Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
[19].
Данные, представленные в табл.2.2. позволяют сделать вывод, что экспорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, - вырос в 32,4 раза (с 3,5 млн. до 113,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – увеличился рост в 0,59 раз в указанный период с 27,9 млн. долларов до 45,9 млн. долларов.
За 2006 год Тюменской таможней перечислено в федеральный бюджет 80,5 миллиарда рублей, что составляет 101% от планового задания. В минувшем году в Тюменской таможне было оформлено 8 044 грузовых таможенных деклараций (6 470 экспортных ГТД, 1 574 импортных ГТД), что на 32.5% превышает объем декларирования аналогичного периода прошлого года. Совокупный товарооборот в зоне деятельности таможни за 2006 год вырос по сравнению с 2005 годом на 0.66% и достиг почти 7,3 миллиарда долларов. Импорт товаров за отчетный период по зоне деятельности Тюменской таможни возрос по сравнению с 2005 годом на 73.76% и составил 174, 83 млн. долларов США. В структуре импорта товаров в 2006 году главенствующее значение имеел ввоз транспортных средств и их части – 30.90% от стоимостного объема всего импорта (54,02 млн. долларов США). В основном импорт товаров приходится на автомобили легковые, ввозимые в основном из Узбекистана на сумму 48,05 млн. долларов США – (89%); автобусы, импортируемые из Китая и Чехии, на сумму 3,41 млн. долларов США (6%).[19]
Тюменская таможня приводит пример расчета ввезенного автомобиля в 2008 году и в 2009 году.
Автомобиль MERCEDES-BENZ E200 COMPRESSOR
Объем двигателя - 1796 куб. см. Возраст машины - 6 лет
В 2008 году сумма уплаченных таможенных платежей за этот автомобиль составляла 2694 ЕВРО (1,5 ЕВРО за 1 куб. см);
В 2009 году сумма уплаченных таможенных платежей составит 6286 ЕВРО (3,5 ЕВРО за 1 куб. см).
За консультациями в Тюменскую таможню по ввозу в Россию автомобилей граждане обращаются постоянно, но после проведения расчетов о стоимости автомобиля пропадает желание купить его за границей.
Через тюменскую таможню оформляют автомобили для личного использования. В основном год выпуска транспортных средств 2003 - 2005, ввозят автомобили преимущественно из Германии, США, Объединенных Арабских Эмиратов и Белоруссии.
Жители Тюменской области предпочитают импортировать автомобили представительского класса марок Mercedes, BMW, Audi, Lexus, а также Mitsubishi и Ford. [20]
Многие люди предпочитают покупать себе автомобиль заграницей, считая, что это выгоднее и лучше. Возможно, это и так, но на пути перевозки автомобиля через границу существует много нюансов и особенностей, которые надо учитывать.
В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию РФ автомобилей (за исключением новых автомобилей) применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере:
- 0,85 евро за 1 см. куб. рабочего объема двигателя, если его объем не превышает 2500 см. куб. включительно;
- 1,4 евро за 1 см. куб. рабочего объема двигателя больше 2500 см. куб. [20]
В случае ввоза физическими лицами новых автомобилей иностранного производства взимается совокупный таможенный платеж. В случае ввоза физическими лицами новых российских автомобилей применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 см. куб объема двигателя. Таможенные сборы за таможенное оформление составляют 0,1 % таможенной стоимости автомобиля. С 16.01.2000 г., после официального опубликования Постановления № 783, отменены льготы по уплате таможенных платежей для граждан, срок непрерывного пребывания которых за пределами Российской Федерации превышает 6 месяцев, членов экипажей морских и воздушных судов, дипкурьеров.[20]
В первом квартале 2010 года в Российскую Федерацию было ввезено 259084 легковых автомобиля (без учета временного ввоза). Это на 23 % меньше, чем в первом квартале 2009 года (336112) и на 12% меньше, чем во втором полугодии 2002 года (292864). Из них юридическими лицами ввезено 82689 транспортных средств, что составляет 32 % от общего числа ввезенных автомобилей, физическими лицами - 176395 автомобилей, или 68 % от общего количества ввоза. [20]
За второе полугодие 2009 года ввоз транспортных средств российского производства составил 3 %, иностранного 97 %.
Временно ввезенных - 292681 автомобиль, что на 9 % меньше, чем в первом квартале 2010 года (320744).
Из общего количества автомобилей, ввезенных физическими лицами с уплатой таможенных пошлин и налогов по единым ставкам на Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) пришлось 34%, на Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) - 31%, на Центральное таможенное управление (ЦТУ) - 22%.
В ДВТУ оформлено 94% транспортных средств, ввезенных физическими лицами с уплатой совокупного таможенного платежа, в СЗТУ - 3%. Снижение объемов ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств в во втором полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объясняется повышением ставок таможенных пошлин и единых ставок на транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. [20]
Необходимые документы при оформлении ввоза транспортного средства на территорию РФ, которые необходимо предъявлять в Тюменскую таможню:
- таможенная декларация о ввозе транспортного средства, заполненная в пункте пропуска на границе Российской Федерации с отметкой таможенного органа на границе;
- общегражданский паспорт и другие документы, удостоверяющие личность владельца или лица, производящего таможенное оформление по доверенности;
- заграничный паспорт, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего и т.д. с отметками пограничников;
- документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае наличия такого статуса);
- документы на ввезенное в Российскую Федерацию транспортное средство:
- технический паспорт старого образца (для стран СНГ) с отметкой о снятии с учета в ГИБДД;
- технический паспорт нового образца с отметками о прохождении российских таможен и указанием владельца автомобиля, а также с отметкой органов ГАИ о снятии с учета в стране приобретения;
- регистрационное удостоверение (для подержанных автомобилей) или иной документ, выданный в стране приобретения, с указанием владельца и технических данных транспортного средства;
- документы, подтверждающие право собственности, законность владения, пользования транспортным средством:
- купчая с отметками пограничных таможен;
- справка-счет, инвойс фирмы продавца, товарный чек с указанием торговой фирмы, магазина, фамилии и имени продавца;
- договор дарения, мены, купли-продажи (с отметками пограничных таможен), заверенный нотариально в стране приобретения, дарения и т.д.;
- при перегоне автомобиля по странам Европы - международный перегоночный техпаспорт (мультивиза), являющийся гарантией того, что автомобиль приобретен законно и не стоит на учете в полиции как угнанный;
- при перегоне автомобиля в Россию из стран Европы - договор страхования;
- при перегоне автомобиля фирмами-перевозчиками - договор перевозки;
- доверенность направо перегона транспортных средств, если автомобиль ввозит не владелец.
- документы, подтверждающие накладные расходы, понесенные покупателем:
- страховка за проезд по территории иностранного государства, в том числе по территории стран СНГ;
- справки о снятии с учета в иностранной полиции и переоформлении автомобиля;
- квитанции об уплате за оформление автомобиля по территории иностранных государств, на границе и т.д.;
- экспертная декларация иностранного государства на оформление транспортного средства в таможне;
- документы, подтверждающие техническое состояние транспортного средства (акты экспертиз, заключение таможенной лаборатории, судебно-медицинской экспертизы, автоэкспертного бюро, экспертного бюро Торгово-промышленной палаты и т.д.);
-в случае аварии автомобиля в пути следования до российской границы - акт технического осмотра автомобиля из ГИБДД и сведения о проведенном ремонте (справки из полиции иностранного государства);
- в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в пути следования до российской границы - представление соответствующего документа из полиции иностранного государства.
