Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
Рассмотрим, обходят закон в отношении ввоза автотранспортных средств на Дальнем Востоке. Как правило, машину ввозят под видом автозапчастей. На таможне оформляется два документа, две декларации – отдельно на кузов и на двигатель. Потом покупаются документы на машину такой же марки, которую давно ввезли в Россию и которая давно уже успела превратиться в старье. Договариваются со своими сотрудниками ГИБДД и пишут заявление на ремонт, требующий замену кузова, а потом и двигателя. В итоге новая машина просто собирается в автосервисе. А по документам она проходит как давно «растаможенная». Благо, что марки японских машин меняются не так уж часто. Та же «Тойота-Королла» выпускается где-то с семьдесят пятого года двадцатого века. Существуют и другие схемы, но эта - наиболее распространенная, есть много людей, которые могут предоставить эти услуги, если надо. Но оценивается этот сегмент рынка от легального примерно в 5-10 процентов. [26]
Стоимость автомобиля при таможенной оценке транспортного средства определяется на момент пересечения границы Российской Федерации на основании представленных при декларировании документов (об этом будет сказано в п.п. 2.2. настоящей выпускной работы). Только после полной таможенной оценки и выпуска товара в свободное обращение у декларанта есть право обратиться за корректировкой на изменение цены в ГТК, принимая во внимание качество и техническое состояние, приложив следующие документы:
- акт досмотра инспектора таможни с подробным описанием;
- акт о том, как автомобиль попал в аварию;
- справку из ГИБДД страны - нерезидента с печатью и подписью. [26]
Сотрудники таможенного органа вправе затребовать иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.
В период с 1995 года по 2009 год на таможенную территорию Российской Федерации ввезено большое количество автотранспортных средств без таможенного оформления и без уплаты (полной или частичной) таможенных пошлин, налогов, которые продолжают находиться во владении и пользовании физических лиц. [26]
По докладам из таможен более восьми тысяч автотранспортных средств объявлено ими в розыск с использованием сил и средств территориальных подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел в связи с возбуждением уголовных дел, дел об административных правонарушениях (нарушениях таможенных правил) либо с недекларированием и неуплатой таможенных пошлин, налогов. [О розыске автотранспортных средств, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации ФТС N 65-р от 02.03.2006 г.]
При этом должностные лица таможни, как правило, ограничиваются лишь объявлением в розыск и не используют иных способов установления местонахождения автотранспортных средств и лиц, причастных к их противоправному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. Более того, в ряде таможен не ведется учет разыскиваемых автотранспортных средств, не налажено взаимодействие с территориальными подразделениями Госавтоинспекции органов внутренних дел по постановке в розыск, взаимному информированию и снятию с розыска.
Вместе с тем основной задачей учета разыскиваемых автотранспортных средств с использованием АИПС «Автопоиск» ГИАЦ МВД России является оперативное информационное обслуживание раскрытия и расследования преступлений. Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают объявление в розыск автотранспортных средств в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, изъятия или ареста в качестве предмета административного правонарушения. [20]
Анализ результатов розыска показал крайне низкую его эффективность как меры по обеспечению уплаты лицами таможенных пошлин и налогов. Принимаемые в связи с розыском ограничительные меры в пользовании автотранспортными средствами зачастую нарушают права и законные интересы граждан, являющихся их добросовестными приобретателями. [20]
Относительно ввоза транспортных средств юридическими лицами хотелось бы сказать следующее и отметить отличия от процедуры ввоза транспортных средств физическими лицами. Это величина таможенных платежей, для юридических лиц они выше, чем для физических лиц.
С 15 мая 2002 года таможенное оформление всех новых автомобилей марки «Мерседес-Бенц», ввозимых на территорию России юридическими лицами, осуществляется только на таможенном посту «Автомобильный» (34-й км МКАД). [20] Прежний порядок сохраняется лишь в отношении иностранных лиц, пользующихся льготами в соответствии с разделом VII Таможенного кодекса РФ [4].
В связи с введением новых таможенных пошлин постановлением правительства РФ №903 от 5 декабря 2008 года, вступающим в силу с 13 января 2009 года, стоимость таможенного оформления иномарок резко возрастает. [20]
Чтобы сравнить, насколько возрастет стоимость «растаможки», произведём расчёт на примере ввоза автомобиля с объёмом бензинового двигателя 1500 куб.см, мощностью 100 л.с. Будем считать, что по старым пошлинам ввозим 7-летнюю иномарку стоимостью 10000 евро (396700 руб.), а по новым – 5-летнюю иномарку стоимостью 12000 евро (476040 руб.). Примем курс евро равным 39,67 руб.
Таким образом, исследовав процедуру оформления ввозимых транспортных средств на таможенную территорию РФ (на примере Тюменской таможни), нами сформулированы следующие выводы.
Тюмень занимает выгодное транспортно-логистическое положение, позволяющее ему быть как деловым центром для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и крупнейшим центром оказания сервисных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг.
Транспортные средства перемещаются через Тюменскую таможню в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 ТК РФ.
Импорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, со странами дальнего зарубежья - вырос в четыре с половиной раза (с 352,3 млн. долларов до 1307,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – снизился рост в указанный период с 107,7 млн. долларов до 97,7 млн. долларов.
С начала 2009 года в Тюменскую область через тюменскую таможню ввезли всего 19 автомобилей. За этот же период 2008 года таможенники оформили 106 машин. Рост автоимпорта снизили новые пошлины. Экспорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, - вырос в 32,4 раза (с 3,5 млн. до 113,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – увеличился рост в 0,59 раз в указанный период с 27,9 млн. долларов до 45,9 млн. долларов.
В случае ввоза физическими лицами новых автомобилей иностранного производства взимается совокупный таможенный платеж. В случае ввоза физическими лицами новых российских автомобилей применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 см. куб объема двигателя. Таможенные сборы за таможенное оформление составляют 0,1 % таможенной стоимости автомобиля.
Таким образом, необходимые документы при оформлении ввоза транспортного средства на территорию РФ, которые необходимо предъявлять в Тюменскую таможню таможенную декларация о ввозе транспортного средства, заполненная в пункте пропуска на границе Российской Федерации с отметкой таможенного органа на границе и все установленные документы на автомобиль.
При ввозе физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации, транспортных средств (за исключением новых транспортных средств), вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя, которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно, такие лица уплачивают таможенные платежи по единой ставке таможенных пошлин и налогов в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2.3 - 2.6, подпунктом Правил перемещения транспортных средств через таможенную границу России.
В отношении транспортных средств (за исключением новых транспортных средств), вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. сантиметров, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1,4 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. [10]
Данная процедура необходима только в том случае, если производится расчет совокупного таможенного платежа (при ввозе новых автомобилей, либо при ввозе транспортных средств, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности).
Результаты таможенной оценки оформляются в виде «Заключения о таможенной стоимости ввозимого автотранспорта» (произвольной формы) с указанием Ф.И.0. инспектора, производившего таможенную оценку, его подписью, ЛНП, датой оценки. [10]
При отсутствии документов, подтверждающих заявленную стоимость транспортного средства, сотрудник отдела определяет таможенную стоимость на основании имеющийся в отделе ценовой информации о подобных транспортных средствах. Источником ценовой информации для определения таможенной стоимости служат издания европейской организации «Евротакс»[26] :
- рыночный бюллетень цен на подержанные автомобили из Германии «Super Schwacke»;
- рыночный бюллетень цен на подержанные автомобили в Европе «Occasion»;
- а также купчие, оформленные при покупке автомобилей физическими лицами (при условии, что заявленная стоимость автомобилей не вызывает сомнений у сотрудников таможни). [26]
Кроме того, лицо, заявляющее автомобиль на таможенное оформление, вправе предоставить имеющуюся у него информацию: прайс-листы, каталоги, бюллетени и т.д. зарубежных фирм, осуществляющих продажу подержанных автомобилей в стране, где приобретен автомобиль.
При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной декларантом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить стоимость ввозимых транспортных средств на основании ценовой информации, имеющейся в его распоряжении. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого транспортного средства, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену транспортного средства.
При необходимости определения реальной рыночной стоимости автомобиля, а также при возникновении спорных вопросов или несогласия лица с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости транспортных средств, таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы специализированными оценочными фирмами.
Участие таможенных лабораторий в процедуре определения либо подтверждение таможенной стоимости товаров предусматривается в части проведения лабораторных исследований и выдачи заключений по вопросам качественно-количественного состояния товара, а также осуществления товароведческих экспертиз. Результатом работ по оценке является экспертное заключение с указанием модели автомобиля, его гос. номера, реальной рыночной цены, с учетом особенностей комплектации и технического состояния (с полным описанием необходимых вычислений и расчетом износа транспортного средства) и ссылкой на используемую экспертом информацию (номер каталога, страница и номер позиции и т.д.).
На основании ч. 1 ст.8 Таможенного Кодекса России иные органы не вправе принимать решения по правильности определения таможенной стоимости. Ответственность за принятие решения лежит на должностных лицах таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление товара. [4]
В случае непредставления одновременно с таможенной декларацией документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, или неуплаты таможенных платежей транспортные средства, ввозимые физическими лицами, подлежат помещению на СВХ (стоянки временного хранения) на срок не более двух месяцев.
Основной базовый документ для оценки автомобиля, ввезенного из-за рубежа, - это технический паспорт, в котором наиболее полно указаны все параметры автомобиля. Например, в графе 4 немецкого техпаспорта в 17-значном коде зашифрованы данные о номере кузова, двигателя и указаны такие сведения, как перекраска, замена узлов, и т.д. [24]
При оценке таможенной стоимости автомобиля по имеющимся каталогам подержанных автомобилей учитываются все технические качественные характеристики по техпаспорту: марка, год выпуска, объем двигателя, мощность, тип кузова, количество мест, число цилиндров, пробег, общее техническое состояние (с учетом предпродажной подготовки).
При определении стоимости автомобилей следует учитывать, что цены, приведенные в справочнике, являются конечными ценами продавца, включающими 15% налог на добавленную стоимость, и рассчитанными на простейшее оснащение базовых моделей. В скобках, под годом выпуска машины, для сведения приведены заводские цены на новые автомобили. Уровень цен приведен для автомобилей, чье общее состояние соответствует возрасту и мощности, износ составляет не более 50%, а сами автомобили исправны, пригодны для эксплуатации, не попадали в аварии и удовлетворяют требованиям безопасности движения. Кроме этого принято, что:
- следующий после продажи технический осмотр должен быть проведен через 12 месяцев;
- автомобиль имеет только серийное оснащение;
- автомобиль впервые допущен к эксплуатации в мае указанного года выпуска;
- пробег автомобиля равен некоторой средней величине, определяемой категорией по пробегу.
Очевидно, что в большинстве случаев качественные характеристики реального автомобиля отличаются от перечисленных выше. Поэтому стоимость ввозимого автомобиля должна быть получена путем корректировки цен, приводимых в справочниках.
1. Исходя из данных технического паспорта (или документа, его заменяющего), определяется марка, тип и объем двигателя, год выпуска автомобиля.