Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
– провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
– рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
– проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
– оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
– раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
– обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.
Введение …………………………………………………………………….4
1. Продовольственная безопасность государства ……………………...7
1.1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………7
1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………16
1.3. Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах ……………………………………22
2. Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО ……………………29
2.1. Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства ……………………………………………29
2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………40
3. Механизм обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО ………………47
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………47
3.2. Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров…………………………………………………………57
Заключение …………………………………………………………………64
Список использованных источников …………………………………67
Также не оговаривается какое-либо ограничение таких нетарифных мер, как паратарифные при вступлении в ВТО. Это создает возможность активно использовать паратарифные меры не только в целях компенсирования бюджетных потерь от снижения импортных пошлин, но и в качестве инструментов ограничивающих импорт продовольственных товаров, обеспечивающих защиту национальных производителей и внешнеэкономическую безопасность страны, в частности продовольственную. Такие паратарифные меры, как дополнительные продуктовые сборы, взимаемые с импортных продовольственных товаров сверх таможенных пошлин, могли бы успешно реализовывать не только фискальную функцию, но и регулирующую, а так же корректировочную.
Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Следует также учитывать факторы, которые влияют на установление ввозных таможенных пошлин, образующих импортный таможенный тариф (рис. 3.1.1). Они являются основанием для разработки методики экономического обоснования и расчета ставок таможенных пошлин отвечающих целям построения эффективного таможенного тарифа, способствующего в максимальной степени обеспечению продовольственной безопасности.
Рис. 3.1.1. Факторы, влияющие на установление величины
ввозной таможенной пошлины[70]
При экономическом обосновании ставок ввозных пошлин на продовольственные товары необходимо учитывать не только влияние вышеуказанных факторов, но и корректировать величину ставки, исходя из целей обеспечения продовольственной безопасности, при этом основным приоритетом является ориентация на всемерную поддержку отечественного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Обеспечить эту поддержку возможно только с помощью политики эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок ввозных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок – на конечную продукцию. Степень защиты предприятий отдельной отрасли зависит одновременно от уровня ставок тарифа на их продукцию и уровня ставок тарифа на импортируемые этим предприятием средства производства – сырье, материалы и т.д.
Таким образом, ставка эффективного тарифа – величина, которая характеризует, насколько импортный тариф способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки, и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемое сырье и компоненты, а также их удельного веса в стоимости конечного продукта. Если учесть, что тарифные ставки ввозной таможенной пошлины во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного. На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты в целях обеспечения защиты национальных производителей продовольственных товаров, необходимо сделать ставку импортной таможенной пошлины на готовую продукцию выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального.
Расчет эффективных ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары требует обработки данных об издержках производства в отраслевом и региональном разрезе, о производительности труда, ценах, заработной плате, оценки сравнительных преимуществ отдельных отраслей производства и сопоставимых данных по зарубежным странам.
Факторы, влияющие на установление ставок, и принципы в соответствии с которыми, выполняется корректировка величин ввозных пошлин, легли в основу процесса формирования импортных таможенных пошлин на продовольственные товары и паратарифных мер, который может быть осуществлен в следующей последовательности[71].
Этап 1. Определяется необходимая дифференциация номенклатуры продукции по кодам ТН ВЭД. В каждую группу включается продукция, имеющая примерно одинаковый уровень приоритетности, близкую по потребительским свойствам, технологиям производства и уровню затрат.
Этап 2. Определяются в разрезе принятой номенклатуры внутренние цены, в максимальной степени отражающие национальную стоимость товара.
Этап 3. Определяются в разрезе принятой номенклатуры мировые цены, которые могут быть приняты для сопоставления различий в мировой и национальной стоимости товаров.
Этап 4. Рассчитывается исходная основа таможенной пошлины.
Этап 5. Исходная основа таможенной пошлины корректируется с учетом тарифообразующих факторов, и рассчитываются проекты ставок таможенных пошлин.
Этап 6. Определяются последствия введения проектируемых ставок пошлин.
Этап 7. Таможенные пошлины корректируются с учетом анализа последствий их применения.
Этап 8. Устанавливается размер паратарифных мер, находящийся в интервале между расчетной величиной таможенной пошлины и ставкой, рекомендуемой ВТО.
Этап 9. Паратарифные меры, имеющие примерно одинаковый уровень, устанавливаются на более укрупненные группы продукции, включая ее однородные или родственные виды в виде дополнительных сборов и таможенных доплат.
Создание методики расчета экономически обоснованных паратарифных мер – одно из важнейших направлений преобразования таможенного регулирования в эффективный инструмент внешнеторговой политики и обеспечения внеэкономической безопасности России при вступлении в ВТО.
Использование паратарифных мер обеспечит также минимизацию потерь доходной части российского бюджета, так как компенсирует снижение ставок таможенных пошлин на импортные продовольственные товары, составляющие значительную долю импорта Российской Федерации.
Таким образом, применение вышеуказанных инструментов регулирования импортных внешнеторговых операций, позволит России, став членом ВТО, не потерять экономический суверенитет и возможность проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику, а так же предотвратит угрозы продовольственной безопасности, возникшие в результате снижения корректировочной и регулирующей функций импортного таможенного тарифа при «связывании» ставок пошлин на продовольственные товары. Российской Федерации не потребуется существенно менять систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Не произойдет и полного открытия национального рынка. Более того, помимо паратарифных мер, страна может использовать и иные, вышеуказанные и принятые мировым торговым сообществом инструменты защиты национальных производителей и внутреннего рынка, в виде компенсационных и антидемпинговых пошлин.
73
3.2. Нетарифное регулирование импорта
продовольственных товаров
Меры нетарифного регулирования импорта продовольственных товаров в Российской Федерации представляют собой ограничения, установленные в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами[72].
К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование (ст. 21, ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина или одобрение ценовых обязательств, принятых экспортером) и компенсационные меры (компенсационная пошлина, либо одобрение обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной).
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[73].
В целях настоящей дипломной работы рассмотрим практику использования мер и методов нетарифного регулирования внешней торговли на примере импорта мясопродуктов.
Одной из мер государственного регулирования внешней торговли продовольственными продуктами является сертификация товаров – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[74]. Для осуществления импортных поставок мяса необходимо оформить ряд документов, в том числе санитарно-гигиенический сертификат, сертификат происхождения товара и лицензию на ввоз мяса.
Сертификат о происхождении товара – это особый документ, выдаваемый компетентным органом в стране-экспортере (торговой палатой, союзом, ассоциацией предпринимателей и т.п.), который позволяет определить товары и в котором удостоверяется, что товары, к которым относится данный сертификат, происходят из конкретной страны.
Сертификат предоставляется в обязательном порядке на товары, происходящие из стран, которым Россия предоставляет преференциальный режим таможенного обложения, и на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также в случаях, если в документах для таможенного оформления отсутствуют сведения о происхождении товаров либо у таможенного органа есть основание полагать, что декларируемые сведения о происхождении товаров недостоверны и в случаях, если это предусмотрено международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, или российским законодательством в области охраны окружающей среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации.
Основное требование, предъявляемое к сертификату о происхождении товара, состоит в том, что он должен однозначно свидетельствовать о том, что поставляемый товар происходит из данной страны. Сертификат о происхождении предоставляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.
Статьей 24 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусмотрено лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях: введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан и т.д.; предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; выполнения РФ взятых международных обязательств. Лицензии выдаются на определенный срок, а, следовательно, время действия лицензии на импорт квотируемого мяса домашней птицы, говядины и свинины может быть продлено только в случае продления срока действия ограничения на ввоз мяса домашней птицы, свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины.
В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины.
Действующая ныне система квотирования импорта мяса была введена в январе 2003 года. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года лицензированный ввоз «красного» мяса начался 1 апреля 2003 года, а мяса птицы – с 29 мая 2003 года. Новый порядок поставок мяса по импорту вводился, прежде всего, с целью защиты экономических интересов российских производителей от постоянно растущего, ничем не регулируемого импорта продовольствия, тем более что правительства западных стран существенно дотировали своих сельхозпроизводителей. Также целью введения квот на мясо было обеспечение наиболее благоприятных условий развития животноводства страны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах» установлены квоты на импорт мяса в Российскую Федерацию в 2006-2009 гг. (табл. 3.2.1 - 3.2.3)[75]. Этот документ, разработанный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, утверждает перечень товаров и объемы их ввоза в РФ, а также определяет ставки ввозных таможенных пошлин на них. Как сообщалось ранее, данное постановление призвано установить правила игры на ближайшие четыре года. До этого подобные постановления определяли ситуацию лишь на предстоящий год. Принятый документ сохраняет принцип нетарифного регулирования импорта мяса, но вносит в него два существенных изменения. В частности, отменяет запрет на импорт куриного мяса вне квот, а, кроме того, ликвидирует аукционы, в ходе которых приобретались права на импорт говядины и свинины в рамках тарифных квот. Так, ставка таможенной пошлины на ввоз мяса птицы в рамках квоты с 1 января по 31 декабря 2006 года составила 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг. Поставки сверх квоты облагались пошлиной в размере 60%, но не менее 0,48 евро за 1 кг. Ранее в России действовала импортная квота на ввоз мяса птицы, которая не предусматривала сверхквотных поставок. Ставки таможенных пошлин пересмотрены в сторону понижения и для других видов мяса – говядины и свинины. Министерству экономического развития и торговли РФ поручено ежегодно вносить на утверждение в правительство РФ ставки ввозных таможенных пошлин на период 2006-2009 годы.