Необходимо отметить, что ФТС РФ, приказом от 07.08.2009 N 1424 [], определила порядок декларирования обратно ввозимых на таможенную территорию РФ транспортных средств, ранее временно вывезенных и подвергшихся операциям по ремонту и другим операциям
Установлено, что при декларировании в качестве товара указанного транспортного средства, в отношении которого применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, установленному статьей 207 Таможенного кодекса РФ [4] в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, в качестве таможенной декларации может применяться въездная/выездная декларация о транспортном средстве, форма которой утверждена Приказом ГТК РФ от 21.08.2003 N 916. [20]
Автотранспортные средства - это легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями; грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное
исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство,
кузов-фургон, крановая установка и т.п.), на которые таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. [Приложение к распоряжению ФТС России от 28 июля 2006 г. N 257-р Регламент
действий должностных лиц таможенных органов
при обнаружении фактов незаконного перемещения
автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации]. Проблемы процедуры оформления транспортных средств, ввозимых в РФ и на территорию Тюменской области, в частности, сводятся к следующему.
В 2004 году Российский Конституционный суд постановил, что покупатели подержанных машин не несут ответственности за то, что они приобрели машину, которая была ввезена с нарушениями таможенного законодательства или имеет, скажем, «перебитые номера». [26]
Судьи решили, что теперь любой покупатель подержанного автомобиля по умолчанию считается добросовестным покупателем. И он не должен страдать из-за того, что продавец утаил от него тот факт, что машина была ввезена в страну с нарушениями правил. «Таможенники должны доказать суду, что нынешний владелец автомобиля знал о том, что машина не была «растаможена». Только в этом случае транспортное средство может быть изъято у собственника и продано, чтобы покрыть неуплаченные пошлины», — решили в Конституционном суде. [26]
В Тюменской таможне в 2008 году было только два уголовных дела, в 2009 году уже пятнадцать. [20] Конечно, если брать по букве – это рост в семь раз. По мнению сотрудников Тюменской таможни, занимающейся пресечением таких преступлений, в дальнейшем, в будущем, скорее всего, ожидается спад. Данный рынок стабилизируется, основные нелегальные схемы перекрываются[1].
Например, раньше большим успехом, по оценкам таможенников, у контрабандистов пользовалась схема, которую таможенники в практике назвали «автомобиль-невидимка». Машина честно пересекала границу России через пограничный переход, а дальше исчезала. По закону, покупатель должен был в определенный срок явиться во внутреннюю таможню в своем регионе для того, чтобы заплатить положенную пошлину (оформить ввоз автомобиля). Но никто никуда с машиной не являлся. Позже она продавалась на черном рынке, на нее оформляли нелегальные документы.
Сейчас по утверждению ФТС и Тюменской таможни, в этом направлении путь контрабандистам перекрыли. Людей, которые отправляются за рубеж покупать машину, просят на таможне вносить залог. Конечно, человек может поехать за автомобилем в дальние страны и без доклада, не предупредив. Тогда покупателя остановят уже на обратном пути на границе, и заставят-таки внести залог. Потом, в процессе оформления машины, или разницу вернут, или попросят немного доплатить. В любом случае скрываться хитрецу не имеет смысла: залог тогда пропадет. В общем по России, по данным ФТС, за контрабанду автомобилей в 2009 году было возбуждено около пятисот уголовных дел. В 2008 году, для сравнения, за этот же период было только около ста пятидесяти подобных уголовных дел. Большинство контрабандных ввозов проявляется прямо на границе, однако надо уметь четко различать: есть чистая контрабанда, - когда машина провозится без документов, незаконно, и есть попытки уклонения от платежей, когда покупатель пытается законными и незаконными способами схитрить. [20]
Уголовные дела возбуждаются, когда налицо попытка провести на крупную сумму государство. Поэтому ответственность по УК РФ светит тем, кто решился нелегально перегонять в Россию дорогие иномарки. За недорогие же автомобили (а к ним относятся как раз те подержанные семилетки, на которые сегодня пошлины сильно возросли) предусмотрены только административные санкции. В 2009 за серьезные нарушения (не простые помарки и исправления в документах, а именно попытки серьезной контрабанды) было возбуждено около двух тысяч административных дел по данным ФТС.
Впрочем, по большому счету, на каждой границе всегда можно найти выход из ситуации и обойти требования таможенного законодательства, через которую пролезет не только чемодан, но и автомобиль. Проблема будет в другом – как поставить эту машину на учет. Иначе она уедет не дальше первого поста ГИБДД.