Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

diplomnaya_rabota.doc

— 674.00 Кб (Скачать документ)

И, во-вторых, это защита внутреннего рынка Российской Федерации от демпинговых поставок товаров из-за рубежа. Причем во многих случаях масштабы экономического ущерба являются чрезвычайно большими и относительно легко доказуемыми. Например, объемы сокращения отечественного производства обуви, одежды, некоторых видов продовольствия и т п. Возможен расчет и масштабов недопроизводства этой продукции за годы рыночных реформ, потерь рабочих мест, доходов работников, бюджетных потерь федерального центра и регионов по этой причине. Однако специальные расследования правительством по этим фактам не производились. Антидемпинговые мероприятия по данным случаям не осуществлялись, антидемпинговые пошлины не вводились [32, с. 57].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Система инструментов селективного регулирования импорта России: общая характеристика

 

 

Известно, что любая таможенная пошлина может и должна выполнять защитные функции. Все зависит от размера ее ставки и условий ее применения. Однако эти пошлины носят единый характер, они применяются по отношению ко всем товарам, ко всем их экспортерам на внутренний рынок России. Имеет место универсальный подход к их применению за исключением случаев использования тарифных льгот и тарифных преференций. Именно поэтому принято говорить о единстве таможенного обложения, о единстве тарифного регулирования на таможенной территории страны.

Однако в реальной практике часто возникает задача защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта только отдельных товаров, причем ввозимых из определенных государств, экспортируемых строго определенными  участниками ВЭД из другой страны. А значит, возникает задача индивидуализированной, выборочной защиты национального рынка, решаемая за пределами базовых ставок таможенного тарифа, ведь базовые ставки не являются селективными. Для этих целей в мировой практике принято использовать группу особых таможенных пошлин:

- специальные;

- компенсационные;

- антидемпинговые.  

В случае их применения они  вводятся сверх базовых ставок таможенного  тарифа, поэтому их величина не входит в налогооблагаемую базу для расчета  и взимания налога на добавленную  стоимость.

Использование особых пошлин в процессе регулирования внешней  торговли базируется на проведении специальных, установленных нормативными документами  процедур. Подробности их реализации установлены в ряде федеральных  законов, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Их применение начинается с проведения специального расследования  фактов недобросовестной конкуренции, которые могут стать объектом вынужденного регулирования государства  с помощью какой-либо из особых пошлин (специальных, компенсационных, антидемпинговых).

Расследование проводится специальным государственным органом, имеющим полномочия для его выполнения. В Российской Федерации таким  органом является специальная комиссия Правительства, возглавляемая  первым заместителем его Председателя. Ее полное наименование – Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

Процесс расследования, его процедурные моменты, сроки  изучения данных вопросов, статус Комиссии, порядок и форма предоставления результатов ее работы Правительству регулируются специальными нормативными документами.

Комиссия не только выполняет  расследование фактов недобросовестной конкуренции, которые демонстрируют  зарубежные поставщики. Она не только обязана подтвердить или опровергнуть указанные факты. Комиссия должна определить наличие экономического ущерба российским производителям, отраслям национальной экономики. Причем ущерб (его масштабы) должен быть выражен в количественной форме, выражен с помощью системы показателей. Их расчеты при необходимости выполняет указанная комиссия. Решение о введении особых пошлин принимается только при наличии данных об ущербе, выраженных в количественной форме.

Особые пошлины вводит Правительство России по итогам проведенного расследования, на основе выводов и предложений данной Комиссии. Ставки особых пошлин вводятся Правительством индивидуально для каждого расследуемого случая. Решение о введении особых пошлин оформляется специальными постановлениями российского правительства.

Размеры вводимых пошлин (в соответствующих случаях) должны соотносится:

- с величиной демпингового  занижения цен иностранным экспортером;

- с объемом субсидий, прямо или опосредованно получаемых  зарубежными продавцами;

- с масштабами выявленного  экономического ущерба, который в результате недобросовестной конкуренции несут страна и отечественные производители.

Пунктом 4 ст. 10 Закона № 165-ФЗ установлено, что максимальный общий срок действия специальной  пошлины не должен превышать восьми лет (с учетом ее вторичного введения по итогам повторного расследования) [3].

Итак, в целях защиты экономической безопасности и экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимых товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные (ст. 7).

Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» определяет эти  пошлины как установленные на определенный срок и применяемые  к возимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов страны. Кроме того, законодательным основанием для взимания в бюджет особых видов пошлин являются Федеральные законы: от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; от 14.04.98 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; от 08.12.03 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара".

Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения такого ущерба.

Использование специальных  пошлин допускается в следующих  случаях:

- в качестве ответной  меры на дискриминационные действия других государств или их союзов;

- как защитная мера. При условии, если ввоз каких-либо  импортных товаров производится  в объемах и на условиях, которые  уже наносят ущерб отечественным  производителям одинаковых товаров  или угрожают нанести такой ущерб российским производителям аналогичной продукции или товаров-субститутов (непосредственно конкурирующих товаров).

Срок действия специальной  пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного  ущерба отрасли российской экономики, а также для предотвращения угрозы его причинения и последующей адаптации данной отрасли к новым условиям конкуренции. При этом он не может быть более четырех лет. Срок действия специальной пошлины может быть продлен Правительством РФ по результатам повторного расследования.  Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать восемь лет (Приложение А, таблица 1).

В условиях критического положения в отрасли российской экономики, если задержка с применением  специальной защитной меры причинила  бы серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет  устранить впоследствии, Правительством Российской Федерации на основании доклада, содержащего предварительное заключение Комиссии, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения такого ущерба, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.

Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.

Суммы предварительной  специальной пошлины не перечисляются  в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения  о применении специальной защитной меры. В случае если по результатам расследования, установлено, что отсутствуют основания для введения специальной пошлины, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику.

Компенсационные пошлины  применяются при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, при условии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства таких товаров на таможенной территории России.

Компенсационные пошлины  предназначены для выравнивания условий конкуренции для зарубежных экспортеров, получающих в своих  странах государственные субсидии. Они могут предоставляться или  для развития экспорта, или для замещения импорта на территорию указанных стран. Компенсационная пошлина – это средство борьбы страны-импортера с субсидируемым зарубежным экспортом, с нежелательным ввозом иностранного субсидируемого товара.

Компенсационная пошлина  нейтрализует ценовые преимущества зарубежных конкурентов-получателей государственных субсидий. Величина получаемой правительственной субсидии является исходной базой для определения размера компенсационных пошлин. 

Подробно правовые основы применения компенсационных мер изложены в Законе №165-ФЗ. В ст.2 содержится подробное определение субсидии. 

Субсидия – финансовая поддержка, несущая в себе преимущества посредством:

- прямого перевода  денежных средств (в том числе  в виде дотаций, займов, покупки  акций) или обязательства по  переводу таких средств (в том  числе в виде гарантий по  займам);

- отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм;

- льготного или безвозмездного  предоставления энергии, материалов, компонентов, полуфабрикатов, услуг,  предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем (экспортером);

- льготного приобретения  товара;

- иной поддержки доходов  или цен, если прямым или  косвенным результатом такой  поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

Однако не каждая субсидия является основанием для применения компенсационных мер, а лишь отвечающая ряду требований, установленных Законом № 165-ФЗ. Для этого она должна быть специфической субсидией.

В любом случае субсидия иностранного государства (союза иностранных  государств) является специфической  субсидией, если предоставление такой субсидии сопровождается:

- ограничением числа  конкретных организаций, которые  допущены к пользованию субсидией;

- преимущественным пользованием  субсидией конкретными организациями;

- предоставлением непропорционально  больших сумм субсидии конкретным организациям;

- выбором субсидирующим  органом льготного (преференциального)  способа предоставления субсидии  конкретным организациям.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных  государств) является специфической  субсидией, если число конкретных организаций, которые допущены к пользованию этой субсидией, ограничено организациями, расположенными в обозначенном географическом регионе.

Любая субсидия иностранного государства (союза иностранных  государств) является специфической  субсидией, если:

- субсидия в соответствии  с законодательством либо фактически  в качестве единственного условия  или одного из нескольких условий  увязана с результатами экспорта  товара. Субсидия считается увязанной  фактически с результатами экспорта  товара, если ее предоставление, юридически не связанное с результатами экспорта товара, связано с происшедшим или возможным в будущем экспортом товара либо связано на практике с экспортной выручкой;

- субсидия увязана  в соответствии с законодательством  либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров (п.2 ст.19 Закона №165-ФЗ).

Специфическая субсидия может быть направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

Применение компенсационной  пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая  субсидия. Однако срок действия компенсационной  пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или последнего пересмотра ставки пошлины в результате повторного расследования.

Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения