Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

diplomnaya_rabota.doc

— 674.00 Кб (Скачать документ)

Законодательство допускает  возможность прекращения взимания компенсационной пошлины, если иностранный  производитель (экспортер) примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством субсидии в расчете на единицу товара при импорте его в РФ (п.3 ст.23 Закона №165-ФЗ).

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством Российской Федерации принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной  компенсационной пошлины не может  быть принято ранее, чем через  шестьдесят календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная  пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии.

Суммы предварительной  компенсационной пошлины не перечисляются  в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования, окончательного решения о применении компенсационной меры  Предварительная особая пошлина вносится плательщиком на депозит ФТС России. Она не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении особой пошлины. Если особая пошлина не будет введена, то платеж, вносимый в счет временной пошлины, подлежит возврату (Приложение А, таблица 1).

Правительство РФ вправе не применять специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, если их введение может причинить существенный ущерб развитию отрасли российской экономики, экономики РФ в целом или интересам значительной части потребителей товаров, либо по иным существенным причинам государственного значения (ст.37 Закона №165-Ф3).

Таким образом, ключевым моментом в принятии решения о введении особых пошлин является нанесение существенного ущерба развитию отраслей российской экономики.

Этот ущерб выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении реализации последнего на внутреннем рынке РФ, снижении рентабельности его производства, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, цены, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и др.

Особые пошлины могут  быть введены, только если установлена  реальная угроза причинения существенного  ущерба отрасли российской экономики.

При определении такой  угрозы должны учитываться следующие  факторы:

1) динамика роста импорта,  свидетельствующая о реальной возможности его дальнейшего значительного увеличения в будущем;

2) наличие или очевидная  неотвратимость возрастания в  будущем экспортных возможностей  иностранного экспортера, свидетельствующие  о возможности увеличения импорта  в Российскую Федерацию;

3) уровень цен импорта,  оказывающий подавляющий эффект  или сдерживающее влияние на  цены российских производителей, который может привести к дальнейшему росту спроса на товары импорта;

4) негативное влияние  товара, являющегося объектом расследования.

Заявление о применении особых пошлин принимается к рассмотрению:

- в случае специальных  пошлин - если на долю российских  производителей, поддерживающих заявление приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего российского товара;

- в случае антидемпинговых  и компенсационных пошлин –  не менее 25% [5].

В отдельных случаях  для принятия заявления о применении особых пошлин требуется заключение Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Министерство должно оценить будущие последствия влияния специальных защитных мер, антидемпинговых пошлин или компенсационных мер на развитие конкуренции, состояние внутреннего рынка России.

Антидемпинговые пошлины  решают задачу защиты внутреннего рынка страны от демпинговых постановок иностранных товаров. К демпингу относится ситуация, когда экспорт товаров и их реализация на внутреннем рынке страны-импортера осуществляется по более низким ценам, чем на территории страны-производителя, или эти товары продаются дешевле, чем их реализуют при торговле с третьими странами.

Разница между ценой импорта в России и внутренней ценой страны-экспортера (демпинговая маржа) должна изыматься государством с помощью антидемпинговых таможенных пошлин. Введение таких пошлин является достаточно сложной и длительной процедурой, требует проведения специального расследования.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ товаров  по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, что наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров на таможенной территории России.

Применение антидемпинговых пошлин в качестве инструмента защиты внутреннего рынка обусловлено тремя обстоятельствами:

- фактом ввоза товаров  на таможенную территорию РФ  по цене более низкой, чем их  нормальная цена, сложившаяся на  момент ввоза товаров в стране  экспорта;

- наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

- причинно-следственной  связью между ввозом таких  товаров, с одной стороны, и  нанесением (угрозой нанесения) материального  ущерба отечественным производителям  подобных товаров либо препятствием  организации или расширению производства таких товаров в Российской Федерации, с другой.

Одно из ключевых понятий  в антидемпинговом законодательстве - нормальная стоимость товара. В статье 2 Закона №165-ФЗ она определяется как цена аналогичного товара при обычном ходе торговли им, то есть при купле-продаже данного товара на внутреннем рынке государства.

Антидемпинговая пошлина  – это пошлина, которая применяется  при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины, сверх базовой ставки таможенной пошлины (ст.2 Закона №165-ФЗ).

Как следует из названия, антидемпинговая пошлина предназначена  для нейтрализации существенного  ущерба отрасли национальной экономики (или предотвращения угрозы его нанесения), вызванного демпинговым импортом товаров. Иными словами, это средство борьбы с демпингом, средство селективной защиты внутреннего рынка.

Если в антидемпинговое  расследование вовлечены несколько  производителей и/или экспортером  демпингового импорта из одного и  того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать.

Антидемпинговые пошлины  применяются:

- в отношении товара, являющегося предметом демпингового  импорта, всех производителей (экспортеров)  данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

- на индивидуальной  основе в отношении товара, являющегося  предметом демпингового импорта  конкретных производителей (экспортеров)  данного товара или объединений  таких производителей (экспортеров).

После анализа зарубежной правоприменительной практики и  содержания Закона №165-ФЗ следует вывод, что сфера применения антидемпинговой  пошлины может быть расширена  до всех производителей (экспортеров) конкретного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) и/или ограничена определенными производителями (экспортерами) товара или объединениями таких производителей (экспортеров).

Возможность такой избирательности  объясняется тем, что антидемпинг  по своей природе представляет собой справедливую попытку властей государства-импортера установить ограничение доступа на рынок в отношении экспортирующих фирм иностранных государств, практикующих демпинговую торговлю. Правомерность применения санкций в этом случае как раз и заключается в наказании непосредственного виновника неблагоприятных последствий. Отсюда селективность в использовании антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговые меры применяются  на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и нанесенным ущербом отрасли российской экономики ли угрозой его причинения (Приложение А, таблица 1).

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством Российской Федерации принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной  антидемпинговой пошлины не может  быть принято ранее, чем через 60 календарных  дней со дня начала расследования.

Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

В случае если ставка предварительной  антидемпинговой пошлины равна  размеру предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной  антидемпинговой пошлины не должен превышать четыре месяца, за исключением случая, если данный срок продлевается до шести месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее чем восемьдесят процентов.

В случае если ставка предварительной  антидемпинговой пошлины меньше предварительно подсчитанной демпинговой  маржи, срок действия предварительной  антидемпинговой пошлины не должен превышать шесть месяцев, за исключением  случая, если данный срок продлевается до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее чем восемьдесят процентов.

Суммы предварительной  антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении антидемпинговой меры.

В случае, если по результатам  расследования установлено, что  отсутствуют основания для введения антидемпинговой пошлины, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику.

В случае введения антидемпинговой  пошлины предварительная антидемпинговая  пошлина подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Если антидемпинговая пошлина введена в размере, превышающем ставку предварительной антидемпинговой пошлины, разница с плательщика не взимается (в США импортер обязан будет доплатить недостающую сумму). Если антидемпинговая пошлина ниже, чем предварительная антидемпинговая пошлина, разница подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата ввозных таможенных пошлин, а остаток платежа, внесенного в счет временной антидемпинговой пошлины, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

При получении от иностранного импортера в письменном виде добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта товаров, антидемпинговое расследование может быть прекращено.

В случае если иностранный экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере демпинговой маржи, введенная антидемпинговая пошлина не взимается со дня принятия иностранным экспортером такого обязательства в письменном виде. Если иностранный экспортер нарушит добровольно принятые на себя обязательства, то Правительство РФ может немедленно ввести антидемпинговую пошлину.

Срок действия предварительной  антидемпинговой таможенной пошлины  засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой пошлины. Он не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки по итогам повторного антидемпингового расследования (ст.11) [3]. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера демпинговой маржи.

Когда в отношении какого-либо товара устанавливается антидемпинговая пошлина, она взимается в каждом случае в надлежащих размерах с импорта товара, поступающего из всех источников, если установлено, что экспорт из каждого источника является демпинговым и причиняет существенный ущерб, исключая импорт из тех источников, со стороны которых были приняты антидемпинговые обязательства.

С одной стороны, можно  сказать, что назначением антидемпинговой  пошлины является ликвидация неблагоприятного воздействия демпинга. Она не служит в качестве штрафной санкции для экспортера, получившего прибыль от демпинговых операций за предшествующий период. Если так, то введение антидемпинговой пошлины по ставке, превышающей демпинговую маржу, логически оправдано. Однако такой подход может превратить антидемпинговую пошлину как универсальный инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности в обыкновенный запрет импорта.

Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения