Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:10, дипломная работа
Цель данной работы – охарактеризовать автотранспортное страхование.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы автострахования.
2. Изучить практику ОСАГО в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и содержание автотранспортного страхования 6
1.2. Виды автотранспортного страхования 15
2. ПРАКТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ 39
2.1. Общая характеристика обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 39
2.2. Анализ состояния обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида автотранспортного страхования в России 54
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 69
3.1. Проблемы возникающие при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 69
3.2. Перспективы автотранспортного страхования в России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Сегодня автопарк России меняется: он молодеет. Кроме того, недорогие и надежные иномарки сумели составить конкуренцию отечественному автопрому. Новый автомобиль, как правило, страхуется сразу после покупки, что увеличивает приток в портфели страховщиков автомобилей среднего и малого класса. Процент страхования новых автомобилей будет расти, так как единственный пока известный способ защиты от потерь, связанных с угоном или повреждением автомобиля, - страхование.
Как известно, иностранные
производители постоянно
Сегодня до девяноста процентов людей, приобретающих новые автомобили дороже десяти тысяч долларов, страхуют их по каско. Кроме того, нужно учесть, что около семидесяти процентов новых иномарок приобретаются в кредит, а выдача кредита невозможна без страхования автомобиля. Таким образом, и ОСАГО, и рост парка новых автомобилей ведут к росту рынка автострахования.
По статистике, всего около двадцати восьми процентов покупателей дорогих иномарок в Москве и области приобретают полис «дострахования». В регионах эта цифра значительно ниже, что связано с уровнем доходов населения и количеством дорогих машин. В ближайшее время мы не прогнозируем резкого роста сборов по каско в этой категории клиентов, поскольку не все они приобретают аналогичные услуги. Возможен незначительный, как показывает практика, рост спроса в два предновогодних месяца.
Рис. 3.1. Динамика страхового рынка России до 2050 г.21
В целом прогнозы роста российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. Например, согласно прогнозам российского МЭР ВВП в 2011–2013 годах будет увеличиваться на 2,6–4,4% (в зависимости от реализации тех или иных сценарных условий).
Прогнозы, сделанные ЦСИ Росгосстраха, приводят к более низким оценкам потенциального роста российской экономики. Методика, на основании которой делается прогноз, основана на зависимости темпов роста ВВП от удовлетворенности населения своей жизнью – чем больше люди довольны своей жизнью, тем медленнее растет экономика. На сегодняшний день, согласно замерам ЦСИ Росгосстраха, в России полностью или в основном довольны своей жизнью более 75% взрослого населения (от числа определившихся с оценкой). Это, несомненно, снижает экономическую активность россиян. Расчеты показывают, что такой уровень удовлетворенности населения своей жизнью соответствует росту ВВП на уровне 2,5% в год. Этот показатель характеризует рост экономики на основании внутреннего спроса – при том условии, что цены на российский экспорт не будут быстро расти, как в докризисные годы.22
Особо следует остановиться
на численности и доходах
На основании этих предпосылок можно попытаться оценить потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы. Выглядит он следующим образом.
Таблица 3.123
Потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы
2011 г. (прогноз) |
2012 г. (прогноз) |
2013 г. (прогноз) | |
Добровольное страхование и ОСАГО, млрд руб. |
626 |
699 |
791 |
Прирост премий |
12% |
12% |
13% |
Страхование за счет средств населения, млрд руб. |
288 |
327 |
376 |
Прирост премий |
14% |
13% |
15% |
Как видно из этого прогноза, в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать роста премий на 11–13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше – до 15% в год.
В таблице, приведенной выше, представлены номинальные темпы роста страхового рынка без очистки от инфляции. В реальном исчислении (с учетом роста цен) темп роста страховой премии, скорее всего, будет нулевым или вовсе отрицательным. Вообще надо сказать, что реальный рост страховой премии в России последний раз был в положительной зоне в 2007 году.
Ожидаемые темпы роста страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными. Дело в том, что сегодня нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходы, превосходящие потребности предприятий и населения. В этом случае избыточные (по сравнению с первоочередными нуждами) ресурсы будут направляться в том числе и на страхование. Однако в ближайшие несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Так что заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.
Первое полугодие 2010 года достаточно ощутимо повлияло не только на сам рынок грузоперевозок, но и на страхование грузов. И если в докризисный период в России страховали около 20-25% грузов, сейчас этот объем сократился до 10%. Для сравнения: в США и Европе застраховано примерно 90% грузов. При этом ситуация на стыке двух рынков (грузового и страхового) неоднозначна: с одной стороны, из-за кризиса порядка 30 страховых компаний объявили о банкротстве, с другой - желание сэкономить оказало большое влияние на принятие решений предпринимателями относительно добровольного страхования их грузов. Кроме того, в течение 2010 года в связи с увеличивающимся числом страховых компаний, становящихся банкротами, произошел рост величины страховых тарифов.24
Стоит отметить и заметный передел рынка: страхование грузов стало сосредотачиваться среди десятки крупнейших страховых компаний. Многие перевозчики и экспедиторы (не только обанкротившихся страховщиков) стали переходить к лидерам рынка, поскольку в сфере перевозок возросло количество краж, грабежей и мошенничества.
