Особенности подбора и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 22:35, дипломная работа

Описание

целью дипломной работы является изучение особенностей таких явлений как набор, отбор и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников ВУЗов, как современных технологий управления персоналом в турорганизациях. Соответственно поставлены следующие задачи:
- теоретическое рассмотрение таких явлений как набор, отбор и адаптация молодых специалистов;
* детальный разбор: анализа содержания работы; источников и методов привлечения молодых специалистов;
* выявление сущности и особенностей процессов отбора и оценки кандидатов;
* рассмотрение таких понятий как адаптация, профориентация, введение в должность;
* разбор системы эффективного управления адаптацией в турорганизациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Особенности подбора кандидатов на замещение вакансии
«менеджер по туризму» среди выпускников ВУЗов 5
1.1. Анализ содержания и требования работы 6
1.2. Источники найма 13
1.3. Методы привлечения 15
Глава II.Особенности отбора кандидатов на замещение вакантного
рабочего места 20
2.1. Сущность отбора 20
2.2. Стандартный процесс отбора 21
2.2.1. Первичный отбор 22
2.2.2. Собеседование 24
2.2.3. Справки о кандидате 28
2.2.4. Собеседование с линейным руководителем 29
1.4. Прикладные методы отбора персонала 30
1.5. Выбор кандидата и предложение 32
Глава III. Понятие адаптации 36
3.1. Адаптация: виды, этапы 38
3.2. Управление адаптацией 44
3.3. Программы адаптации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Работа состоит из  1 файл

Диплом 14 шрифт.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

      - отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

      4. Процедуры, правила, предписания:

      - правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;

      - поведение в случае аварий, правила техники безопасности;

      - информирование о несчастных случаях и опасности;

      - гигиенические стандарты;

      - охрана и проблемы, связанные с воровством;

      - отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

      - правила поведения на рабочем месте;

      - вынос вещей из подразделения;

      - контроль за нарушениями;

      - перерывы (перекуры, обед);

      - телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

      - использование оборудования;

      - контроль и оценка исполнения.

    1. Представление сотрудников подразделения [1].

      Данные  программы можно использовать как  для первичной, так и для вторичной  адаптации. Так как адаптация  молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

      Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

      Оценка  состояния работы по адаптации. В течение всего адаптационного периода руководитель должен  неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

      Периодически (не менее двух раз в первый месяц  и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.

      В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.

      Служба  управления персоналом для выяснения  истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую  информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала [20].

      Успешность  адаптации зависит от характеристик  производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем  больше отличие ее от привычной среды  на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

      Адаптация как процесс характеризуется  определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

      С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения  сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

      При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

      - объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;

      - субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др. [14]

      Перечисленные показатели имеют отношение к  непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели: составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых сотрудников [15].

      Получить  отклик от работника после предполагаемого  завершения периода адаптации могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены молодому специалисту. Один из таких вопросников предложен Кибановым. Его основные вопросы:

    1. Укажите срок работы в данной организации:
    2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.
    3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
    4. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь руководителя?
    5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
  1. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали в себе профессиональные навыки?
    1. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
    2. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
  1. Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
  1. Бывают ли у Вас конфликты с руководителем подразделения, с заместителем руководителя, с исполнителями?
  2. В какой мере выражены в Вашей работе следующие критерии: стремление к глубокому знанию дел в организации; интерес к делам и перспективам коллектива; внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям; стремление принимать самое активное участие в принятии решений; стремление начатое дело доводить до конца; чувство принадлежности к коллективу; активное отношение к окружающим?
    1. Материальная помощь со стороны родителей:
    1. Жилищные условия:
    2. Интерес к продвижению:
  1. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы: обеспеченность работой; соответствие работы профессии; соответствие квалификации работе; разнообразность работы; соответствие характера работы способностям и склонностям; возможность повышения квалификации; информированность о делах коллектива; хорошая заработная плата; возможность продвижения; помощь и поддержка руководителя; хорошие отношения с администрацией; хорошие взаимоотношения с коллегами по работе; удачный режим работы; удачное рабочее место?
  1. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
  2. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды? [16]

      Материалы и результаты исследования «Адаптация персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга». Автор программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» — Петр Капустин — сотрудник кадрового агентства «DERO». Это исследование проводилось в 1998-1999 гг. и охватывало деятельность 100 кадровых служб города, которые работали с различными организациями. Были затронуты такие базовые проблемы как, поиск и привлечение персонала, отбор персонала, адаптация персонала, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, обучение, оценка персонала, потребность компаний в инновациях [21].

      Согласно  проведенному исследованию, целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют формализованные программы адаптации, специально разработанные для конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может свидетельствовать о недооценке компаниями важности адаптационного периода для успешности нового сотрудника, как в начальный период его деятельности, так и в дальнейшем.

      Доля  респондентов, затруднившихся оценить  эффективность использования адаптационных программ, приблизительно одинакова независимо от степени их формализации (33 и 36 %% соответственно). Однако отметим, что респонденты, имеющие формализованные программы адаптации, оценивают их использование только как эффективное. Неформализованные программы неэффективны почти у пятой части (19 %) респондентов.

      Содержание  адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям, иерархии и структуре предприятия, непосредственному окружению - коллегам, дисциплине, т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс. 

      График 1. Содержание адаптационных программ

                                                                        [21]

      Психофизиологическая  адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).

      Психофизиологическая  адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [14,15].

ТАБЛИЦА 2.

Оценка  респондентами содержания программ адаптации

(в %% от числа использующих): 

СОДЕРЖАНИЕ   
ПРОГРАММ АДАПТАЦИИ
ОЦЕНКА   
ЭФФЕКТИВНО
ОЦЕНКА   
НЕЭФФЕКТИВНО
ЗАТРУДНИЛИСЬ  ОЦЕНИТЬ
традиции  предприятия 63 15 22
системы оплаты труда 63 2 35
функциональные  обязанности 61 2 37
системы социального обеспечения 60 19 21
неформальные  правила поведения 58 10 32
Коллектив 58 2 40
структура и иерархия 51 11 38
история предприятия 46 19 35
 

                                                                      [21]

      На  первые места по эффективности (в  нашем контексте — “значимость” для новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального самоощущения и чувства сопричастности, — традиции предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях). Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности — функциональных обязанностях — 61 %.

      Затем снова “социальный” блок - система  социального обеспечения - 60 %, неформальные и формальные правила поведения  в коллективе - по 58 % в каждом случае.

Информация о работе Особенности подбора и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников вузов