Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке

Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

     К оригинальным формам относятся явления  и предметы традиционно-бытовой  культуры, соответствующие данному  хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.).

     Специфические конкретные формы присутствуют при  выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков  хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов[20, с.198].

     Выделяют  следующие категории объектов, которые можно отнести к этнографическим:

     - памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);

     - культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;

     - некрополи, кладбища с традиционными  надгробными сооружениями, надписями  на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);

     - традиционные жилища (нежилые, но  сохранившие внешний вид и  внутреннюю планировку; жилые - с  традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов  быта);

     - поселения, сохранившие "этнический  тип", в местах компактного  проживания представителей того  или иного этноса, с традиционной  планировкой улиц, положением жилищ  и хозяйственных построек;

     - бытовые объекты, соответствующие  традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;

     - места проведения народных праздников  с участием фольклорных ансамблей,  использованием традиционной одежды;

     - места возрождения народных промыслов  и традиционных занятий; 

     - этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;

     - комплексы архитектурных или  культовых сооружений, создаваемые  представителями различных этносов  в местах длительного совместного  проживания;

      - археологические объекты (памятники  культуры), имеющие этническую специфику [40]. 
 

  1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 
 

      Анимационные  программы в туризме имеют  самые разнообразные формы и содержание. Их сущность в том, чтобы через использование образных находок и неординарных решений наиболее ярко и художественно воспроизвести ту или иную проблему, историческую эпоху, добавить в тур именно то действие, при помощи которого турист сможет наиболее зримо и полно воспринять замысел тура.

      Использование анимационных программ в сфере этнического  и бытового туризма поможет наиболее ярко и разнообразно представить программу тура. В какую бы сферу национальных традиций и культуры, ее истории ни заглянул человек - везде присутствуют многообразие, высокая духовность и самобытность того или иного народа. 

      Программа этнографических туров должна быть составлена с учетом интересов туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся историей и национальными особенностями данного региона. Технология организации таких туров подразумевает комплексный тематический подбор экскурсий и досуговых мероприятий, освещающих национальные особенности и богатства региона [1]. Целесообразно снабдить автобусы аудиокассетами с записями национальной музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов, что подготавливает туристов к восприятию темы, а гид может прокомментировать музыкальное сопровождение.

      Нелишним  будет посещение тех мест, где  туристы смогут приобрести на память изделия народных промыслов, поэтому при организации туров необходимо оставлять туристам свободное время для отдыха, прогулок и покупок.

      При разработке анимационных программ необходимо включать посещение фольклорных праздников, концертов русских  народных коллективов. Привлекательным является личное участие туристов в плясках, хороводах, играх и т. д. Хорошо также предлагать при этом услуги фото- и видеосъемки.

      К сожалению, использование этнографических  объектов в качестве анимационных часто связано с рядом проблем. Некоторые по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в недостаточно хорошем для осмотра состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Однако одиночные этнографические объекты, т. е. разбросанные на территории различных удаленных друг от друга территориальных единиц и поэтому не включенные в экскурсию, могут быть прекрасным анимационным объектом при условии грамотно составленной анимационной программы [17].

      Объекты этнографического наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным этнографическим туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами с увлекательными анимационными программами и предлагать их на туристский рынок. 

      Компоненты  анимационных программ в этнографическом  туризме:

      1. Весьма живую и многообразную  сторону жизни составляла культура праздника русских крестьян.

      Праздники, бытовавшие в крестьянской среде, условно  можно разделить на 4 группы: календарные, трудовые, семейные и храмовые. Многие праздники пришли из языческих времен, но остались народными. Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих именно этому случаю.

      Сейчас  историю праздников знают не все, но так или иначе Святки, Рождество, Масленицу и другие празднуют многие.

      Для организации анимационных событийных туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Такие туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, праздникам, а личное участие в анимационной программе делает их незабываемыми. 

      2. История и архитектура

      Культурный  потенциал региона выражен в его историческом  наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.

      В числе интересных нововведений в  сфере использования анимационных услуг в целях презентации историко-архитектурного наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов. Целесообразно проводить анимационные мероприятия, традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира. Крупномасштабные акции культурного характера были организованы в Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия, в Санкт-Петербурге при праздновании 300-летнего юбилея города, в Москве в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

      Крепости, усадьбы, дворцы, замки и другие архитектурные  объекты являются важными элементами туристско-анимационной программы и охотно посещаются туристами. Они интересны как объекты анимации тем, что в них или на их фоне проводятся шоу-представления, праздники, костюмированные балы. 

      3. Литература 

      Литературные  памятники региона имеют меньшую привлекательность по сравнению с другими элeмeнтaми культуры, но все же составляют существенный анимационный мотив и основу организации разноплановых анимационных программ. Литературные произведения обладают способности создавать впечатление о стране и ее культуре. Наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем.

      В развлекательные программы для  туристов целесообразно включать литературные вечера. В рамках познавательного  туризма рекомендуется организовывать литературные туры с анимационными представлениями по местам, связанным с именами авторов и героев известных литературных произведений, другие мероприятия. 

      4. Агрокультура

      Уровень развития сельского хозяйства, экология и экологичность продуктов питания привлекают внимание туристов, а также фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например в сборе урожая.

      Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе; в Швейцарии, где предлагается не только отдых в деревне, но и участие в сенокосе и сборе урожая. 

      5. Национальная кухня

      Национальная  кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, где путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню. Например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях. Питание является важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и стране.

      Таким образом, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления. 

      6. Фольклор

        Истоки мировой литературы — в героическом эпосе, сказках, легендах, песнях, пословицах, загадках, в том, что обычно называют фольклором. Он возник тогда, когда человечество еще не имело письменности. Труд вызвал к жизни первые песни и сказки. Песни облегчали работу, подчиняя ее определенной размеренности, четкому ритму.

      а) Музыка и танцы

        Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа. Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных анимационных программ.

      б) Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

      Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся у туристов особым спросом. На предприятиях или в магазинах национального стиля местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей, а также предлагают это сделать туристу. Такая форма торговли является своеобразной достопримечательностью региона, вызывает немалый интерес у туристов и поэтому должна планироваться в анимационных программах 

      7. Изобразительное искусство

      Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способных сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона. Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью Эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит туристов не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и прочим -всем, что вызывает у них интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке