Особенности подбора и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 22:35, дипломная работа

Описание

целью дипломной работы является изучение особенностей таких явлений как набор, отбор и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников ВУЗов, как современных технологий управления персоналом в турорганизациях. Соответственно поставлены следующие задачи:
- теоретическое рассмотрение таких явлений как набор, отбор и адаптация молодых специалистов;
* детальный разбор: анализа содержания работы; источников и методов привлечения молодых специалистов;
* выявление сущности и особенностей процессов отбора и оценки кандидатов;
* рассмотрение таких понятий как адаптация, профориентация, введение в должность;
* разбор системы эффективного управления адаптацией в турорганизациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Особенности подбора кандидатов на замещение вакансии
«менеджер по туризму» среди выпускников ВУЗов 5
1.1. Анализ содержания и требования работы 6
1.2. Источники найма 13
1.3. Методы привлечения 15
Глава II.Особенности отбора кандидатов на замещение вакантного
рабочего места 20
2.1. Сущность отбора 20
2.2. Стандартный процесс отбора 21
2.2.1. Первичный отбор 22
2.2.2. Собеседование 24
2.2.3. Справки о кандидате 28
2.2.4. Собеседование с линейным руководителем 29
1.4. Прикладные методы отбора персонала 30
1.5. Выбор кандидата и предложение 32
Глава III. Понятие адаптации 36
3.1. Адаптация: виды, этапы 38
3.2. Управление адаптацией 44
3.3. Программы адаптации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Работа состоит из  1 файл

Диплом 14 шрифт.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

   Чтобы перейти к следующему этапу –  этапу привлечения кандидатов необходимо детализировать требования к кандидату на должность менеджера, по туризму составив тем самым идеальный портрет молодого специалиста. Многообразие выполняемых туризмом функций, чрезвычайно  сложный характер условий его развития и функционирования, постоянное общение специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей с различными контингентами населения, требует от менеджера особенно высокой культуры общения, так как ни для кого ни секрет, что взаимоотношения между работником и клиентом во время обслуживания являются определяющими. Менеджер также должен обладать большим объемом разносторонних знаний и умелого их использования [2].

   К области профессиональной деятельности менеджера по туризму относятся:

  • обеспечение рационального управления экономическими и социальными процессами;
  • организация систем управления;
  • совершенствование управления в сфере международного и внутригосударственного туризма в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

    К объектам профессиональной деятельности менеджера  относятся:

  • управленческая;
  • организационная;
  • экономическая;
  • маркетинговая;
  • планово-финансовая;
  • организационно-аналитическая;
  • проектно-исследовательская;
  • диагностическая;
  • инновационная;
  • методическая;
  • образовательная.

    Сферы профессиональной деятельности:

  • международные и региональные туристические организации, общества, фирмы, агентства;
  • гостиничное хозяйство, сфера быта, социальной защиты.

    Общие требования к образованности специалиста:

  • знать основные учения в области гуманитарных, естественных и социально-экономических наук;
  • уметь анализировать социально-значимые явления и процессы, использовать научные методы в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
  • знать основы Конституции РФ, этнические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, живой и неживой природе;
  • знать правовые нормы и юридические основы развития международного туризма и предоставления других видов услуг иностранному потребителю;
  • владеть письменной и устной речью;
  • уметь организовать свой труд на научной основе;
  • владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;
  • уметь находить нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи;
  • владеть методикой комплексных научных исследований территориальных социально-экономических систем;
  • исследовать природно-ресурсный потенциал территории возможности его рекреационного использования;
  • проводить диагностику проблем развития и управления территориальной рекреационной системы;
  • разрабатывать программу и принципы устойчивого развития международного и внутреннего развития в регионе.

   В число профессиональных навыков  менеджера по туризму входит:

  • знание  типов рекреационных ресурсов, их свойств, воздействие на отдых, особенности и меры по сохранению и воспроизводству, приоритетные направления использования;
  • знать систему организации и управления туризмом, проблемы повышения его экономической и социальной эффективности, принципы организации работы туристско-экскурсионных предприятий;
  • знать материальную базу туризма и пути ее качественного совершенствования;
  • владеть методикой организации приема и обслуживания иностранных туристов;
  • знать методику организации финансово-экономической деятельности туристско-экскурсионных предприятий, вопросы ценообразования туристских услуг;
  • знать специфику спроса на туристские услуги различных социальных и возрастных групп населения;
  • знать законы формирования и развития рынка туристских услуг;
  • иметь научное представление о формах и типах культуры, традициях, быте различных этнических групп, их морально-этнических ценностях и установках, представлениях о чести и достоинстве личности, нормах поведения;
  • уметь вести беседу, диалог общего характера, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
  • уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, необходимые для выполнения профессиональных функций;
  • владеть навыками, методологией и методами самостоятельного научного исследования проблем развития отрасли;
  • вести самостоятельный поиск необходимой информации о состоянии рынка туристских услуг, анализировать ее и принимать необходимые решения;
  • уметь управлять коллективов и направлять его деятельность системой проверенных психологических, социальных, экономических и морально-этических факторов;
  • уметь осуществлять социально-психологическое регулирование отношений в трудовом коллективе, проводить практические исследования социально-экономической обстановки; владеть методами эффективного контроля за исполнением решений;
  • знать ресурсный потенциал  развития туризма и его особенности, воздействие на формирование структуры туристического комплекса;
  • знать о характере позитивного и негативного воздействия туризма на состояние окружающей среды и мерах устранения негативных последствий;
  • владеть методикой оценки туристского потенциала территории;
  • владеть методикой составления перспективных планов развития отрасли;
  • иметь представление о возможностях различных форм и типов туристского освоения территории (приключенческий, круизный, деревенский, горнолыжный и т.п.);
  • уметь эффективно использовать все средства информации для рекламирования пакета туристских услуг и/или маршрута;
  • уметь отстаивать интересы отрасли на всех иерархических уровнях и в ходе конкурентной борьбы за выживание и развитие фирмы.

   Определив требования к кандидату (в форме  должностной инструкции, квалификационной карты, карты компетенций или  другого документа), отдел человеческих ресурсов может приступить к реализации следующего этапа – привлечению кандидатов, основная задача которого – создание достаточно представительного  списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Главными ограничителями на этом этапе является бюджет, который  организация может израсходовать, и человеческие ресурсы, которыми она располагает для последующего обора кандидатов.

   Когда организации необходимо привлечь новых  работников, возникает два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы) [17]. 

    1. Источники найма
 

  Понятие найма на работу, включает в себя ряд действий, направленных на привлечение  кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.

   Имеются два возможных источника набора: внутренний и внешний (рис.2). В данном случае нас интересуют источники найма молодых специалистов – выпускников Вузов. В большинстве случаев набор происходит при использовании внешних источников найма. Но, нередко, выпускники уже являются сотрудниками организации, в которой выявляются вакантные места, таким образом, компания использует внутренние источники для заполнения открывшихся вакансий. Рассмотрим преимущества и недостатки обоих источников привлечения персонала [10]. 
 

    Рис. 2 Источники привлечения персонала

     

     
     
     
     

  К преимуществам внешних источников привлечения кандидатов можно отнести:

  • более широкие возможности выбора;
  • появление новых импульсов для развития компании;
  • прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах;
  • меньшая угроза возникновения интриг внутри компании.

    К недостаткам  внешних источников привлечения  кадров можно отнести:

  • более высокие затраты на привлечение кадров;
  • ухудшается психологический климат в коллективе среди давно работающих;
  • высокая степень риска при прохождении испытательного срока;
  • плохое знание компании;
  • длительный период ориентации.

    К преимуществам  внутренних источников привлечения  персонала относятся:

  • появление шансов для служебного роста, повышение степени привязанности к фирме, улучшения социально-психологического климата в коллективе;
  • низкие затраты на привлечение кадров;
  • претендент на должность знает данную компанию;
  • быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации;
  • решается проблема занятости собственных кадров и возможность избежать всегда убыточной текучести кадров.

    К недостаткам  внутренних источников привлечения  персонала относятся:

  • организационные возможности при выборе кадров;
  • удовлетворяется потребность только качественная, но только через переподготовку или повышение  квалификации, что связано с дополнительными затратами;
  • возможность появления неопределенности или соперничества в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность.

     Соотношение плюсов и минусов использования различных источников найма учитывается в кадровой политике компании. 

    1. Методы  привлечения 
 

      Поиск внутри организации. Прежде чем выйти  на рынок труда большинство организаций требуют искать кандидатов «в собственном доме». Наиболее известными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном месте во внутренних средствах информации, а также обращение к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.

     Поиск внутри организации, как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников, не ставит таким образом отобранных кандидатов перед необходимостью адаптации в организации. При поиске кандидатов внутри организации возможности выбора ограничены числом ее сотрудников, среди которых может не оказаться необходимых людей [13].

     Подбор  с помощью сотрудников. Отдел  человеческих ресурсов может обратиться к персоналу организации с  просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди своих родственников и знакомых. Этот метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, а во-вторых, достижением довольно высокой степени совместимости кандидатов с организацией за счет их тесных контактов с ее представителями. Его недостатки, связанные с «неформальностью» - рядовые  сотрудники не являются профессионалами в области подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией о рабочем месте, вознаграждении и других условиях работы, часто не объективные в отношении потенциала близких людей. Использование исключительно этого метода привлечения кандидатов может привести к развитию семейственности и кумовства – явлений, не способствующих прогрессу организации ни в одном обществе.

     Самопроявившиеся  кандидаты. Практически любая организация  получает письма, телефонные и другие обращения от выпускников или студентов заканчивающих обучение по выбранной специальности и занятых  поиском работы. Не имея потребности  в их труде в настоящий момент, организация не должна отказываться  от таких предложений – базу данных на этих молодых специалистов; их знание и квалификация могут пригодиться в дальнейшем. Поддержание такой базы обходится недорого и позволяет иметь под рукой представительный резерв кандидатов. Для того чтобы самопроявившихся кандидатов было больше, некоторые туристические организации  проводят дни открытых дверей, приглашая всех выпускников и студентов старших курсов, обучающихся по специальности «менеджер в туристическом бизнесе» или, имеющих данную квалификацию познакомиться со всеми направлениями своей деятельности, условиями труда, организационной культурой компании.

     Объявление  в средствах массовой информации – на телевидении, радио, прессе. Основное преимущество данного метода подбора кандидатов – широкий охват при относительно низких первоначальных издержках. Недостатки являются обратной стороной преимуществ – объявления в средствах массовой информации могут привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут обладать требуемыми характеристиками.

     Разбор  заявлений и первичный отбор  может превратиться в трудоемкое и длительное мероприятие. Данный метод с успехом используется для подбора кандидатов массовых профессий, например, рекламных агентов или агентов по продаже для сезонной работы. Для привлечения специалистов объявления помещаются в специальной литературе. Такая сфокусированность поиска ограничивает число потенциальных кандидатов, обеспечивает более высокий уровень знаний и значительно облегчает последующий отбор.

Информация о работе Особенности подбора и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников вузов