В кризис транспортные компании, грузоперевозчики и их клиенты начали осознавать, что лучше заплатить за страховой полис, нежели потом оплачивать утрату или порчу груза, которая в первую очередь может сказаться на потере клиентов. Однако далеко не все транспортные компании страхуют свои риски, касающиеся перевозки грузов. Например, в центральной части России их число не превышает 40%. Поэтому основная проблема работы в сфере страхования грузов и ответственности остается актуальной - перевозчики не до конца осознают степень риска деятельности, и пока организации не сталкиваются с реальным размером ущерба, они сосредотачивают свое внимание на получении прибыли.
Стоит отметить, что сейчас более 60% договоров по страхованию грузов заключают транспортные компании, занимающиеся международными грузоперевозками, при которых в большинстве случаев наличие страхового полиса обязательно, а остальная часть приходится на перевозки внутри РФ. Поэтому можно говорить с уверенностью, что пока культура страхования грузов находится на очень низком уровне.
Кризис отразился и на компаниях-экспедиторах: в среднем по России автомобильные грузоперевозки сократились почти на треть, а с рынка ушла значительная часть мелких перевозчиков. При этом последние имели возможность держаться на плаву только за счет снижения цен, которое, по большей части, было результатом отсутствия материальной ответственности, в том числе той, которая положена по закону.
В настоящее время
грамотную страховую
Таблица 3.225
Базовые тарифы страхования груза (в % от его стоимости)
Ренессанс страхование |
Ингосстрах |
Согласие |
ГУТА-Страхование |
РОСНО |
АльфаСтрахование |
МАКС | |
Автотранспорт |
0,09-0,18% |
0,02-0,25% |
0,10-0,37% |
0,07-0,30% |
0,01-0,40% |
0,10-0,50% |
0,05-0,7% |
Ж/д транспорт |
0,07-0,17% |
0,03-0,25% |
0,05-0,31% |
0,06-0,25% |
0,01-0,40% |
0,10-0,50% |
0,07-0,4% |
Авиатранспорт |
0,07-0,87% |
0,02-0,15% |
0,04-0,20% |
0,05-0,20% |
0,01-0,30% |
0,10-0,30% |
0,04-0,2% |
Водный транспорт |
0,10-0,19% |
0,06-0,30% |
0,05-0,41% |
0,08-0,35% |
0,10-0,50% |
0,10-0,40% |
0,10-0,5% |
Смешанные перевозки |
н/д |
0,05-0,35% |
н/д |
0,10-0,50% |
0,05-0,60% |
0,15-0,50% |
н/д |
Анализируя рынок страхования грузов, можно отметить: как в докризисный период, так и в настоящее время требования страховых компаний к экспедиторам значительно разнятся. По опыту работы можно выделить ряд условий, которые предлагали страховщики при проведении тендеров, ориентированных на выбор страховой компании:
- составление индивидуальной
страховой программы в
- оформление полиса в день обращения при разовом страховании грузов;
- упрощенный порядок
заявления грузов на
- быстрое урегулирование
убытков на всей территории
России по месту нахождения
груза, вне зависимости от
- минимальные сроки выплат страхового возмещения - для удобства клиентов при урегулировании убытков страховщики стали отказываться от необходимых отдельных документов, обязательных ранее;
- возможность уплатить страховой взнос по итогам отчетного периода (месяца), после проведения всех перевозок;
- предоставление консультаций
по условиям страхования
- предоставление дополнительных сервисных услуг, например, отслеживание прохождения грузов при перевозках по железной дороге, рекомендации надежных перевозчиков и экспедиторов;
- возможность организации сюрвейерских осмотров в любой точке мира.
Из-за ухудшившихся результатов
деятельности страховых компаний во
время кризиса мировые
У некоторых страховщиков существуют категорические требования к тому, чтобы экспедиторы работали без посредников, напрямую с перевозчиками. Например, холдинг STS-Logistics в апреле 2009 года сменил компанию, с которой проработал в сфере страхования ответственности экспедитора перед третьими лицами в течение трех лет. Одной из причин расторжения договора был именно очень строгий набор требований по подбору подрядчиков.26
Компания, которая страхует договорную ответственность, должна иметь соответствующую лицензию. Стоит отметить, что большинство страховщиков достаточно настойчиво пытаются убедить клиентов-экспедиторов в том, что страхование ответственности перевозчика и экспедитора - это буквально одно и то же и на это даже не стоит обращать внимание. Все такие страховые компании имеют лицензию только на страхование ответственности перевозчика, а не экспедитора.
Основным и принципиальным
требованием страховщика
Многие владельцы грузов считают, что перевозимые ценности не пострадают, а если инцидент и произойдет, то ущерб возместит перевозчик. Действительно, согласно законодательству перевозчик несет ответственность за сохранность груза и при его повреждении или утрате обязан возместить ущерб. Однако в большинстве случаев транспортники просто не располагают средствами (о желании и говорить нечего) и в лучшем случае рассчитываются бартером в зачет предоставляемых услуг по доставке. Форс-мажорные обстоятельства бьют по владельцу груза еще сильнее, так как ущерб в каком бы то ни было виде возмещать и вовсе некому.
Информация о работе Автотранспортное страхование и проблемы его развития