Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
Тема
1. Понятие и содержание
социальной политики
государства
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
1.1. Определение
социальной политики и ее функции
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
Сущность социальной политики в любом обществе проявляется в ее функциях: экономической, защитной, распределительной, идеологической. Экономическая функция социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недавно (первая треть XX в.), что связано с работами Дж.М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути. Социальная политика не рассматривалась как полноценная область внутренней политики государства, а представлялась как срочная целевая помощь по временному улучшению материального положения отдельных групп населения в рыночных условиях.
В
современном понимании
-
повышаются возможности
-
сокращается количество
-
увеличиваются доходы и
- возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
-
повышается образовательный и
квалификационный уровень
Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную и защитную функции. Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.
Идеологическая функция социальной политики состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.
Одной
из основных и традиционных функций
социальной политики, проявления которой
можно найти во все времена и во всех экономических
системах, является ее защитная функция.
1.2.
Основные направления социальной политики
В соответствии с основными видами социальных отношений, выделяют следующий ряд направлений социальной политики:
1)
политика регулирования материа
2)
политика регулирования политич
3) социально-стратификационная (социально-классовая) политика;
4) этнонациональная политика;
5) демографическая и поселенческая (социотерриториальная) политика.
Современные
государства под давлением
Это направление связано с целью социальной политики – посредством минимизации социальных различий создавать условия для развития личности. В зависимости от объекта воздействия можно выделить ряд групп направлений социальной политики. Во-первых, группу, которая обеспечивает содержание отраслей социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, жилья, экологии, охраны правопорядка (например, оплата труда врачей, содержания и строительства больниц). Вторая группа связана с удовлетворением жизненных потребностей определенной категории населения. В этом случае группировка выплат происходит по программам соцобеспечения (к примеру, выплата больному пособия по больничному листу).
Распределение благ в рамках социальных программ и социальной инфраструктуры осуществляется большей частью не по труду, а в зависимости от наличия тех или иных потребностей.
Типология отраслей социальной инфраструктуры, условий жизни определяет и сферы политики в области благосостояния:
1) социально-производственные условия жизни включают условия труда, распределение и соотношение занятого и свободного времени;
2) «внешние» для человека условия жизнеобеспечения (городская инфраструктура: жилищные, коммуникационные, экологические и правоохранительные условия жизни);
3) социально-культурные условия жизни объединяют культурно-образовательные и медико-физкультурные отрасли.
Соответственно выделяются следующие направления социальной политики в сфере благосостояния населения:
1)
политика регулирования
2)
политика регулирования
3)
политика регулирования
4) политика оптимизации городской инфраструктуры, внешних условий жизнеобеспечения (жилищная, экологическая и правоохранительная);
5) культурно-образовательная политика;
6)
политика в области здравоохран
По тем же отраслям, условиям жизни различаются и программы социального обеспечения:
а) больных, инвалидов и спортсменов;
б) студентов, учащихся и воспитанников;
в) правоохранительная, экологическая и жилищная программы (обеспечение бездомных и т.п.);
г)
обеспечение многодетных и
д)
обеспечение безработных и
Таким
образом, первая классификация отражает
направления развития самих
отраслей как социальных институтов,
а вторая – обеспечение социально-зависимых
категорий граждан.
1.3. Уровень
и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
В советском обществе показатель уровня благосостояния населения определялся достаточно узко: он сводился к номинальной зарплате и затратам государства на общественные фонды потребления. Однако, данный показатель представляет собой более сложную характеристику, которая определяется и измеряется посредством двух параметров: уровня и качества жизни. Уровень жизни – это количественная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей человека, а качество жизни – соответствующая качественная характеристика удовлетворения потребностей. Таким образом, уровень жизни отражает доступность благ, а качество жизни – эффективность их использования.
Благосостояние граждан невозможно измерить лишь уровнем доходов, т.к. при этом без учета остаются уровень цен (который выше в Японии, чем в США), соотношение платных и бесплатных услуг (последних в США гораздо меньше, чем в Европе, и особенно в СССР) и различия в доходах богатых и бедных семей. Показатель, традиционно использующийся в экономической статистике для наглядной демонстрации дифференциации уровня доходов различных слоев населения и хорошо иллюстрирующий степень социального расслоения, называется децильным коэффициентом (или коэффициентом фондов). Этот коэффициент определяется как соотношение между средним уровнем денежных доходов 10% самых богатых членов данного общества и 10% самых бедных [16, С.211]. В дореволюционной России он превышал 30, а на исходе существования Советского Союза был примерно равен 3 [11].
По данным Всемирного банка [39, с.423], в настоящее время в группе развитых стран самый низкий децильный коэффициент – в скандинавских странах, где он варьируется от 3 до 5 раз. В Германии, Австрии и Франции он чуть выше и достигает 5-7, в США децильный коэффициент десятилетиями держится на уровне 10-12 [11].
Децильный
коэффициент в России больше, чем
в большинстве
И уровень, и качество жизни включают в себя характеристики удовлетворения потребностей во всех шести отраслях социальной инфраструктуры и через все программы соцобеспечения. В каждой из этих сфер уровень жизни включает 3 критерия:
1) уровень развития той или иной сферы – ему соответствуют два индикатора: а) общая материальная база сферы (объем уже имеющихся благ); б) текущий выпуск благ (производство);
2) условия получения благ. К ним относятся три индикатора: а) принцип всеобщности / избирательности в предоставлении благ (например, пособия по безработице, пенсии и т.д. – для всех нуждающихся или для части); б) принцип платности / бесплатности (жилье, высшее и другое образование, медицина); в) условия жизни не получающих блага;
3) объективная степень удовлетворения рациональных потребностей (в % от научно разработанной нормы).
Качество жизни отражают 3 измерителя:
1) содержание благ, к которым относится: а) качество их изготовления; б) ассортимент;
2) социальная ориентация сферы: а) социальная цель ее развития; б) активность самих граждан в производстве и приобретении благ;
3) субъективная степень удовлетворенности развитием той или иной сферы, определяемая опросами населения.
Уровень и качество жизни надо рассчитывать и развивать вместе (параллельно) во всех шести сферах и по всем социальным программам. Например, в сфере труда уровень жизни охватывает уровень занятости, переквалификации, пособия по безработице, подготовку и трудоустройство, а качество жизни – условия и характер труда, долю ручного, ночного, женского и вредного труда.