Автотранспортное страхование и проблемы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:10, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – охарактеризовать автотранспортное страхование.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы автострахования.
2. Изучить практику ОСАГО в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и содержание автотранспортного страхования 6
1.2. Виды автотранспортного страхования 15
2. ПРАКТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ 39
2.1. Общая характеристика обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 39
2.2. Анализ состояния обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида автотранспортного страхования в России 54
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 69
3.1. Проблемы возникающие при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 69
3.2. Перспективы автотранспортного страхования в России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа состоит из  1 файл

Diplom_avtotransportnoe_strakhovanie1.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

По предварительным  данным ФССН, доля участия иностранного капитала в совокупном капитале российских страховых компаний составляет порядка 22,5%, что лишь на 2,5% меньше законодательно установленного уровня. Однако с учетом всех имеющихся в надзоре заявок на увеличение уставного капитала, квота иностранного участия уже исчерпана.

Позицию лидерства в  сегменте страхования иного, чем  страхование жизни продолжает занимать добровольное страхование наземного транспорта (КАСКО) с долей 13,3% от премии по рынку в целом. Затем идут страхование имущества юридических лиц и граждан – 9,7% от общей премии по рынку и добровольное медицинское страхование 8,2%.

На рынке добровольного  страхования наземного транспорта коэффициент выплат более 100% у 52 компаний, на долю которых приходится 10% премии по данному сегменту. Деятельность 8 страховщиков из этой группы характеризуется долей КАСКО в портфеле более 50%, в их число вошли компании, специализирующиеся на прямом страховании (direct insurance). Коэффициентом выплат от 80 до 100% характеризуется деятельность 46 компаний, занимающих 23% рынка. В число компаний с таким высоким значением коэффициента выплат вошло несколько крупнейших страховщиков, а также компании, в которых активно проходит процесс реорганизации. Однако треть компаний (без учета страховщиков с аномально высоким коэффициентом выплат, обусловленным процессами реорганизации), осуществляющих деятельность в данном сегменте, находится в достаточно непростом положении. Завершают операции в данном сегменте рынка 4% компаний от общего числа страховщиков, осуществляющих добровольное страхование наземного транспорта.

Относительную стабильность показывает ситуация со страховыми премиями по ОСАГО. Практически не изменились доли Федеральных округов в общей сумме собранных премий. При этом коэффициент выплат по данному виду страхования варьируется от 25% (Чукотский автономный округ) до 89% (Республика Адыгея).

Часть народнохозяйственных убытков возникает вследствие убытков, не возмещаемых при страховании  автогражданской ответственности: – убытки по ущербу грузам. Это около 0,6-0,7%.

24,4% приходятся на убытки  грузового транспорта. Они частично  компенсируются за счет каско-страхования, так как убыток грузового транспорта не может быть возмещен в двойном размере.

Последние данные страховщиков автогражданской ответственности недостаточно репрезентативны, поскольку они зачастую формировались избирательно, небольшими рисковыми коллективами в течение непродолжительного времени. Тем не менее их следует рассмотреть. Вопрос о том, увеличение убыточности повлияет на результаты в этом виде страхования, не может быть разъяснен на основе приведенных данных. Возможно, что самые первые годы не окажутся проблемными, убытки в это время могут компенсироваться за счет новых договоров. Поэтому необходимо учитывать данные за несколько лет. Это может развиваться по нескольким сценариям.

По состоянию на 23.12.2010 потерпевшим выплачено в рамках системы прямого урегулирования 890 823 190 рублей.

За первые девять месяцев (с 01.03.2010 по 30.11.2010) функционирования системы по ПВУ заявлено 3,3% от общего количества страховых случаев по ОСАГО.

По данным РСА объём  страховых премий по ОСАГО за 2010 г. тех страховщиков, которые осуществляют на отчетную дату данный вид страхования, составил 91,5 млрд. руб., прирост – 16,1 проц по сравнению с итогами 2009 г. Заметим, что довольно-таки высокие по нынешним временам темпы роста рынок ОСАГО показывал на протяжении всего прошлого года: по итогам 1 полугодия прирост премии составил 18,5 проц, по итогам 9 месяцев – 16,5 проц. Но если в первом полугодии рост рынка был вызван скачком продаж отечественных авто по «программе утилизации», то в 4 квартале 2010 г. данная программа уже была завершена.

Между тем у отдельных  операторов рынка ОСАГО на долю 4 квартала в 2010 году пришлось до 35 проц от совокупной премии за год, при этом среднее значение прироста премии в 4 квартале к 4 кварталу 2009 г. составляет по ТОП-20 страховщиков более 25 проц.

Таблица 2.319

Компания

Премия, руб.

Выплаты, руб.

