Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
– провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
– рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
– проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
– оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
– раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
– обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.
Введение …………………………………………………………………….4
1. Продовольственная безопасность государства ……………………...7
1.1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………7
1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………16
1.3. Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах ……………………………………22
2. Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО ……………………29
2.1. Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства ……………………………………………29
2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………40
3. Механизм обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО ………………47
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………47
3.2. Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров…………………………………………………………57
Заключение …………………………………………………………………64
Список использованных источников …………………………………67
Таблица 3.2.1
Квота на импорт мяса птицы, в тоннах
Страна | Годы | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
США | 771 900 | 841 300 | 871 400 | 901 400 | 931 500 |
ЕС | 205 000 | 220 600 | 228 600 | 236 400 | 244 400 |
Парагвай | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 |
Другие страны | 68 100 | 63 900 | 66 200 | 68 800 | 71 100 |
Общая квота | 1 050 000 | 1 130 000 | 1 170 000 | 1 210 000 | 1 250 000 |
Таблица 3.2.2
Квота на импорт свинины, в тоннах
Страна | Годы | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
США | 53 800 | 54 800 | 49 000 | 49 800 | 50 700 |
ЕС | 236 000 | 240 500 | 244 900 | 249 300 | 253 400 |
Парагвай | – | 1 000 | 1 000 | 1 000 | 1 000 |
Другие страны | 176 600 | 179 800 | 189 900 | 193 400 | 197 100 |
Общая квота | 467 000 | 476 100 | 484 800 | 493 500 | 502 200 |
Таблица 3.2.3
Квота на импорт говядины (мороженная/охлажденная), в тоннах
Страна | Годы | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
США | 17 700 | 17 900 | 17 900 | 18 300 | 18 500 |
ЕС | 339 700 | 343 700/ 27 300 | 347 600/ 27 800 | 351 600/ 28 400 | 355 500/ 29 000 |
Парагвай | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 |
Другие страны | 69 900 | 70 400/ 500 | 71 300/ 500 | 72 100/ 500 | 73 000/ 500 |
Общая квота | 430 000/ 27 500 | 435 00/ 27 800 | 440 000/ 28 300 | 445 000/ 28 900 | 450 000/ 29 500 |
С 2004 года стала применяться практика так называемых «страновых» (то есть определяемых для каждой страны-поставщика) квот, прежде распространявшихся только на поставки мяса птицы. Ежегодно принимались специальные правительственные постановления, которые определяли размеры квот и таможенных тарифов на их ввоз. Сверхквотные поставки говядины и свинины облагались повышенными пошлинами. Сверхквотные поставки куриного мяса были запрещены вообще. Квота разбивалась по странам-поставщикам, самая большая доля по мясу птицы была у США (74%) и ЕС (18%). Мясо, поступающее в рамках квот, облагается пониженной пошлиной, которая в среднем в три раза ниже, чем для сверхквотных поставок. Введение квот было необходимой мерой, так как российские животноводы находились в критическом положении.
Цели введения квот: защита отечественных сельхозпроизводителей и ограничение импорта мяса в Россию, так или иначе, были достигнуты. Но и минусы квотирования тоже ясны. Из-за «исторического» принципа распределения квот доступ к импортному мясу получает ограниченный круг игроков, что явно не способствует развитию здоровой ценовой конкуренции. Играет отрицательную роль и «страновой» принцип. Цены на мясо в ЕС и США, а именно на них приходится большая часть квот, сегодня очень высоки, покупать же более дешевое мясо российским компаниям нельзя.
География поставок и страновые квоты, установленные правительством, могут претерпеть изменения по санитарно-ветеринарным показаниям. К временным запретам на импорт могут прибегать по очень веским причинам, имеющим нестабильный и краткосрочный характер проявления. Так, с 7 июня 2008 года были введены временные ограничения на поставки турецких томатов, баклажанов, картофеля, винограда и лимонов. В Россельхознадзоре пояснили, что эта растительная продукция небезопасна для здоровья наших граждан, поскольку содержит остаточные количества пестицидов, нитратов и нитритов в количествах, существенно превышающих их максимально допустимые уровни, установленные российским законодательством. Только в 2008 году выявлено около 90 партий, не соответствующих российским стандартам овощей и фруктов. Кроме того, в ряде случаев в турецкой продукции были обнаружены карантинные объекты, в частности, насекомые, паразитирующие на плодах.
Итак, меры нетарифного регулирования импорта продовольственных товаров в Российской Федерации представляют собой ограничения, установленные в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами.
Основными мерами нетарифного регулирования внешней торговли продовольственными продуктами является сертификация товаров, лицензирование, тарифные квоты, в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин, под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины, временный запрет на импорт.
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует констатировать, что поставленные цель и задачи работы в основном выполнены и можно сделать следующие выводы:
1. Под продовольственной безопасностью следует понимать способность отечественного агропромышленного комплекса производить и поставлять на внутренний рынок продовольственные товары и ресурсы в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и должного качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов.
2. Оценивая уровень продовольственной безопасности в стране за последние годы, можно сделать вывод, что она находится в критической области. В настоящее время, насыщенность продовольственного рынка России такова, что, в основном, физическая доступность продовольствия обеспечена на минимальном уровне потребления; потребление населением некоторых видов продуктов питания значительно ниже рекомендуемых норм; обеспеченность продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по основным продуктам от 55 до 80%.
3. Продовольственная независимость представляет собой способность государства гарантировать экономическую доступность к основным продуктам питания всех социальных групп в количестве и качестве, необходимом для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения, за счет собственного производства и регулируемой части импорта продовольствия. Анализ, проведенный в настоящей работе показал, что Российская Федерация перешла грань утраты продовольственной независимости в части обеспечения населения продуктами питания; существует высокая зависимость страны от импорта продовольствия и низкая обеспеченность качественной продовольственной продукцией, безопасной для жизни, здоровья населения и окружающей среды.
4. В зависимости от принципиального отношения к проблеме продовольственной безопасности зарубежные страны можно условно разделить на три группы: ориентированные на импорт продовольствия; ориентированные на экспорт продовольствия, и страны, обеспечивающие внутренний рынок за счет собственного производства. Несмотря на принципиальные отличия рассмотренных подходов, и те, и другие считают, что необходимый и достаточный уровень продовольственной обеспеченности страны достигается как за счет собственного производства основных продуктов питания, так и наличием средств для их импорта в необходимых объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.