Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
В сфере отдыха уровень жизни измеряется продолжительностью рабочего дня (недели, года), отпуска, обеденного времени на работе, затратами времени на транспорте, в очередях, на подработку; качество жизни характеризует структуру досуга: долю времени, затрачиваемую на учебу, гостей, общение, пьянство, детей, туризм, спорт, культуру, огород и т.п.
В сфере доходов и потребления немаловажную роль играют уровень цен и тарифов; а также товарная часть доходов «нетто-доходы» (доходы после вычетов платы за жилье и налогов).
В
начале 3-го тысячелетия [34] положение
российских городов ухудшилось: по качеству
жизни Санкт-Петербург оказался на 156-м
месте из 215 городов мира, Москва – на 159-м,
а Казань – на 183-м, Новосибирск – на 186,
тогда как на 1-х местах – Цюрих, Женева,
Вена и Ванкувер, на 34-м и 39-м – Лондон и
Нью-Йорк.
Контрольные вопросы
Тема 2. Социальная защита населения - основной элемент социальной политики государства
2.1.
Социальная направленность
2.2 Понятия «социальное государство» и «социальные права»
2.3. Государственное
социальное обеспечение населения
2.1.
Социальная направленность
Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социальных проблем служит, важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства. Социальные эффекты конкурентной рыночной экономики обусловлены способностью рыночного механизма содействовать балансу интересов различных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом. Впервые эта особенность конкурентного рынка была описана в экономической теории А.Смита в виде гипотезы «невидимой руки рынка». Ее суть заключается в том, что экономический субъект, стремясь лишь к собственному материальному благополучию, «…невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».
Двойной социальный эффект конкурентного рынка, благодаря которому развитой рыночной экономикой был достигнут высокий уровень как индивидуального, так и общественного благосостояния, объясняется способностью рынка так распределять ограниченные ресурсы, чтобы достигать максимального выпуска необходимой потребителям продукции при минимальных альтернативных издержках. В результате такого распределения ресурсов достигается социальная эффективность рынка в потреблении.
Однако, реальные рыночные условия не являются идеальными в силу ряда объективных причин, имеющих зачастую нерыночную природу. Выделим несколько наиболее значимых факторов. Во-первых, неизбежно рыночная власть между экономическими субъектами распределяется неравномерно. Во-вторых, отмечается нарушение монополиями суверенитета потребителя. Третий фактор – существование обширной сети нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей. В-четвертых, отметим наличие высоких издержек на осуществление обмена и получение информации. Эти негативные стороны рыночной деятельности приводят к потерям в индивидуальном и общественном благосостоянии, что не позволяет в полной мере раскрыться социальным эффектам рынка.
В целом необходимо иметь в виду, что рынок, как нейтральный к социальным ценностям механический инструмент эффективного распределения ресурсов, имеет в качестве исходной предпосылки неравенство субъектов в распределении собственности, богатства и доходов. Гипотетически можно представить крайний случай, когда 1% населения будет присваивать 99% национального дохода, а остальным 99% будет принадлежать оставшийся 1%. В реальности же нерегламентированная государством рыночная экономика, ведущая к росту неравенства среди населения и социальной поляризации, угрожает жизнеспособности экономики и общества в целом.
Наиболее
явно социальная несостоятельность рыночного
механизма проявляется в отношении многочисленных
членов общества, не имеющих или имеющих
ограниченные возможности самостоятельно
обеспечивать себе материальные средства
к существованию и поэтому ограниченно
участвующих в процессе производства
и распределения доходов. Речь идет о таких
социально не защищенных группах населения,
как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически
больные и физически слабые индивиды.
Рынок как конкурентный механизм эффективного
распределения ограниченных ресурсов
снижает исходные шансы этих категорий
населения. Следовательно, социальная
функция рынка является заведомо ограниченной,
что требует ее расширения и дополнения
на макроуровне социальной деятельностью
государства, на микроуровне - социальной
деятельностью других экономических субъектов
(фирм, предприятий, организаций), а также
различных негосударственных некоммерческих
организаций третьего сектора (профсоюзов,
фондов, общественных, религиозных, благотворительных
организаций).
2.2
Понятия «социальное государство» и «социальные
права человека»
«Социальное государство» – это характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Иными словами, государство, берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Исходя из обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.
Правовые
формы деятельности социального
государства вытекают из ее содержания
и, с учетом его специфики, имеют
формы правотворчества «
Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра. Социальные права человека – это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов.
Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38–41 и 43 Конституции РФ.
Предметом
правового регулирования
Социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности. Иное положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц.
Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства – гарантировать право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах). Видимо, в этой связи ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция
РФ построена по принципу «государство
для человека», но этот принцип для большинства
населения пока не осуществляется. Коренные
вопросы, определяющие формы и механизмы
реализации идеи социального государства,
место и роль структур гражданского общества
в организации социальной защиты населения
не нашли своего концептуального и законодательного
решения.
2.3.
Государственное социальное
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
К конститутивным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.