Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
– провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
– рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
– проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
– оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
– раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
– обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.
Введение …………………………………………………………………….4
1. Продовольственная безопасность государства ……………………...7
1.1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………7
1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………16
1.3. Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах ……………………………………22
2. Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО ……………………29
2.1. Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства ……………………………………………29
2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………40
3. Механизм обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО ………………47
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………47
3.2. Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров…………………………………………………………57
Заключение …………………………………………………………………64
Список использованных источников …………………………………67
Несмотря на существенные различия национальных подходов к определению продовольственной безопасности, общим для всех стран требованием является поддержание на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально- политическую стабильность в обществе. При этом устойчивость продовольственной безопасности государства обеспечивается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для импорта продовольствия в нужных объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.
Одним из определяющих факторов продовольственной безопасности является продовольственное самообеспечение страны, хотя уровень продовольственной самообеспеченности сам по себе еще не говорит о степени продовольственной устойчивости государства. Так, в одних странах экспорт продовольствия соседствует с голодом населения (Индия, Пакистан), в других – крупный размер продовольственного импорта содействует высокому уровню потребления и социальной стабильности (Великобритания (25,7% – импорт продовольствия в % к потреблению продовольствия[45], Япония). В обоих случаях не приходится говорить о продовольственной зависимости страны: в первом – отсутствует сама основа (импорт) для такой зависимости от внешних поставщиков, во втором – национальная экономическая мощь и экспортные доходы позволяют безболезненно закупать за рубежом необходимые объемы продовольствия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что продовольственная зависимость страны возникает и тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств (в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и т.д.).
Итак, в зависимости от принципиального отношения к проблеме продовольственной безопасности, все страны мира можно условно разделить на три группы: ориентированные на импорт продовольствия; ориентированные на экспорт продовольствия; обеспечивающие внутренний рынок за счет собственного производства. Импортная ориентация присуща странам с неблагоприятными природно-экономическими условиями для производства продовольствия, а также богатым странам, имеющим экономически зависимые и политически слабые государства. Страны, ориентированные на экспорт продовольствия, как правило, располагают лучшими природными и климатическими условиями для его производства или применяют такой комплекс мер по ценовому регулированию, что вывоз продуктов питания становится не только целесообразным, но и экономически выгодным. Несмотря на принципиальные отличия рассмотренных подходов, и те, и другие считают, что необходимый и достаточный уровень продовольственной обеспеченности страны достигается как за счет собственного производства основных продуктов питания, так и наличием средств для их импорта в необходимых объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.
73
2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ВТО
2.1. Возможности использования инструментов регулирования
внешней торговли для обеспечения продовольственной
безопасности государства
В основе современных международных экономических отношений лежит механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне, который реализован в формате Всемирной торговой организации. ВТО ведет отсчет своего существования с 1 января 1995 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных организаций, является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют следующие базовые соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами, в редакции 1994 года (ГАТТ 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главной целью ГАТТ, устанавливающего правила ведения многосторонней торговли товарами, является создание открытой системы торговли между странами – членами организации на условиях добросовестной конкуренции и прозрачности применяемого законодательства.
Хотя правила и условия ГАТТ и его дополнительных соглашений могут на первый взгляд показаться сложными и запутанными, все они основаны на четырех простых принципах, составляющих основу всей правовой системы ВТО: защита национальной промышленности преимущественно тарифными методами, связывание тарифов, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим.
Защита национальной промышленности тарифными методами. Хотя вся правовая система в рамках Всемирной торговой организации ориентирована на либерализацию мировых рынков, ГАТТ признает право стран-членов на защиту внутренних производителей от иностранной конкуренции. Обязательным условием, предъявляемым странам, является обеспечение низкого уровня защиты с применением тарифных мер. Соблюдение этого принципа подкрепляется запретом на использование количественных ограничений на импорт. Однако существуют исключения. В частности, в ситуации, когда страна испытывает трудности с платежным балансом, допускается ограничение импорта в целях обеспечения баланса между валютными поступлениями и внешними обязательствами. Это исключение используется развивающимися странами для предупреждения возможных сокращений золотовалютных резервов в случае, если иные ценовые меры не могут исправить сложившуюся ситуацию. Несоблюдение правил, направленных против использования количественных ограничений, особенно в сельскохозяйственном секторе, уже привело к ужесточению режима и замене всех количественных ограничений использованием тарифных мер.
Снижение и связывание тарифов. Второе правило ГАТТ направлено на сокращение тарифных и других мер, используемых членами ВТО для защиты национальных производителей. Страны-участницы должны, где возможно, стремиться сокращать уровень тарифных ставок и упразднять торговые барьеры в рамках многосторонних переговоров. После сокращения тарифы должны быть «связаны» для недопущения их дальнейшего повышения, что фиксируется в перечнях уступок, составляемых для каждой страны отдельно. Концепция «связывания» тарифов состоит в том, что ставка, согласованная со странами-участницами в рамках переговоров, указывается в перечнях уступок. Каждая страна принимает на себя обязательство не применять ставки тарифов и других пошлин и сборов, превышающие уровень ставок, указанных в списках. Также недопустимо применять меры (например, количественные ограничения), которые повлекут за собой уменьшение стоимости тарифной уступки. Данное правило основывается на принципе взаимности уступок. Страна, желающая получить открытый доступ на рынок другой страны, должна, в свою очередь, быть готова предоставить тарифные и иные уступки и преимущества другой стране в адекватном размере путем снижения тарифов или устранения прочих барьеров[46]. Правило абсолютной взаимности, однако, не распространяется на отношения развитых и развивающихся стран. От развивающихся стран требуется предоставление уступок в форме сокращения тарифов на основе относительной взаимности с учетом их более низкого уровня развития. При назначении тарифных уступок во внимание также принимаются и различия в уровне развития новых индустриальных стран (НИС) и других развивающихся стран.
Режим наибольшего благоприятствования. В основе этого правила ГАТТ лежит принцип недискриминации. Все тарифы и другие меры регулирования торговых потоков должны одинаково применяться ко всем странам. Иными словами, «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон»[47]. Никакая страна не может применять ставки таможенных сборов к одной из стран-членов выше, чем те, которые применяются ею к любой другой договаривающейся стороне. Режим наибольшего благоприятствования не ограничивается только тарифами. Под него подпадают любые сборы, связанные с импортом и экспортом; методы обложения пошлинами и тарифами; правила и формальности, связанные с импортом и экспортом; внутренние налоги и сборы на импортируемые товары, законы и постановления, регулирующие их продажу; администрирование количественных ограничений (т.е. распределение квот среди поставщиков на основе недискриминации), разрешенных в соответствии с правилами применения исключений[48]. Исключением является приграничная торговля по преференциальным ставкам и беспошлинная торговля, где более низкие и нулевые ставки не распространяются на другие страны – члены ВТО. При этом для защиты интересов стран, не пользующихся данными преференциями, ГАТТ устанавливает довольно строгие условия создания таких таможенных территорий.
Национальный режим. В то время как правила режима национального благоприятствования запрещают применение дискриминационных мер в отношении импорта товаров из разных стран-членов, национальный режим не допускает дискриминацию импортных товаров по отношению к товарам, произведенным внутри страны. Имеется в виду недискриминационное применение внутренних норм и правил в отношении импортирующих стран по сравнению с национальными производителями, т.е. стране запрещается использовать ставки налогов на импортную продукцию выше тех, которые применяются на внутреннем рынке[49].
Государственное регулирование внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства предполагает применение широкого арсенала методов и инструментов, посредством которых оно осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального хозяйства, а также использование мероприятий, нацеленных на обеспечение продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств. Анализ специальной литературы[50] показал, что все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы – тарифные и нетарифные (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Классификация инструментов государственного
регулирования внешней торговли[51]
Методы | Инструмент торговой политики | Регулируется преимущественно |
Тарифные | Таможенные пошлины | Импорт |
Нетарифные | Квотирование | Импорт |
Лицензирование | Экспорт | |
Государственные закупки | Импорт | |
Требование о содержании местных компонентов | ||
Технические барьеры | ||
Налоги и сборы | ||
Субсидирование экспорта | Экспорт | |
Экспортное кредитование | ||
Валютно-кредитные инструменты | Экспорт - импорт |
Таможенный тариф является классическим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Под тарифным регулированием в таможенном деле понимаются такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Непосредственно таможенно-тарифные меры представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.[52]
Говоря о таможенно-тарифных мерах как методе регулирования внешнеэкономической деятельности, необходимо отметить, что посредством применения этих мер государство получает возможность активно вмешиваться в экономическую жизнь страны, из чего следует, что таможенно-тарифные меры относятся к экономическим способам регулирования внешнеэкономической деятельности. Экономический характер таможенно-тарифных мер вытекает, прежде всего, из заложенного в основу их применения способа воздействия на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены находящихся в нем товаров. Создавая стоимостный барьер на пути движения товаров к потребителям, путем применения к товарам при их перемещении через таможенную границу установленных ставок таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры тем самым повышают уровень цен, влияют на конкурентоспособность товаров, что в свою очередь сказывается на накоплении капитала, темпах развития и нормах прибыли отдельных отраслей производства.
Важное место среди средств регулирования ВЭД занимают нетарифные ограничения внешней торговли (НТО). Существуют различные подходы к толкованию как самих признаков, образующих понятие мер нетарифного характера, так и в формулировании определения данного понятия. Так, например, И.И.Дюмулен определяет НТО как «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран»[53]. По определению И.П.Фаминского, НТО представляют собой комплекс мер, за исключением таможенного тарифа, действующих в отношении импорта и экспорта товаров[54]. Нетарифные барьеры в торговле отличаются большим разнообразием. Они принимают форму не только требований, предъявляемых к качеству товара, но и правил упаковки и маркировки, оформления документации, выполнения таможенных формальностей, требований к производственным процессам и т.д. Они включают в себя квотирование и контингентирование, лицензирование, запрет на ввоз или вывоз определенного товара, добровольное ограничение экспорта, различные сборы и налоги, действующие в отношении импорта, антидемпинговые и компенсационные процедуры и пошлины, различные финансовые меры, требования к упаковке, маркировке, технические стандарты и требования, санитарное, фитосанитарное, ветеринарное, экологическое регулирование, правила и порядок сертификации продукции, предотгрузочная инспекция и т.д.