Принципы управления (что делать) – это обобщающие теоретические  положения, апробированные практикой, которыми следует руководствоваться  в управленческой деятельности для достижения поставленной цели с меньшими затратами.

Исследованиями в области принципов  управления занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые (Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Т. Гастев и др.).

Основные принципы Файоля приводятся в книге «Общее и промышленное управление (1916 г.)». В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (линия власти); порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; честь мундира. Трудно возразить против каждого из этих принципов, настолько они точны и верны.

Известный американский промышленник – новатор Генри Форд (начало XX в.), положивший начало научной организации производства, сформировал ее основные принципы. Приведем некоторые из них:

  • не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому;
  • прошлое полезно потому, что указывает нам путь и средства к дальнейшему развитию;
  • кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность;
  • поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа предприимчивости;
  • моя цель – простота;
  • если цены на товары выше, чем доходы потребителей, то цены следует приноровить к доходам;
  • понижение заработной платы в государственном масштабе есть дурная финансовая политика, ибо она снижает спрос на товары.

Большинство из перечисленных принципов  актуальны и сегодня, например, первые два принципа дополняют друг друга, а что касается выражения «Незачем быть почтительным к прошлому», то оно представляется спорным. А если прошлое было прекрасным во всех отношениях!? Почему мы не должны почтительно относиться к этому периоду жизни общества?!

Спорным признается и третий принцип: «Кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность». Риска действительно не следует бояться, но его необходимо учитывать и управлять им с целью его минимизации, в противном случае можно превратиться в банкрота.

В Японии всякими путями прививается чувство патриотизма к своей стране, обществу, фирме, в том числе и через принципы управления. В качестве примера приведем принципы японских фирм:

  • не забывай выгоду ради долга, но получая выгоду, помни о долге;
  • наилучшее качество работы – на службу обществу;
  • прежде чем создавать вещи, «Мацусита» создает кадры;
  • своим трудом улучшаем жизнь и создаем лучшее общество.

Некоторые из этих принципов трудно назвать таковыми, так как они, скорее всего, похожи на лозунги, но для  японцев, по-видимому, не важно, что это – принципы или лозунги, лишь бы они работали на благо всего общества и каждой фирмы.

В современных условиях для российских предприятий очень не хватает  подобных японских принципов – лозунгов, особенно второго и четвертого.

В бывшем СССР (при плановой экономике) рекомендовалось использовать при управлении следующие принципы: принципы демократического централизма; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип планового ведения хозяйства; принцип материальной заинтересованности; принцип ведущего звена; принцип экономии; принцип эффективности др.

Некоторые из них не утратили своей  значимости и сейчас, так как они  являются классическими и приемлемыми  для любой формы хозяйствования, в том числе и принцип планового  ведения хозяйства, но применительно к рыночной экономике. Особо следует остановиться на принципе «ведущего звена» (ленинский принцип). Суть его заключается в том, что на любом уровне управления при решении какой-либо проблемы всегда необходимо находить основную объективную причину ее появления, что позволит в свою очередь найти ведущее звено и для ее решения.

Основными принципами социалистического  хозяйствования были и такие: «Все –  во имя человека, для его блага»; «От каждого - по способности, каждому  – по труду».  

 

Эти принципы-лозунги по своей сути неплохие, но, к сожалению, они были только на бумаге, т. е. в реальной действительности реализованы не были. К другим принципам управления можно отнести: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении; принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.

На практике необходимо не только знать все эти принципы, но и  использовать на практике при управлении предприятием.

Методы управления экономикой

Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления.

В экономике принято различать  три метода управления работниками  и производственными коллективами: административные, экономические и  социально-психологические. Все они  тесно взаимосвязаны между собой и порой их трудно разграничить.

Административные (командные) методы основаны на принуждении, а управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд, инструкций и др. Наиболее приемлемы такие методы в армии, милиции, службах безопасности и др. Нельзя обойтись без административных методов и на предприятии, а эффективность их зависит от разумности и научной обоснованности приказов, распоряжений, директив. Наиболее целесообразны в том случае, когда достижение поставленной цели нельзя решить при помощи экономических и социально-психологических методов.

Экономические методы основаны на воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставления всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.).

Важный признак экономических  методов управления – переход  от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали». Это означает, что управляющее воздействие  на объект управления оказывает не только и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со стороны смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель.

Такие управляющие воздействия  фиксируются в виде взаимных обязательств, в договорах, соглашениях, контрактах. Экономические методы играют определяющую роль в управлении экономикой рыночного типа.

Социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей.

У каждого человека существует определенная система взглядов на труд, собственность. Деньги, экономические отношения, правила экономического поведения. Это можно назвать экономической психологией, или моралью. Социально-психологическое управление заключаете в том, чтобы воздействовать на психологию людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с желанием субъект управления. При таком подходе управляющая установка со стороны субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится самоустановкой исполнителя, его убеждением-

Социально-психологические методы по своей значимости и действенности  не уступают экономическим, а в определенных условиях и ситуациях могут быть даже более эффективными.

Процесс управления предприятия условно  можно расчленить на три части: управление техникой; управление экономикой; управление трудовым коллективом. Считается, что самым сложным делом является управление людьми. Каждый человек неповторим и имеет как положительные черты, так и отрицательные. Задача руководителя заключаемся в том, чтобы познать каждого своего подчиненного в психологическом плане, а затем незаметно воздействовать на него в таком направлении, чтобы положительные черты у него развивались, а отрицательные сходили на нет. Все это, естественно, должно делаться не только с целью становления и развития отдельной личности и всего коллектива, но и для пользы фирмы.

К сожалению, некоторые руководители этого не понимают, а, наоборот, заостряют  внимание на «дефектных» сторонах своего сотрудника. Еще М. Горький отмечал, что если человеку довольно часто и настойчиво говорить, что он «свинья», то он действительно «захрюкает».

Основная задача социально-психологических  методов заключается в создании здорового психологического климата  в коллективе, что в свою очередь  является основой для эффективной работы предприятия.

Социально-психологические методы управления можно назвать и воспитательными, так как они призваны воспитывать  каждого сотрудника в духе преданности  фирме, активизации творческой деятельности во благо фирмы и в целом общества.

Наибольших успехов в применении социально-психологических методов  достигла Япония. В этой стране любовь и уважение к труду, преданность  своей фирме, патриотизм впитаны  с молоком матери. Японцы сами добровольно  отказываются от отпуска, если дела на фирме идут плохо. В Японии практически не нужны производственные контролеры – японец не унизится до того, чтобы проталкивать брак.

Успехи Японии в научно-технической  сфере, экономике и других областях в значительной мере обусловлены  разумным использованием социально-психологических методов в управлении на всех уровнях. К сожалению, в России роль и значение применения этих методов недооценивается, что является существенным резервом для роста национальной экономики.

11.3. Организационная структура управления предприятием

Все функции, принципы и методы управления на практике могут быть эффективно реализованы только в рамках определенной организационной структуры управления предприятием. Организационная структура  управления предприятием состоит из ряда элементов. 

 

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав производственных и непроизводственных подразделений, функциональных служб, их технологическая  взаимосвязь и соподчиненность.

Процесс управления производством  на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления, важнейшей характеристикой которого является его структура.

Структура управления – это организационная  форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и  соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из миссии и целей функционирования предприятия. На организационную структуру управления предприятием влияют следующие факторы.

  • размер предприятия (мелкие, средние, крупные);
  • специфика предприятия (машиностроительные, химические, горнорудные и т.д.);
  • сложность и наукоемкость выпускаемой продукции;
  • специализация, кооперирование, комбинирование производства;
  • организационно-правовая форма хозяйствования;
  • миссия, цель и задачи, которые ставятся на том или ином отрезке времени предприятия.

Информация о работе Предпринимательский потенциал