Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа

Описание

Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106

Работа состоит из  1 файл

диплом Султанов.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

- таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- деятельность таможенного представителя (брокера по-старому), таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;

- соблюдение ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством России;

- уплата таможенных пошлин, налогов.

В целях повышения эффективности таможенного контроля проект Кодекса предусматривает применение технических средств, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля применяются:

1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения;

2) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды;

3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля;

4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля;

5) для контроля носителей аудиовидеоинформации;

6) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре;

7) для наложения атрибутов таможенного обеспечения.

Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства.

Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

Проект Таможенного кодекса наделяет таможенные органы полномочиями применять данные меры как после утраты товарами, находящимися под таможенным контролем, статуса, так и во всех иных случаях, когда выявляются факты:

- ввоза товаров с нарушением таможенных правил;

- отсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверности таких сведений, а равно отсутствия коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;

- пользования и распоряжения условно выпущенными товарами.

Проект Таможенного кодекса Таможенного союза дает основание полагать, что на внутренних границах Таможенного союза будут упрощаться процедуры пограничного контроля в целях сокращения времени задержек транспортных средств для всех видов транспорта.

Рассмотрим практику на сегодняшний день на некоторых примерах. Время стоянки поездов на пограничных станциях, расположенных на Российско-Казахстанской границе:

- Аул (Республика Казахстан) - поезд стоит 90 мин.; Локоть (Российская Федерация), а здесь стоит уже 110 мин. Общее время - 200 мин. стоянки, или 3 часа 30 мин.

- Каерак (Республика Казахстан) - здесь поезд стоит 90 мин.; Троицк (Российская Федерация), а здесь поезд стоит 80 мин. Общее время - 170 мин. стоянки, или около 3 часов.

Это, конечно, очень много. С введением Таможенного кодекса Таможенного союза время стоянки поездов можно сократить наполовину, а то и больше, таможенный контроль следует проводить на какой-то одной станции - или в Казахстане, или в России.

Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 ТК РФ. [4]

Ввоз автомобилей в Россию проходит в соответствии с Таможенным законодательством Российской Федерации. [4]

Предполагая определенный порядок расчета и оплаты таможенных пошлин и платежей на автотранспортные средства, ввозимые физическими и юридическими лицами из-за границы на территорию Российской Федерации, растаможка автомобилей включает сбор таможенных платежей как часть процедуры в целом.

Конкретные факторы, от которых растаможка автомобилей зависит, – это тип ввозимого автотранспортного средства, дата его выпуска и данные о двигателе: рабочий объем и мощность.

Таможенную стоимость, идентификационный номер растаможка автомобилей также учитывает. Причем, для машин старого образца – возрастом более семи лет, ввозимых из-за границы, оформление может оказаться весьма дорогим.

Среди процедур оформления транзита транспортных средств, растаможка автомобилей является обязательной, и ей подлежат грузовые и легковые автомобили, пересекающие таможенную границу Российской Федерации. [4]

В структуре ФТС по территориальному признаку можно выделить:
          1) Таможни центрального подчинения;

          2) Северо-западное таможенное управление;

          3) Южное таможенное управление;

          4) Сибирское таможенное управление;

           5) Приволжское таможенное управление;

           6) Дальневосточное таможенное управление;

           7) Уральское таможенное управление. [20]

 Рассмотрим Уральское таможенное управление.  Зона ответственности Уральского таможенного управления охватывает территорию 6 субъектов УрФО: Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В аэропортах, имеющих статус международных, действуют 6 таможенных постов. Протяженность границы с Республикой Казахстан составляет 1, 5 тысячи километров. В приграничной территории действуют 9 автомобильных и 4 железнодорожных пунктов пропуска. Семь арктических портов в Ямало-Ненецком автономном округе (Новый Порт, Мыс Каменный, Сабетта, Сеяха, Тамбей, Харасавэй, Ямбург) открыты для захода иностранных судов. Таможенное оформление и контроль в УрФО осуществляют 10 таможен, 59 таможенных постов. Протяженность морской границы составляет 900 км. [20]

Уральское таможенное управление было создано приказом Государственного таможенного комитета России от 1 апреля 1993 г. № 116 общей штатной численностью 76 единиц. Во исполнение этого приказа было сформировано 10 отделов, две службы и один сектор. Все управление занимало в то время несколько комнат на пятом этаже здания и огромный актовый зал. Казалось, это огромное помещение никогда не заполнить. Однако через некоторое время с появлением новых отделов и этого стало мало. [20]

Сегодня Уральское таможенное управление является частью единой системы таможенной службы России и представляет собой целостный административно-хозяйственный комплекс, обеспечивающий государственный таможенный контроль на огромной территории от Северного Ледовитого океана до Казахстанских степей. 13 служб и 61 структурное подразделение, а штатная численность достигает 400 человек. В целом, по Уральскому федеральному округу — общий штат таможенных органов составляет более 3, 5 тысяч. [20]

Наряду с формированием структурных подразделений Управления создавались и формировались таможни региона. Сегодня в зону ответственности Уральского таможенного управления входит 10 таможен: Екатеринбургская, Кольцовская, Курганская, Магнитогорская, Нижнетагильская, Ямало-ненецкая (Новоуренгойская), Нижневартовская, Уральская оперативная, Тюменская и Челябинская.

Рассмотрим процедуру оформления ввозимых  транспортных средств на таможенную территорию РФ Уральского таможенного управления на примере Тюменской таможни.

Тюмень занимает выгодное транспортно-логистическое положение, позволяющее ему быть как деловым центром для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и крупнейшим центром оказания сервисных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг.

Город является важнейшим транспортным узлом Сибири, соединяющим не только все населенные пункты Тюменской области между собой, но и связывающим их с соседними областями – Свердловской, Курганской, Челябинской.

Через Тюмень проходит северная ветка транссибирской железнодорожной и автомагистралей, которые соединяют Урал и Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В городе расположены аэропорт федерального и международного значения «Рощино». В городе имеются также железнодорожный и автовокзалы, речной порт.

Рассмотрим структуру импорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.1.):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.2.1.

Товарная структура импорта Тюменской области (включая автономные округа)

                                                                                                                                                                                                                               млн. долларов США

 

2005

2006

2007

2008

2009

Страны дальнего зарубежья

467,5

544,6

970,6

1708,0

1537,1

в том числе:

 

 

 

 

 

машины, оборудование и транспортные средства

352,3

407,4

740,4

1352,0

1307,7

продукция топливно-энергетического комплекса

2,4

3,2

5,9

1,0

3,5

металлы и изделия из них

48,1

53,7

102,4

143,6

131,6

продукция химической промышленности, каучук

44,0

34,1

47,6

48,6

33,6

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

3,5

1,7

4,4

2,8

3,7

текстиль, текстильные изделия и обувь

0,5

0,9

3,1

1,0

1,8

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

3,3

21,6

33,0

18,9

22,2

прочие

13,4

22,0

33,8

140,1

33,0

Государства – участники СНГ

141,0

161,3

247,8

270,5

296,2

в том числе:

 

 

 

 

 

машины, оборудование и транспортные средства

107,7

119,9

174,5

122,3

97,7

продукция топливно-энергетического комплекса

1,6

1,9

2,1

0,0

131,4

металлы и изделия из них

21,6

19,1

40,3

26,1

36,0

продукция химической промышленности, каучук

1,2

3,9

7,7

27,1

17,4

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

0,4

0,2

0,3

0,0

0,0

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,9

4,3

4,9

2,3

1,9

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

3,0

3,5

11,3

29,8

9,1

прочие

3,6

8,5

6,7

62,9

2,7


 

[19].

 Данные, представленные в табл.2.1. позволяют сделать вывод, что импорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, со странами дальнего зарубежья -  вырос в четыре с половиной раза (с 352,3 млн. долларов до 1307,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – снизился рост в указанный период с 107,7 млн. долларов до 97,7 млн. долларов.

С начала 2009 года в Тюменскую область через тюменскую таможню ввезли всего 19 автомобилей. За этот же период 2008 года таможенники оформили 106 машин. Рост автоимпорта снизили новые пошлины. [19]

Количество проследовавших транспортных средств за I квартал 2006 года составило 25 158 единиц, в том числе 17 734 – из России, 7424 – в Россию (на 9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). [19]

Рассмотрим структуру экспорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.2.):

Таблица 2.2.

Товарная структура экспорта Тюменской области (включая автономные округа)

                                                                                                                                                                                  млн. долларов США

 

2005

2006

2007

2008

2009

Страны дальнего зарубежья

12292,8

14861,0

39606,6

54665,5

31460,3

в том числе:

 

 

 

 

 

машины, оборудование и транспортные средства

3,5

9,1

8,4

10,0

113,7

продукция топливно-энергетического комплекса

12227,9

14740,6

39292,8

54573,6

31283,2

металлы и изделия из них

4,5

1,0

0,9

1,0

2,2

продукция химической промышленности, каучук

16,9

59,2

235,7

0,2

15,4

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

36,2

46,7

52,5

42,2

43,9

текстиль, текстильные изделия и обувь

3,3

4,3

6,1

0,2

0,0

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

0,0

0,0

0,1

0,4

1,3

прочие

0,5

0,1

10,1

37,9

0,6

Государства – участники СНГ

6904,2

8460,1

11519,7

15293,7

11076,0

в том числе:

 

 

 

 

 

машины, оборудование и транспортные средства

27,9

24,6

41,5

47,8

45,9

продукция топливно-энергетического комплекса

6659,0

8195,3

11367,8

15152,4

10975,0

металлы и изделия из них

6,1

11,2

14,8

10,1

4,6

продукция химической промышленности, каучук

6,2

7,4

20,1

15,2

19,6

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

11,9

22,2

29,0

23,3

18,2

текстиль, текстильные изделия и обувь

2,2

2,3

0,8

1,0

1,3

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

3,2

6,3

4,3

10,6

10,2

прочие

187,7

190,8

41,4

33,3

1,2

Информация о работе Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития