Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
1) таможенное администрирование, представляющее собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
2) информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности;
3) взаимодействие оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Обозначенные административные механизмы служат основой реализации правоохранительных целей и функций таможенных органов.
Правоохранительные цели достигаются посредством осуществления функции обеспечения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой и другими правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности [12, с. 15 - 16].
Традиционно под правоохранительной функцией таможенных органов понимают направления правоохранительной деятельности таможенных органов при достижении правоохранительных целей. Механизм реализации данных функций содержит как правовую, так и организационную основу.
Правовую основу составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: УПК РФ [13], УК РФ[14], КоАП РФ [15], Таможенный кодекс РФ [16], приказы ФТС (ГТК). Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности, как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков - организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода «инструкцией» для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.
В настоящее время в практике работы ФТС РФ применяются как административные, так и иные регламенты. Например, Административный регламент ФТС РФ по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Приказом ФТС РФ от 8 июня 2007 г. N 714 [17], или Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный Приказом ФТС РФ от 24 мая 2006 г. N 469 [18], или Регламент действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, утвержденный распоряжением ФТС РФ от 28 июля 2006 г. N 257-р [19], и ряд других.
Административные регламенты являются процессуально-правовыми актами, обеспечивающими реализацию отдельных государственных услуг через проведение административных процедур. Ими руководствуются сотрудники таможенных органов, выполняющие отдельную функцию государственного органа по предоставлению государственной услуги. Отдельные их положения призваны исполнять и лица, которым предоставляется услуга (участники ВЭД, таможенные брокеры и др.).
Однако при реализации правоохранительных функций деятельность таможенных органов в меньшей степени охватывается сферой оказания государственных услуг, поэтому правовую основу они составлять могут частично. Иные регламенты, не являющиеся административными, в большей степени решают эту задачу. Они адресованы сотрудникам таможенных органов и устанавливают правила организации их деятельности, всего органа и правоохранительных подразделений по реализации функций, полномочий.
Функция является и исходным структурообразующим фактором [20, с. 153]. От ее содержания зависит формирование структурных подразделений и самого таможенного органа. Так, реализация функций по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности, по выявлению и пресечению административных правонарушений возложена на Главное управление по борьбе с контрабандой и его подведомственные структуры в региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах. Реализация иных правоохранительных функций в центральном аппарате ФТС России обеспечивается сотрудниками Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Управления товарной номенклатуры, Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Управления организации таможенных расследований и дознания и оперативных таможен и рядом других.
На уровне таможен правоохранительные функции реализуются сотрудниками отделов: оперативно-розыскного; по борьбе с контрабандой наркотиков; административных расследований; оперативно-аналитического отделения по правоохранительной работе; отделения дознания; отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы; специального отряда быстрого реагирования; службы силового обеспечения.
Особое место в системе таможенных органов при реализации правоохранительных функций занимают специализированные таможенные органы - оперативные таможни. В ведении Сибирского таможенного управления находятся Сибирская и Восточно-Сибирская оперативная таможни. Их типовая структура включает руководство, административные (отдел зонального контроля и др.) и специализированные подразделения правоохранительной направленности, такие, как: отдел исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил; отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями; отдел дознания; отдел (отделение) радиоэлектронной безопасности; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел розыска и др.
Приведенные структуры в своей деятельности руководствуются положением, утвержденным приказом ФТС РФ, и нормативно-правовыми актами, закрепляющими механизм реализации его основных функций, задач и полномочий. Детальный их анализ позволяет установить наличие административных и правоохранительных функций, которые формируют две разновидности деятельности таможенных органов. Это собственно административная (управленческая) и правоохранительная. В свою очередь, правоохранительная деятельность может быть представлена в двух разновидностях. Первая имеет уголовно-правовую направленность и включает, например, реализацию таких функций, как борьба с контрабандой и иными преступлениями в области таможенного дела; вторая - административно-правовая - например, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Критериями их разграничения являются правовая основа деятельности, выбор ее форм и методов. Так, для отдела административных расследований одним из основополагающих правовых актов является КоАП РФ, а для отделов розыска или борьбы с контрабандой - УК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [21] и др. При таком разграничении правоохранительной деятельности оба отдела реализуют и административные функции.
Наиболее ярко это взаимовлияние проявляется в работе подразделений центрального аппарата. Например, Управление организации таможенных расследований и дознания и оперативных таможен центрального аппарата ФТС России, кроме полномочий по производству дел об административных правонарушениях и уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, осуществляет контроль за деятельностью таможенных органов и руководство деятельностью оперативных таможен в части выполнения основных функций, разрабатывает систему мер по профилактике преступлений и иных административных правонарушений в области таможенного дела и обеспечивает участие таможенных органов в осуществлении таких мер и др.
Таможня (как ФТС России и РТУ), будучи территориальным органом ФТС России, организует, обеспечивает, координирует и контролирует проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей, и др.
Такие функции, как координация, руководство, организация, регулирование, обеспечение, внутриведомственный контроль, планирование, и др. являются административными и соответственно составляют содержание административной деятельности. [21]
Административная деятельность - это разновидность юридической деятельности, осуществляемая на основе норм административного права специализированными субъектами (административными органами). Следует заметить, что в теории административного права содержание термина «административная деятельность» является неоднозначным. Это и отождествление с государственным управлением в его узком значении [22, с. 31] и в широком значении. В рамках рассматриваемого вопроса наиболее применимо определение следующего содержания. Административная деятельность - это подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, «направленная на выявление и пресечение правонарушений, на разрешение споров между участниками общественных отношений, на обеспечение безопасности государства и общества» [24, с. 33]. Это определение включает не только признаки деятельности, но и ее целевую направленность - охрану общественных отношений в области таможенного дела. Средствами и способами осуществления деятельности являются формы и методы.
Таким образом, административная деятельность таможенных органов при реализации правоохранительных функций представляет собой урегулированный нормами административного права вид юридической деятельности по правовому регулированию, организации осуществления правоохранительных функций, задач и полномочий таможенных органов, их подразделений, служб и сотрудников, а также охране и защите общественных отношений в сфере таможенного дела с применением форм и методов этой деятельности. В зависимости от целевой направленности (регулятивной или охранительной) административная деятельность может быть представлена в двух направлениях. Первое (регулятивное) охватывает общие вопросы правового регулирования и внутрисистемной организации осуществления правоохранительных функций таможенными органами. Это направление не ориентировано на непосредственную борьбу с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела. Второе (охранительное) направление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность служб и подразделений, выполняющих правоохранительные функции как в системе таможенных органов (внутриведомственное управление), так и вне этой системы (межведомственное управление) на основе применения и использования административных форм, методов, направленную на борьбу с нарушениями в таможенной сфере (административными и таможенными правонарушениями (преступлениями)). [25]
Таким образом, деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1. Практика применения форм таможенного контроля
Рассмотрим практику применения тех форм, которые относятся к таможенному контролю товаров и транспортных средств.
Идентификация товаров и транспортных средств, необходимая в соответствии с положениями ТК ТС, представляет собой применяемый таможенными органами комплекс мер, направленных на установление соответствия (тождественности) товаров, и транспортных средств, помещаемых под выбранную таможенную процедуру. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Идентификация товаров осуществляется в большинстве случаев при проведении таможенного контроля в таких формах, как - проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- таможенный досмотр товаров, проводимый в целях идентификации товаров для таможенных целей;
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств. [2]
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 114 ТК ТС), являющийся одной из форм таможенного контроля, представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей. При проведении таможенного осмотра в зоне таможенного контроля участие таких лиц не обязательно, за исключением случаев, когда они в письменной форме выражают желание присутствовать при этом.
По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств. [2]
Таможенный досмотр (ст. 115 ТК ТС) - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. [2]
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию ТС, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.