Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа

Описание

Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106

Работа состоит из  1 файл

диплом Султанов.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

Среди принципов законодательства РФ по таможенному делу можно выделить общие принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и специальные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Специальные принципы представлены двумя подгруппами - принципы нетарифного регулирования и принципы таможенно-тарифного регулирования. Взаимосвязь этих подгрупп принципов таможенной политики устанавливается общим принципом использования только правовых методов регулирования внешнеторговой деятельности, принципом разделения мер регулирования на стратегические и оперативные, не совпадающего с разграничением на меры нетарифного и тарифного регулирования, принципом приоритета экономических мер государственного регулирования.

С практической точки зрения приведенная классификация принципов таможенной политики удобна, но для решения задач контроля таможенной деятельности требует уточнения. При осуществлении контроля в сфере таможенного дела представляется существенным разграничение принципов таможенной политики, отнесенных к названным выше группам, на принципы

организации системы государственного регулирования таможенной деятельности и контроля за ее осуществлением и принципы регулирования перемещения товаров, услуг и финансов через таможенную границу Российской Федерации.

Следует учитывать два важных принципа правового регулирования таможенной деятельности в федеративном государстве: во-первых, возложение обязанности одобрения закона по таможенному делу на верхнюю палату парламента, что соответствует мировой практике; во-вторых, исключение возможности конкуренции Федерации и ее субъектов в области таможенного дела, опирающееся на создание механизмов согласования и учета их таможенных интересов. С точки зрения задач контроля в сфере таможенного дела федеральное законодательство, развивая конституционные принципы таможенной политики, призвано устанавливать конкретные критерии законности, целесообразности и эффективности деятельности государственной администрации. Основными актами федерального законодательства по таможенному делу являются Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [8], Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [9], Федеральный закон от 8 декабря 2003 г № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [10], Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [11].

Деятельность ФТС России, в рамках установленных полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Стратегические цели и тактические задачи                     ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Основные нормативные правовые акты, определяющие сферу деятельности  ФТС России и являющиеся основанием для формулирования данной цели:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон                   от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ). Часть вторая (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №  117-ФЗ);

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) [15];

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

6. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

7. Федеральные законы о федеральном бюджете.

Перейдем непосредственно к правовой основе таможенного контроля товаров и транспортных средств в Российской Федерации.

Изучение Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, определившие основные направления создания целостного организационно-правового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Вопросам таможенного контроля посвящен раздел 3 Кодекса - ст. 52 – 103 [2], которые в полном объеме соответствуют и адаптированы с положениями гл. 6 Конвенции Киото [1] и ее стандартными правилами.

Следует обратить внимание на стандартные правила 6.1, 6.3, 6.8 и 6.10, в которых конкретизировано, что все товары подлежат таможенному контролю; таможенная служба при таможенном контроле использует систему управления рисками; таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками ВЭД и таможенная служба оценивает системы электронных коммуникаций участников ВЭД.

Разработчики проекта Кодекса в полной мере учли международные правила и стандарты организации и проведения таможенного контроля:

- переход от исключительного таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите. Такой подход обеспечит таможенному органу реальную возможность регулировать увеличивающийся объем международной торговли, обеспечить экономию ресурсов, а также более интенсивно содействовать торговле;

- приоритет управления рисками как неотъемлемой части таможенного контроля;

- проведение оценки осуществления таможенного контроля с целью поддержания программы контроля на эффективном и высоком производительном уровне;

- осуществление совместных мероприятий таможенными органами;

- широкое использование таможенными органами информационных технологий.

              Таким образом, правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе России - обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом России (ст. 15 ТК РФ). Также глава 15 Таможенного кодекса Таможенного Союза посвящена общим положениям таможенного контроля.

В условиях развивающихся в России рыночных отношений требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль может проводиться в соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации исключительно таможенными органами.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (п. 1 ст. 410 ТК РФ).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров и транспортных средств. Например, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством. За нарушение указанных условий и ограничений лица несут ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, правовую основу таможенной деятельности и функционирования таможенной службы как управленческого института составляют международные и национальные законодательные акты, конвенции, соглашения, манифесты, кодексы, которые различаются по характеру их применения: обязательные, рекомендательные и декларативные.

 

1.3. Структура и функции таможенных органов

 

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России. [1]

Деятельность таможенной службы универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии выполняемых таможенными органами социальных функций, закрепленных в Таможенном кодексе Российской Федерации и конкретизированных в Положении о Федеральной таможенной службе России, а также в Положениях о региональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте РФ. [2]

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных учреждений в самостоятельную государственную структуру, стремительное изменение законодательства привели к тому, что более 20 министерств и ведомств передали российской таможенной службе часть своих правовых, экономических, статистических, природоохранных и др. функций. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом деятельности таможенных органов России. [3]

Однако основные их функции - это пополнение доходной части федерального бюджета (фискальная функция), борьба с таможенными правонарушениями во внешнеэкономической сфере государства (правоохранительная функция) и административно-правовое регулирование таможенного дела (административная функция). [4]

Согласно ст. 3 Федерального закона «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле [5]. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» [6], таким органом является Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).

Система таможенных органов - составляющая часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации, системы правоохранительных и военизированных органов государства, Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по контролю и надзору, в том числе финансовой функции, функций агента валютного контроля, функций содействия внешней торговле и специальных функций по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела, и подчиненные ей иные таможенные органы.[7]

Рассмотрим структуру таможенных органов РФ и организаций ФТС России (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). [8]

ФТС России как объект управления является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Исполнение функций ФТС России осуществляется через систему таможенных органов, в которую, по состоянию на 1 января 2010 года входят          7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 106 таможен, 627 таможенных постов, 8 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, 10 представительств ФТС России за рубежом. Общая фактическая численность таможенных органов составляет    68 062 единицы [9].

Структура ФТС на 2011 год представлена следующими подразделениями:

Главное организационно-инспекторское управление

Главное управление информационных технологий

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля

Главное управление по борьбе с контрабандой

Главное управление тылового обеспечения

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования

Главное финансово-экономическое управление

Главное управление таможенных расследований и дознания

Правовое управление

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Управление делами

Управление государственной службы и кадров

Управление по связям с общественностью

Управление по противодействию коррупции

Управление таможенного сотрудничества

Управление таможенной статистики и анализа

Контрольно-ревизионное управление

Региональное таможенное управление организации силового обеспечения

Управление правового обеспечения законопроектной деятельности

Управление товарной номенклатуры

Аналитическое управление [10].

Рассмотрим более подробно правоохранительную функцию таможенных органов.

4 декабря 2005 г. распоряжением Правительства РФ N 2225-р была утверждена Концепция развития таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 и последующие годы [11]. В Концепции в рамках правоохранительной направленности предложено уделить особое внимание решению таких вопросов, как:

Информация о работе Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития