Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;
Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………
По объекту обложения таможенные пошлины классифицируются как:
1) импортные – пошлины,
которые накладываются на
2) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют цель сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Такая ситуация создалась при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, кофе – Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России;
3) транзитные – пошлины,
которые накладываются на
По характеру таможенные пошлины классифицируются как:
1) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
2) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
3) специальные – вводятся в том случае, если товар ввозится в Россию в количестве и на условиях, угрожающих нанести существенный ущерб российским производителям, либо в ответ на дискриминационные и иные действия зарубежных государств, ущемляющие интересы Российской Федерации.
Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.
Введению особых пошлин предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда всё остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
4) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по данным товарам приостанавливается [39, с.50].
По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:
- постоянные – таможенный
тариф, ставки которого
- переменные – таможенный
тариф, ставки которого могут
изменяться в установленных
По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:
- номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенные на импортные узлы и детали этих товаров [38, с.180].
Важнейшим аспектом анализа таможенных пошлин является изучение их функций. Ведь реализация каждой из них во многом определяет эффективность растущего воздействия таможенной пошлины на необходимые параметры внешнеторгового процесса.
Таможенная пошлина
– явление исключительно
Итак, каковы же функции таможенной пошлины, а значит во многом и таможенного тарифа государства?
Назовем только важнейшие из них:
1. фискальная;
2. ценообразующая;
3. распределительная;
4. бюджетообразующая;
5. регулирующая;
6. стимулирующая;
7. защитная, или функция защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей;
8. функция защиты интересов отечественных потребителей [42, с.56].
Суть фискальной функции в изъятии государством части доходов, части добавленной стоимости экспортеров или импортеров. В рамках реализации данной функции следует изымать в федеральный бюджет и природную ренту при тарифном регулировании экспортно-импортных операций с природными ресурсами, с сырьевыми товарами природного происхождения.
Осуществление фискальной функции таможенных пошлин исторически привело к тому, что государство выработало ряд способов, обеспечивающих гарантированные поступления пошлин в бюджет:
- в качестве своеобразного
противовеса значительным и
- пошлины на большое количество товаров взимаются по специфическим ставкам (в абсолютной сумме на единицу измерения — веса, длины, объема и т. п.), в меньшей мере подверженным инфляционным воздействиям по сравнению с пошлинами, исчисляемыми по адвалорным ставкам (в процентах от таможенной стоимости);
- широко применяется
также комбинированное
- устанавливается приоритет
требований таможенных органов
по уплате таможенных налогов
с имущества, продаваемого
- уплата таможенных налогов и сборов должна быть обязательно гарантирована декларантом в какой-либо форме – залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа;
- в исключительных
случаях плательщику предоставл
Ценообразующая функция: пошлина непосредственно участвует в формировании цен на импортные товары. Она является и самостоятельным элементом. Кроме того, она участвует в формировании базы для расчета и взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза.
Поэтому любое изменение ставки автоматически меняет не только величину собственно таможенной пошлины, но и указанных косвенных налогов. Кроме того, она может повлиять на величину торговых наценок, применяемых оптовыми и розничными торговопосредническими фирмами.
Содержание распределительной функции в том, что с помощью таможенной пошлины государство участвует в распределении и перераспределении доходов участников ВЭД и потребителей иностранных товаров. Причем объектом перераспределения могут стать доходы отечественного экспортера, отечественных импортеров, доходы конечных и промежуточных покупателей на внутреннем рынке страны. Чем ниже ставки пошлин, тем меньше участвует государство в таком перераспределении. И, наоборот, при повышении ставок масштабы его участия в перераспределительных процессах возрастают.
Выполнение бюджетообразующей функции связано с изъятием таможенных пошлин (и других таможенных платежей) в доходную часть государственного бюджета. В России – в доходную часть именно федерального бюджета страны. Как известно, в России удельный вес таможенных платежей уже несколько лет составляет свыше 40% доходов федерального бюджета Российской Федерации. Существенная часть из них формируется за счет импортных и экспортных таможенных пошлин. Кроме того, они, как уже отмечалось, участвуют в формировании налогооблагаемых баз по ряду косвенных налогов.
Регулирующая функция, или функция регулирования объемов и структуры экспортно-импортных операций страны: могут выделяться также и другие объекты регулирующего воздействия государства. Регулирование производится с помощью системы методов таможенно-тарифного характера. Наиболее важные из них: введение (отмена) экспортных пошлин; введение (отмена) ввозных пошлин; введение сезонных пошлин; Снижение или увеличение ставок пошлин; смена видов ставок, введение особых таможенных пошлин и др.
Стимулирующая функция, или функция стимулирования экспортно-импортных операций с конкретными товарами, с определенными товарными группами: поощрения операций с отдельными странами и даже с межгосударственными объединениями (таможенные союзы, экономические союзы, страны межгосударственной зоны свободной торговли, наименее развитые страны).
В области экспортной деятельности таможенные пошлины должны, в первую очередь, способствовать:
– динамичному вывозу
максимально готовой и
– поставкам товаров в рамках международной кооперации;
– сохранению традиционных экспортных потоков российских товаров на рынки стран СНГ, развивающихся государств;
В сфере регулирования российского импорта следует стимулировать [32, с. 56]:
– импортозамещение;
– закупки за рубежом продукции, не производимой и поэтому отсутствующей на внутреннем рынке;
– ввоз продукции дефицитной или недостающей на рынке России;
– импорт сырья для его переработки на отечественных предприятиях;
– привлечение зарубежных
инвестиций, в том числе и в
форме ввоза новейшего
Защитная, или функция защиты экономических интересов отечественных производителей: реализация данной функции должна быть сконцентрирована на защите внутреннего рынка от импорта демпинговой продукции, субсидируемых иностранных товаров, а также продукции, массовый ввоз которой в беспошлинном режиме (или при наличии низких ставок пошлин) способен наносить (а тем более если уже наносит) значительный экономический ущерб каким-либо отраслям национального хозяйства [32, с.57]. Необходима также тарифная защита высокотехнологичных отраслей российской экономики (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, наукоемкие производства).
Функция защиты интересов отечественных потребителей: пошлины должны способствовать сокращению избыточного импорта нежелательных товаров, а также уменьшению излишнего экспорта на внешние рынки, не допуская разбалансированности их спроса и предложения на внутреннем рынке, не создавая предпосылок для роста цен внутри страны.
И, наконец, функция борьбы с демпингом (антидемпинговое регулирование). Реализация данной функции должна осуществляется в двух направлениях. Во-первых, следует не допускать демпинговых поставок российских экспортных товаров, используя для этого вывозные таможенные пошлины. К сожалению, обвинения российских экспортеров в демпинговых поставках на западные рынки имеют под собой определенные основания, хотя масштабы российского демпинга (в его классическом понимании) достаточно скромные, особенно если не называть демпингом любые экспортные поставки из России более дешевых товаров, чем товары экспортеров из других государств. Относительная дешевизна российского экспорта не является исчерпывающим критерием для его отнесения к демпингу. Требуются дополнительные исследования и доказательства.