Коэф-т выплат, %

Доля рынка, %

Средняя цена полиса, руб.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Росгосстрах

11366938089

13511943209

6134331435

7625992013

53,97

56,44

28,31

30,93

1885,68

2029,81

РЕСО-Гарантия

3602022354

4194723140

1726579280

2123180369

47,93

50,62

8,97

9,60

3305,95

3318,60

Ингосстрах

2770327908

3008121087

1494889870

1678279422

53,96

55,79

6,90

6,89

3426,32

3451,12

Спасские ворота

1492221595

1923085445

819004850

1054198852

54,88

54,82

3,72

4,40

2120,17

2373,45

ВСК

1207574148

1546869701

583584237

672459675

48,33

43,47

3,85

3,54

2464,83

2526,88

РОСНО

1365457534

1441013217

821006078

783819936

60,13

54,39

3,40

3,30

3538,32

3648,37

УралСиб

1319632570

1275148228

885688552

1016754584

67,12

79,74

3,29

2,92

2437,92

2425,12

АльфаСтрахование

1011775866

1136229244

526383745

631445235

52,03

55,57

2,52

2,60

2605,78

2852,39

Согласие

655838109

998382197

530589989

598565981

80,90

59,95

1,63

2,29

2450,84

2677,68

СГ МСК

1344084156

993122765

909341222

594425528

67,66

59,85

3,35

2,27

2860,19

2582,79

МАКС

697898674

898234218

399107819

467454506

57,19

52,04

1,74

2,06

2992,99

2949,42

Цюрих

925973194

741702979

713186161

678843895

77,02

91,53

2,31

1,70

2632,40

2635,79

Югория

575274804

741394369

391381475

459748665

68,03

62,01

1,43

1,70

2291,85

2469,


 

В 2010 года рынок ОСАГО  заметно оживился, чему в наибольшей степени способствовало оживление продаж новых автомобилей: действительно целый ряд мультибрендовых автодилеров к концу 2010 года наконец-то пополнили складские запасы автомобилей и запустили маркетинговые и рекламные акции. Кроме того, несколько крупных конкурсов по страхованию ОСАГО для нужд государственных министерств и ведомств прошли именно во 2 полугодии прошлого года, что также способствовало увеличению объемов страховой премии на рынке.

С учетом того, что уровень убыточности по ОСАГО пока, в целом по рынку, не критический, а темпы роста нового бизнеса сравнительно высоки, можно сделать вывод /не самый, кстати, приятный/, что в текущем году данный вид страхования станет главным поддерживающим фактором посткризисного восстановления страхового рынка. Представляется, что аналитики и эксперты, смотрящие вперед на стратегическую перспективу, предпочли бы опережающий рост в добровольных видах страхования. Тем более что показатели деятельности в ОСАГО некоторых страховщиков вызывают озабоченность:

– высокий прирост премии за год и поквартально на протяжении всего года у Военно-страховой компании при сравнительно низком уровне страховых выплат /42,6 проц за год, 43,5 проц отдельно за 4 квартал/, невысокий по сравнению с другими крупнейшими страховщиками коэффициент урегулирования;

– у СК «МАКС» уровень страховых выплат в 4 квартале 2010 г. превышает уровень страховых выплат в целом за год почти на 25. пунктов. Другими словами, при отсутствии провала в объёмах премии, пик страховых выплат пришелся на конец года;

– традиционно высокий уровень страховых выплат у СК «Цюрих» при сокращении портфеля. В целом за год объём премии компании сократился на 27,4 проц /одно из максимальных значений/;

– прирост премии по итогам 2010 г. у СК «Россия» невысокий /6 проц /, но «наверстывать упущенное» компания стала именно в 4 квартале 2010 года: темп роста премии в этом отчетном периоде составил 77 проц к 4 кварталу 2009 г. При этом коэффициент урегулирования остается одним из самых низких на рынке /79,4 проц /;

– объём премии СК «Росстрах» вырос по итогам 2010 г. почти на 70 проц, тогда как только в 4 квартале прирост составил 112 проц. Уровень страховых выплат в 2009 г. был сравнительно невысок /45,7 проц /, а по итогам 2010 г. еще снизился, составив 39 проц, а в прошлого года – 27,5 проц;

– существенные темпы роста премии у Энергетической страховой компании /ЭСКО/: премия выросла на 99,4 проц по итогам 2010 года, на 80 проц – по итогам 2009 г., – накладываются на невысокие показатели уровня страховых выплат /39 проц/ и коэффициента урегулирования /89 проц/. Кроме того, по состоянию на 01.10.2010 на долю ОСАГО в ЭСКО приходится 75 проц от совокупного прямого страхового портфеля, а сама компания находится в состоянии переезда /по месту нахождения юридического адреса/.

Выплаты по ОСАГО растут быстрее, чем сборы страховых  премий. За первый квартал 2011 года страховые  компании собрали более чем 19 млрд рублей, что на 2,8% больше, чем годом ранее, а по страховым случаям было выплачено 14 млрд рублей – на 11,4% больше. Эксперты объясняют: убыточность автогражданки продолжает расти, а значит, мелкие игроки на рынке не выживут.

Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал сведения по ОСАГО за I квартал 2011 года. Согласно статистике, за январь – март автовладельцы купили 7 634 367 полисов. Страховым компаниям за это были начислены премии в размере более 19 млрд рублей. При этом сумма выплат составила 14 млрд рублей. Таким образом, прибыль страховщиков на рынке ОСАГО в этом году составила около 5 млрд рублей. »Страховщики собрали на 2,8% больше по сравнению с прошлым годом, а выплаты выросли на 11,4%», – сообщили »Газете.Ru» в РСА.

За январь – февраль  в России произошло 642 тыс. страховых  случаев, из которых урегулировано  было 620 тыс. В РСА отмечают, что в числе »неурегулированных» могут быть не только те эпизоды, по которым было отказано в выплатах, но и те, которые все еще продолжают рассматриваться. Еще год назад число невыплат за I квартал было больше – около 35 тыс. эпизодов. Снижение этого показателя может быть связано с уходом с рынка нескольких недобросовестных страховщиков.

Всего сейчас в России существуют 122 компании, которые занимаются предоставлением полисов автогражданки. При этом концентрация рынка выросла за счет сокращения числа страховщиков – в прошлом году их было 143.

Основная часть прибыли  пришлась на 10 крупнейших страховых  компаний, они собрали 13,6 млрд рублей.

Больше всего за полисы ОСАГО в этом году клиенты заплатили »Росгосстраху», который собрал почти 6 млрд рублей и выплатил 4,8 млрд рублей. На втором месте располагается »РЕСО-Гарантия», собравшая 1,8 млрд рублей при 1,2 млрд выплат. На третье место вышла СГ МСК, которая в этом году слилась со »Спасскими воротами» и собрала почти 1,4 млрд премий, из которых 980 млн было выплачено. Далее идет »Ингосстрах» с 1,39 млрд рублей сборов и 858 млн рублей выплат. Также в первую десятку вошли ВСК, РОСНО, «Согласие», «Альфастрахование», «Уралсиб» и «Росстрах».

Эксперты обращают внимание на восстановление рынка ОСАГО после финансового кризиса. Увеличение продаж полисов автогражданки объясняется бурным ростом российского авторынка. По данным АЕБ, только за I квартал текущего года в России было реализовано на 77% автомобилей больше, чем годом ранее. »Рынок ОСАГО начал возрождаться, – заявила »Газете.Ru» главный аналитик »Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. – Когда есть рост продаж новых автомобилей, то происходит и прирост на рынке автогражданки».

Между тем десять страховых  компаний в I квартале 2011 года выплатили значительно больше, чем собрали денег в виде премий.

Так, компания «Авикос» собрала полисы на 4,2 млн рублей, а количество выплат составило 28 млн рублей. «Аско» при сборах в 94,4 млн рублей выплатила 100 млн рублей, «Баск» собрал 26 млн рублей, 30 млн выплатил. «Авиационный фонд единый страховой» собрал в виде премий за ОСАГО всего 265 тыс. рублей, а выплатил 12,6 млн рублей. «Национальная страховая группа», заработав почти 22 млн рублей, выплатила 36,2 млн. «Паритет-СК», продав полисов на 9,5 млн рублей, выплатил страхователям 30,4 млн рублей. «Талисман» – 8,9 млн рублей против 13,8 млн; «Тэст-Жасо» – 3,7 млн рублей против 4 млн рублей. «Цюрих» – 231 млн рублей против 237 млн.

Две компании вовсе не продали ни одного полиса в этом году, но продолжают расплачиваться по прежним обязательствам. Так, не заработав ни копейки, компания »СОГАЗ-Шексна» выплатила за три месяца уже 2,9 млн рублей, а »Информстрах» – 1 млн рублей.

Итак, Российский рынок  обязательного страхования автогражданской  ответственности (ОСАГО), выросший в первом квартале 2010 года на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 18,8 миллиарда рублей, в последующие кварталы 2010 года показал более скромную динамику, и по итогам года его рост составил 5%.

Таким образом, темпы  прироста, которые продемонстрировал рынок ОСАГО в первом квартале 2010 года, стали одними из самых высоких за последние 21 месяц. Почти такой же рост (13,3%) был зафиксирован Росстрахнадзором последний раз еще до кризиса - по итогам шести месяцев 2008 года.

 

3. Проблемы и перспективы развития автотранспортного страхования в России

3.1. Проблемы  возникающие при заключении договоров  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных  средств

Система обязательного  страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, была введена для улучшения защиты имущественных интересов участников дорожного движения, и в первую очередь потерпевших, т.е. лиц, жизни или здоровью либо имуществу которых причинен вред при использовании транспортных средств другими субъектами гражданского оборота. Функционирование системы обязательного страхования, не без сбоев и проблем, но все-таки существенно повысило уровень возмещения вреда пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. К сожалению, в последнее время эта система начала оказывать и негативное воздействие на смежные правоотношения - на деликтные обязательства, возникающие в связи с внедоговорным причинением вреда, а также на сферу отношений по суброгации, а точнее, на возможность реализации страховщиками прав требований, которые перешли к ним от страхователей (выгодоприобретателей) к лицу, ответственному за наступление страхового случая, после выплаты страховщиками страхового возмещения.

Информация о работе Автотранспортное страхование и проблемы его развития