Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
- таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
- деятельность таможенного представителя (брокера по-старому), таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;
- соблюдение ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством России;
- уплата таможенных пошлин, налогов.
В целях повышения эффективности таможенного контроля проект Кодекса предусматривает применение технических средств, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля применяются:
1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения;
2) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды;
3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля;
4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля;
5) для контроля носителей аудиовидеоинформации;
6) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре;
7) для наложения атрибутов таможенного обеспечения.
Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
Проект Таможенного кодекса наделяет таможенные органы полномочиями применять данные меры как после утраты товарами, находящимися под таможенным контролем, статуса, так и во всех иных случаях, когда выявляются факты:
- ввоза товаров с нарушением таможенных правил;
- отсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверности таких сведений, а равно отсутствия коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;
- пользования и распоряжения условно выпущенными товарами.
Проект Таможенного кодекса Таможенного союза дает основание полагать, что на внутренних границах Таможенного союза будут упрощаться процедуры пограничного контроля в целях сокращения времени задержек транспортных средств для всех видов транспорта.
Рассмотрим практику на сегодняшний день на некоторых примерах. Время стоянки поездов на пограничных станциях, расположенных на Российско-Казахстанской границе:
- Аул (Республика Казахстан) - поезд стоит 90 мин.; Локоть (Российская Федерация), а здесь стоит уже 110 мин. Общее время - 200 мин. стоянки, или 3 часа 30 мин.
- Каерак (Республика Казахстан) - здесь поезд стоит 90 мин.; Троицк (Российская Федерация), а здесь поезд стоит 80 мин. Общее время - 170 мин. стоянки, или около 3 часов.
Это, конечно, очень много. С введением Таможенного кодекса Таможенного союза время стоянки поездов можно сократить наполовину, а то и больше, таможенный контроль следует проводить на какой-то одной станции - или в Казахстане, или в России.
Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 ТК РФ. [4]
Ввоз автомобилей в Россию проходит в соответствии с Таможенным законодательством Российской Федерации. [4]
Предполагая определенный порядок расчета и оплаты таможенных пошлин и платежей на автотранспортные средства, ввозимые физическими и юридическими лицами из-за границы на территорию Российской Федерации, растаможка автомобилей включает сбор таможенных платежей как часть процедуры в целом.
Конкретные факторы, от которых растаможка автомобилей зависит, – это тип ввозимого автотранспортного средства, дата его выпуска и данные о двигателе: рабочий объем и мощность.
Таможенную стоимость, идентификационный номер растаможка автомобилей также учитывает. Причем, для машин старого образца – возрастом более семи лет, ввозимых из-за границы, оформление может оказаться весьма дорогим.
Среди процедур оформления транзита транспортных средств, растаможка автомобилей является обязательной, и ей подлежат грузовые и легковые автомобили, пересекающие таможенную границу Российской Федерации. [4]
В структуре ФТС по территориальному признаку можно выделить:
1) Таможни центрального подчинения;
2) Северо-западное таможенное управление;
3) Южное таможенное управление;
4) Сибирское таможенное управление;
5) Приволжское таможенное управление;
6) Дальневосточное таможенное управление;
7) Уральское таможенное управление. [20]
Рассмотрим Уральское таможенное управление. Зона ответственности Уральского таможенного управления охватывает территорию 6 субъектов УрФО: Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В аэропортах, имеющих статус международных, действуют 6 таможенных постов. Протяженность границы с Республикой Казахстан составляет 1, 5 тысячи километров. В приграничной территории действуют 9 автомобильных и 4 железнодорожных пунктов пропуска. Семь арктических портов в Ямало-Ненецком автономном округе (Новый Порт, Мыс Каменный, Сабетта, Сеяха, Тамбей, Харасавэй, Ямбург) открыты для захода иностранных судов. Таможенное оформление и контроль в УрФО осуществляют 10 таможен, 59 таможенных постов. Протяженность морской границы составляет 900 км. [20]
Уральское таможенное управление было создано приказом Государственного таможенного комитета России от 1 апреля 1993 г. № 116 общей штатной численностью 76 единиц. Во исполнение этого приказа было сформировано 10 отделов, две службы и один сектор. Все управление занимало в то время несколько комнат на пятом этаже здания и огромный актовый зал. Казалось, это огромное помещение никогда не заполнить. Однако через некоторое время с появлением новых отделов и этого стало мало. [20]
Сегодня Уральское таможенное управление является частью единой системы таможенной службы России и представляет собой целостный административно-хозяйственный комплекс, обеспечивающий государственный таможенный контроль на огромной территории от Северного Ледовитого океана до Казахстанских степей. 13 служб и 61 структурное подразделение, а штатная численность достигает 400 человек. В целом, по Уральскому федеральному округу — общий штат таможенных органов составляет более 3, 5 тысяч. [20]
Наряду с формированием структурных подразделений Управления создавались и формировались таможни региона. Сегодня в зону ответственности Уральского таможенного управления входит 10 таможен: Екатеринбургская, Кольцовская, Курганская, Магнитогорская, Нижнетагильская, Ямало-ненецкая (Новоуренгойская), Нижневартовская, Уральская оперативная, Тюменская и Челябинская.
Рассмотрим процедуру оформления ввозимых транспортных средств на таможенную территорию РФ Уральского таможенного управления на примере Тюменской таможни.
Тюмень занимает выгодное транспортно-логистическое положение, позволяющее ему быть как деловым центром для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и крупнейшим центром оказания сервисных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг.
Город является важнейшим транспортным узлом Сибири, соединяющим не только все населенные пункты Тюменской области между собой, но и связывающим их с соседними областями – Свердловской, Курганской, Челябинской.
Через Тюмень проходит северная ветка транссибирской железнодорожной и автомагистралей, которые соединяют Урал и Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
В городе расположены аэропорт федерального и международного значения «Рощино». В городе имеются также железнодорожный и автовокзалы, речной порт.
Рассмотрим структуру импорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.1.):
Табл.2.1.
Товарная структура импорта Тюменской области (включая автономные округа)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Страны дальнего зарубежья | 467,5 | 544,6 | 970,6 | 1708,0 | 1537,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
машины, оборудование и транспортные средства | 352,3 | 407,4 | 740,4 | 1352,0 | 1307,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса | 2,4 | 3,2 | 5,9 | 1,0 | 3,5 |
металлы и изделия из них | 48,1 | 53,7 | 102,4 | 143,6 | 131,6 |
продукция химической промышленности, каучук | 44,0 | 34,1 | 47,6 | 48,6 | 33,6 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 3,5 | 1,7 | 4,4 | 2,8 | 3,7 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 0,5 | 0,9 | 3,1 | 1,0 | 1,8 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 3,3 | 21,6 | 33,0 | 18,9 | 22,2 |
прочие | 13,4 | 22,0 | 33,8 | 140,1 | 33,0 |
Государства – участники СНГ | 141,0 | 161,3 | 247,8 | 270,5 | 296,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
машины, оборудование и транспортные средства | 107,7 | 119,9 | 174,5 | 122,3 | 97,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса | 1,6 | 1,9 | 2,1 | 0,0 | 131,4 |
металлы и изделия из них | 21,6 | 19,1 | 40,3 | 26,1 | 36,0 |
продукция химической промышленности, каучук | 1,2 | 3,9 | 7,7 | 27,1 | 17,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,0 | 0,0 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1,9 | 4,3 | 4,9 | 2,3 | 1,9 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 3,0 | 3,5 | 11,3 | 29,8 | 9,1 |
прочие | 3,6 | 8,5 | 6,7 | 62,9 | 2,7 |
[19].
Данные, представленные в табл.2.1. позволяют сделать вывод, что импорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, со странами дальнего зарубежья - вырос в четыре с половиной раза (с 352,3 млн. долларов до 1307,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – снизился рост в указанный период с 107,7 млн. долларов до 97,7 млн. долларов.
С начала 2009 года в Тюменскую область через тюменскую таможню ввезли всего 19 автомобилей. За этот же период 2008 года таможенники оформили 106 машин. Рост автоимпорта снизили новые пошлины. [19]
Количество проследовавших транспортных средств за I квартал 2006 года составило 25 158 единиц, в том числе 17 734 – из России, 7424 – в Россию (на 9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). [19]
Рассмотрим структуру экспорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.2.):
Таблица 2.2.
Товарная структура экспорта Тюменской области (включая автономные округа)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Страны дальнего зарубежья | 12292,8 | 14861,0 | 39606,6 | 54665,5 | 31460,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
машины, оборудование и транспортные средства | 3,5 | 9,1 | 8,4 | 10,0 | 113,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса | 12227,9 | 14740,6 | 39292,8 | 54573,6 | 31283,2 |
металлы и изделия из них | 4,5 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 2,2 |
продукция химической промышленности, каучук | 16,9 | 59,2 | 235,7 | 0,2 | 15,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 36,2 | 46,7 | 52,5 | 42,2 | 43,9 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 3,3 | 4,3 | 6,1 | 0,2 | 0,0 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,4 | 1,3 |
прочие | 0,5 | 0,1 | 10,1 | 37,9 | 0,6 |
Государства – участники СНГ | 6904,2 | 8460,1 | 11519,7 | 15293,7 | 11076,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
машины, оборудование и транспортные средства | 27,9 | 24,6 | 41,5 | 47,8 | 45,9 |
продукция топливно-энергетического комплекса | 6659,0 | 8195,3 | 11367,8 | 15152,4 | 10975,0 |
металлы и изделия из них | 6,1 | 11,2 | 14,8 | 10,1 | 4,6 |
продукция химической промышленности, каучук | 6,2 | 7,4 | 20,1 | 15,2 | 19,6 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 11,9 | 22,2 | 29,0 | 23,3 | 18,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 2,2 | 2,3 | 0,8 | 1,0 | 1,3 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 3,2 | 6,3 | 4,3 | 10,6 | 10,2 |
прочие | 187,7 | 190,8 | 41,4 | 33,3 | 1,2 |