Организация сервиса с учетом национальных и этнических особенностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Специфика организации сервиса с учетом национальных и этнических особенностей. Некоторые правила ведения международных переговоров.

Содержание

Глава I Развитие национальной и этнической культуры
1.1 Понятие и сущность этнической культуры
1.2 Понятия и сущность национальной культуры
1.3 Влияние национальных и этнических особенностей на организацию сервиса
Глава II Специфика организации сервиса с учетом национальных и этнических особенностей
2.1 Обслуживание потребителей с учетом национальных и этнических особенностей
2.2 Особенности общения с представителями разных стран
2.3 Роль деловых подарков в организации сервиса
Глава III Совершенствование обслуживания с учетом национальных и этнических особенностей

Работа состоит из  1 файл

Организация сервиса с учетом национальных и этнических особенностей.docx

— 102.00 Кб (Скачать документ)

Институт международных  отношений и права

Кафедра туризма, гостеприимства и курортного дела

Федеральное Агентство по науке и образованию

Новосибирский Государственный  Университет Экономики и равления

 

Курсовая на тему: «Организация сервиса с учетом национальных и этнических особенностей»

 
 
 

Выполнила студентка группы 0050: Русакова О. В.


Проверила: Гребенюк Т. В.


 

 



 

Новосибирск,


2011

 

Оглавление

Глава I Развитие национальной и этнической культуры 2

1.1 Понятие и сущность  этнической культуры 2

1.2 Понятия и сущность  национальной культуры 8

1.3 Влияние национальных  и этнических особенностей на  организацию сервиса 14

Глава II Специфика организации сервиса с учетом национальных и этнических особенностей 23

2.1 Обслуживание потребителей  с учетом национальных и этнических  особенностей 23

2.2  Особенности  общения с представителями разных  стран 29

2.3 Роль деловых  подарков в организации сервиса 35

Глава III  Совершенствование обслуживания с учетом национальных и этнических особенностей 41

 

 

Глава I Развитие национальной и этнической культуры

1.1 Понятие и сущность этнической культуры 

Этническая культура –  совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в  этнической культуре два слоя:

1. исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

2. исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что  они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне).

В этнической культуре преобладают  ее обыденно-архаичные пласты, включающие в себя не только структуру духовной культуры – традиции, обряды, мораль, нормы поведения, древние культы, символы и пр., но и набор сохранившихся  различных орудий труда, которые  используются в домашнем хозяйстве  и в производственной деятельности. К этническим элементам относятся  и традиционные жилища, методы ведения  хозяйства, местная пища, формы организации  общественной и личной жизни и  т. д.

Функционально значимыми  для этнического коллектива (общности) являются, прежде всего, элементы бытовой  культуры, синтезирующей в себе определенные результаты деятельности людей, «бытовое»  общественное сознание и сумму знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность.

Этническая культура позволяет  приобщить каждого к ценностям  и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции. Она подобно роднику питает человека. Из нее каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл его существованию. Традиционная народная культура и воплощенные в ней ценности позволяют человеку найти принципы оправдания жизни, помогают выстоять перед ударами судьбы, сохранить величие духа при всех социальных катастрофах и потрясениях. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий. Эта та особенность народных традиций, которая позволяет каждому проявить свою инициативу, развить свои способности и таланты на основе приобщения к особенному и общезначимому в этнических формах.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы  служат выражением общечеловеческих ценностей  и исторического опыта народа. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет  каждому найти свою тропу в  жизни, оставить свой след в истории  и памяти народа.

В современной науке этническая культура понимается как система  определенных стереотипов, норм поведения  членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в   обществе.

Именно подобное понимание  культуры определяет ее выдвижение на  роль  одной  из  главных  этнообразующих  и этносохраняющих компонентов.  Именно оно дает основание считать, что этническая общность – это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Таким образом, этнос можно  понимать (абстрагируясь от мысли, что  под это определение подпадают  и другие социальные группы) как  общность, являющуюся  носителем определенной культуры. Но при этом культура представляется как функционально обусловленная структура, имеющая внутри себя механизмы самосохранения, способствующие как адаптации своих членов к внешнему (природному и культурно-политическому окружению), так и приспосабливанию внешней реальности к нуждам и потребностям представителей данного этноса.

Очевидно, что закрепление  культурных моделей, их трансляция из поколения в поколение происходит в процессе жизнедеятельности и, в первую очередь, языкового общения  членов этноса.

Одной из функций этнической культуры является психологическая  защита индивида. Каждый человек чувствует  опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в  нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством  этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют  в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который  бы был направлен на избежание  и преодоление опасности. Мир  большой, а человек маленький. Чтобы  человек мог сделать шаг вперед, он должен быть уверен в себе. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры, являющаяся наиболее значимой из всех ее функций.

Благодаря ей человек получает такой образ окружающего, в котором  все элементы мироздания структурированы  и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному  миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его  место в мироздание.

Так формируется этническая картина мира, поскольку образ  мира является основополагающим компонентом  культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.

  Главным стимулирующим фактором возникновения и развития этнической  культуры является необходимость адаптации людей к меняющимся внешним  условиям их существования, а также к условиям, создаваемым изменением   элементов общественного производства и социального взаимодействия,  обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей  системы  в целом. 

