Основные фонды отелей и пути повышения их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание

Эффективность использования основных фондов зависит от улучшения использования производственной мощности. Факторами, отражающими эффективность производственной мощности и фондоотдачи является изменение: уровня специализации предприятия; коэффициента использования среднегодовой мощности; доля активной части основных фондов в их общей стоимости; фондоотдачи активной части основных фондов, исчисленной по мощности.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные фонды в гостиничном хозяйстве стр 5-29
1.1 Экономическая сущность основных фондов отельного предприятия стр 5-8
1.2 Показатели оценки движения и состояния основных фондов отельного предприятия стр 9-14
1.3 Нематериальные активы стр15-19
1.4 Воспроизводство основных фондов стр20- 29
Глава 2 Расчеты некоторых показателей деятельности гостиниц на примере гостиницы «Мир» стр 30-32
Глава 3 Пути повышения эффективности использования основных фондов стр33-35
Вывод
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая кузнецова.doc1.doc

— 381.50 Кб (Скачать документ)

Физический  износ основных фондов — это постепенная  утрата ими потребительной стоимости  в результате их использования в  процессе труда и под влиянием естественных сил природы. На физический износ зданий и (или) сооружений влияет ряд факторов, связанных с их технической эксплуатацией и обслуживанием. К ним относятся стоимость строительно-монтажных работ и материалов, которые используются во время ремонта зданий, период пребывания здания в эксплуатации, качество и своевременность текущего и капитального ремонта, правила эксплуатации объекта и др.

Моральный износ основных фондов означает старение и снижение производительности отдельных  элементов основных фондов под влиянием технического прогресса. Появляются гостиничные комплексы, превосходящие прежние по технико-экономическим характеристикам (мощности, надежности, экономичности, комфортабельности) и делающие дальнейшую эксплуатацию устаревающих фондов нецелесообразной задолго до их физического износа (например, морально устарели московские гостиницы

«Интурист», «Москва», «Россия», «Минск», «Спорт»)[2,cтр 112-115]. 
 
 
 
 
 

1.2 Показатели оценки движения и состояния основных фондов отельного предприятия 

            Основные фонды гостиничного хозяйства учитываются и планируются в натуральных и стоимостных показателях.

Стоимостная оценка основных фондов предусматривает  их расчет по:

--- полной первоначальной стоимости; 

--- полной восстановительной стоимости;

--- остаточной стоимости;

--- балансовой стоимости.

Полная  первоначальная стоимость основных фондов отражает

фактические затраты на приобретение, доставку и монтаж, включая услуги сторонних  организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных фондов; таможенные платежи; расходы по страхованию при перевозке; проценты за кредит; погрузочно-разгрузочные работы; налоги; иные затраты организации, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Полная  первоначальная стоимость остается неизменной в течение срока службы основных

средств, за исключением случая расширения, модернизации и 

реконструкции объектов за счет капитальных вложений, при которых затраты добавляются  к первоначальной стоимости, и переоценки.

Полная  первоначальная стоимость (балансовая) основных фондов определяется фактической суммой, уплаченной за каждый данный объект при его строительстве или приобретении, которая включает также расходы на транспортировку и монтаж. В нее входят затраты, связанные с расширением и модернизацией средств труда в процессе их эксплуатации. Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включаются и суммы процентов, уплачиваемые поставщикам.

По  полной первоначальной стоимости основные фонды зачисляются на баланс основной деятельности предприятия. Ее величина остается неизменной в течение всего  срока функционирования объекта  до момента очередной переоценки основных фондов, после которой они учитываются на балансе по современной восстановительной стоимости. Этот вид оценки применяется при определении величины налога на собственность и начислении амортизационных отчислений. Затраты на создание и приобретение средств труда производятся в разное время, при разных условиях производительности труда, что при водит к различию первоначальной стоимости объектов, одинаковых по своим потребительским свойствам. Основные фонды, учтенные по полной первоначальной стоимости, выражаются в ценах приобретения, т.е. в текущих ценах, которые изменяются во времени, особенно при высокой инфляции. Это существенно затрудняет изучение динамики основных фондов и их воспроизводства, делает несопоставимыми показатели, полученные в результате соотношения стоимости основных фондов с объемом продукции или полученной прибылью. Таким образом, неоднородность первоначальной стоимости с точки зрения несопоставимости цен приводит к тому, что данный вид оценки непригоден для сопоставления объемов основных фондов. Полная восстановительная стоимость основных фондов — это затраты на восстановление в современных условиях их точной копии с использованием аналогичных материалов и сохранением всех эксплуатационных параметров. Полная восстановительная стоимость определяется затратами на воссоздание новых основных фондов. Она определяется при их переоценке как стоимость воспроизводства объектов основных фондов в современных условиях. Остаточная стоимость основных фондов — это разность между первоначальной стоимостью и суммой их износа. Функционирование основных фондов ограничено сроком их службы, который определяет сроки выбытия и воспроизводства каждого вида основных фондов. Воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений и оценивается показателями движения

(коэффициент  обновления, коэффициент выбытия,  коэффициент прироста за определенный  период) и состояния (коэффициент  износа, коэффициент годности).  
 

1. Показатели движения: 

 

Коэффициент прироста основных фондов определяет рост основных фондов за данный период в результате обновления. Данный показатель определяет темпы роста и развития гостиничного хозяйства.

2. Показатели состояния:

--- сдача в аренду;

--- передача в качестве учредительного взноса в уставный капитал коммерческой организации;

--- нецелесообразность дальнейшей эксплуатации вследствие морального износа;

--- перепрофилирование гостиничного хозяйства.

На основе среднегодовой стоимости основных фондов рассчитываются показатели эффективности  использования основных фондов гостиничного и ресторанного предприятия: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.

Наиболее  важным показателем в гостиничном  хозяйстве является фондоотдача  (ФО), которая определяется путем деления годового объема услуг (в денежном или натуральном выражении) на среднегодовую стоимость основных фондов. Фондоотдача отражает объем услуг на рубль основных фондов.

В стоимостном выражении фондоотдача  рассчитывается по формуле

Показатели  фондоотдачи и фондоемкости дополняются  таким показателем, как фондовооруженность, характеризующим стоимость основных фондов в расчете на одного работника-  

 
 

Фондоотдача основных фондов является главным показателем. Рост фондоемкости и фондовооруженности не всегда отражает положительные сдвигив  использовании основных фондов, так  как они могут быть следствием накопления неустановленного оборудования и расширения пассивной части основных фондов[2, стр 115-117]. 

Интегральный  показатель эффективности основных фондов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Нематериальные активы 

              К нематериальным активам относятся объекты интеллектуального, имущественного, правового и рекламного значения, использование которых ограничено установленными на них правами владения. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутация (имидж) фирмы и т. п.

По  характеру применения нематериальные активы схожи с основными фондами: они используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг).

Особенностью  нематериальных активов является сложность  определения их реальной стоимости  и потребительной стоимости, сроков службы и влияния на получаемую предприятием прибыль. Стоимость нематериальных активов включают в уставный капитал.

В стоимость нематериальных активов  включаются цена их приобретения, расходы  на оформление документов, освоение и  ввод в  

эксплуатацию. Срок службы нематериальных активов, как правило, назначается условно, но не более 10 лет.

Различают следующие формы управления движением  нематериальных активов-

--- лицензирование;

--- франчайзинг; 

--- инжиниринг;

--- эккаунтинг.

Лицензирование  — это выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций, то есть передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав)и лицензиат (тот, которому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование технологий производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета, ноу-хау и т. д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

Лицензиар — это собственник, владелец изобретения, патента, технологического или технического новшества, выдающий (продающий) другому  лицу (лицензиату) лицензию, предоставляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах.

Лицензиат — это лицо, приобретающее у  собственника патентов, технических  или технологических новшеств, изобретений  за соответствующую плату право  пользоваться этими нововведениями в пределах, зафиксированых в лицензионном договоре.

Суть  франчайзинга состоит в том, что  крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начинающему свой путь в бизнесе (франчайзи), право (франшизу) в течение определенного времени в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, «ноу-хау», известной и популярной торговой марки, возможностей обучения персонала. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации управления бизнесом, а в отдельных случаях— непосредственную финансовую (в форме кредитов) или косвенную (в виде поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношений франчайзера с франчайзи оговариваются в договоре.

Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает  необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг.

Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки  начать свое дело, причем постоянная поддержка  со стороны головного предприятия  помогает успешно преодолеть трудности (особенно на начальном этапе функционирования). Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляется за плату (роялти), которая может быть достаточно высокой.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур. Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный франчайзинг.

Товарный  франчайзинг представляет собой  способ ведения бизнеса, при котором  франчайзи покупает у ведущей  компании права на продажу товаров с ее торговой маркой

При производственном франчайзинге крупные  компании в ряде случаев выдают лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного  знака или торговой марки при  изготовлении продукции, которая запатентована  или производится с помощью патентованного процесса и (или) «ноу-хау».

Информация о работе Основные фонды отелей и пути повышения их эффективности