Соответственно, “культурогенез – это не однократное происхождение культуры   где-то  в глубокой  древности,  а совокупность  постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов. Это один из типов социальной и исторической динамики существования и изменчивости культуры, заключающейся   в непрерывном порождении новых культурных феноменов наряду с наследованием и трансформацией  прежних”.

При этом этнос обладает неким внутренним, не осознаваемым  ни  его членами, ни   внешними наблюдателями, культурным стержнем, в  каждом случае уникальным, который  определяет согласованность действий членов этноса  и обнаруживает себя вовне через различные модификации  культурной традиции, являющиеся выражением некоторого  общего  содержания.

Именно этот стержень (“центральная зона” культуры),  по мнению С.В.Лурье,  является основой этничности. Т.е. не  все культурные  проявления  данного народа,  а их внутреннюю,  инвариантную, бессознательную часть следует рассматривать как этнообразующую. Соответственно, изменение под влиянием иной  культуры каких-то отдельных культурных манифестаций данного народа еще нельзя воспринимать   как проявление его культурной ассимиляции до тех пор, пока не затронут стержень этнической культуры, его “центральная  зона”.

Что же представляет собой  этот “центр” этнической культуры? С.В. Лурье предлагает понимать под  “центральной зоной культуры” этноса  его  адаптационно-деятельностные модели, способствующие постоянной адаптации человека и всего этноса к окружающему миру.

Формирование этих моделей  начинается с первых шагов человека по освоению мира. Первым ощущением, которое  должно было возникать у  каждого  человека, было чувство опасности, исходящей извне, из мира, таящего в себе массу опасностей.

Чтобы действовать в нем, человек  должен был, прежде  всего, определить:   конкретные источники  внешней опасности; то, что нельзя делать, чтобы не навлечь  эту  опасность на себя; то, что надо сделать, чтобы ее преодолеть; то, в каких  отношениях он должен быть с другими  людьми;  то, нуждается  ли он в  их помощи;  то, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей (состоящий  из таких же беспомощных и малосильных  индивидов), чтобы решиться на действие. 

Если   окружающую действительность не рационализировать таким образом, то в ней невозможно осмысленно действовать. Структурирование  же  мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем.  В этом и заключается значимая функция этнической культуры – адаптативная.

Этнос адаптируется к реальному  миру тем, что всему в мире дает как  бы свое  название, определяет его место в мироздании. Так  создается  основополагающая  компонента  этнической культуры  -  этническая  картина  мира, т.е.  некоторое  связное представление  о бытии, присущее членам данного этноса. Картина  мира этноса может и должна претерпевать со временем определенные изменения, чтобы   соответствовать  изменяющимся   объективным условиям жизни народа. Но при изменении этнической картины  мира, неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в  этнической картине мира за аксиому, блоки. На их  основе этнос выстраивает  новые и новые картины мира, обладающие наибольшими адаптативными свойствами в данный период его существования

Эти стабильные блоки этнической картины мира, традиции, культуры –   этнические константы и являются инвариантным центром этнической культуры.

В современной науке процесс  ассимиляции культуры - один из частных   случаев конвергентного развития  культур  –  получил название аккультурации,   под которой  понимается процесс приближения  суммы культурных элементов,   присущих одной этнической общности, к культуре другой этнической общности.

При  этом правильнее было бы, вероятно, говорить о том, что  ассимилируется  не сама этническая культура, а конкретные ее носители. Культура народа защищена самой ее природой. Условие успешной аккультурации  сформулировала М.Мид, которая установила, что восприятие новой культуры происходит только в том случае, если у обеих контактирующих этнических культур существовал общий прототип. В противном случае, по ее наблюдениям, никакая культурная ассимиляции или культурный отбор невозможен.

Наблюдение С.В. Лурье  о том, что любая культурная черта  может уступить место другой, заимствованной из другой культуры, только в том  случае, если она не является существенной частью функционального внутриэтнического конфликта.

То есть она не ведет  к культурной дисфункции, а также  вписывается в это положение: заимствование такой культурной черты, которая бы смогла адекватно  заменить в роли новой этнической константы утраченный элемент функционального  внутри этнического конфликта, может  быть произведено только из культуры очень близкого народа, возникновение  и развитие которого протекало в  очень схожих внешних исторических условиях.

Соответственно, ассимиляционные  процессы, как правило, предполагают не трансформацию культуры народа, а усвоение его отдельными представителями  элементов чужой культурной системы  и утрату своей исконной.

Этническая культура –  это культура людей, связанных между  собой общностью происхождения (кровным  родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности  к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление  в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения  к поколению на семейном или соседском  уровне.

 

 

1.2 Понятия и сущность  национальной культуры

Национальная культура –  это совокупность символов, верований  убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют  духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном, в лингвистическом  и этническом отношении, может быть только одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного  шара имеется несколько национальных культур, и, как правило, в этих странах  можно выделить культуру большинства  населения и национальных меньшинств, между которыми устанавливаются  либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Информация о работе Организация сервиса с учетом национальных и этнических особенностей